В чём проявляется эффективность контроллинга на предприятиях машиностроения

Красненко И.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Красненко И.Ю. В чём проявляется эффективность контроллинга на предприятиях машиностроения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 72-76.

Аннотация:
Для многих российских частных предприятий внедрение системы контроллинга не вызывает опасений с точки зрения управления затратами и эффективного финансового планирования. Однако для большинства машиностроительных производств данная проблема представляется особенно острой.

Ключевые слова: промышленные предприятия, контроллинг, планирование, машиностроение, управление затратами

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Чаще всего речь идет о выполнении функций контроля финансово-экономическими отделами и не более. Глобальный пересмотр подходов к созданию новых современных экономических моделей и их внедрения в закоренелую структуру управления представляется маловероятным. Тем не менее, многие попытки применения дают многообещающие показатели и вынуждают пересмотреть подходы к процессу создания системы контроллинга на машиностроительных производственных организациях.

Создание эффективной системы контроллинга на предприятиях машиностроения является одной из актуальных тем для российских теоретиков и практиков.

Руководители предприятий, повышая прибыльность и управляемость бизнеса, эффективность производства, формируя кадровый резерв, все чаще обращаются к системе контроллинга.

Чем занимаются контролеры

Основными субъектами системы управления контроллингом являются топ-менеджмент, руководители и контроллеры функциональных подразделений предприятия.

Контроллеры организуют и сопровождают управленческий процесс определения целей, планирования и контроля. Таким образом, они являются внутренними экономическими сотрудниками всех лиц, принимающих решения, выступая в роли навигаторов достижения целей.

В результате анализа практики функционирования подразделений контроллинга были определены следующие функциональные основы данных служб:

‑ разработка регламентов, методик, процедур и информационно-аналитическая поддержка процессов планирования и бюджетирования;

‑ реализация процедур разработки, координации, интеграции и проверки на правдоподобность планов и бюджетов;

‑ разработка методик и алгоритмов контроля реализации планов и бюджетов;

‑ координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;

‑ построение системы управления затратами и ее информационно-методическая поддержка;

‑ разработка принципов функционирования и совершенствование работы корпоративной информационной системы;

‑ разработка методик и реализация процедур измерения, оценки и анализа отклонений;

‑ формирование требований к системе информационного менеджмента;

‑ консультации высшего руководства и координация работ по составлению стратегического плана предприятия;

‑ разработка методик и инструментов стратегического планирования, контроля, учета и анализа;

‑ предоставление текущей отчетности с комментариями для руководства;

‑ информационная поддержка менеджмента;

‑ ведение самостоятельных баз данных с целью конструктивного оппонирования руководителям подразделений в ходе процессов планирования, бюджетирования и контроля;

‑ проведение инвестиционных расчетов и информационно-аналитическая поддержка процессов управления проектами;

‑ составление итоговых отчетов для руководства и собственников [3, с.151].

Эффективность контроллинга в машиностроении

Отечественная и зарубежная практика подтверждает, что в первые два-три года функционирования предприятий имеет место факт снижения операционных затрат на 3-5%.

В учете затрат и бюджетировании подразделений, вопросах закупок и ремонтов, рост эффективности производства возможен в краткосрочной перспективе [4, с. 89].

Рост или снижение показателей рентабельности, повышение прибыльности, ликвидности и оборачиваемости ‑ все это может быть результатом внедрения контроллинга на предприятиях машиностроения.

Контроллинг – составная часть финансового менеджмента. Поэтому для оценки степени его эффективности целесообразно использовать те же приемы и методы, что и для оценки менеджмента организации в целом.

К одному из критериев оценки эффективности контроллинга можно отнести технологию качественной оценки. Она построена на экспертном мнении, и качество такой методики напрямую зависит от весовых коэффициентов и, конечно же, самих экспертов.

Для большинства руководителей машиностроительных предприятий очевиден и тот факт, что производство качественной продукции требует использования соответствующих технологий. А в структуре себестоимости многих машиностроительных предприятий технологические затраты составляют значительную часть [3, с.65].

В настоящее время теория и практика создания службы контроллинга на предприятии создает весьма важную картину, отражающую его плюсы и минусы, так же как и любые суждения в этой области достаточно значимы и заслуживают внимательного рассмотрения и взвешивания, прежде чем будет приниматься управленческое решение.

Например, по Д. Хану результативность и эффективность менеджмента измеряется системой интегральных показателей. Для управления в целом – рентабельность собственного капитала (Return On Equity), для стратегического управления – рентабельность инвестиций (Return On Investment), для оперативного – сумма покрытия издержек [7, с.165].

Внедрение контроллинга — пять аргументов "за"

Необходимость появления на современных российских предприятиях систем контроллинга можно объяснить тем, что:

1) требования к системе управления формируются в нестабильной внешней среде;

2) координация внутренней работы системы управления способствует появлению методов и специфических подходов к усложненным принципам управления;

3) существует потребность в обеспечении значимой информацией и построении специальных систем информационного обеспечения управления;

4) необходимо синтезировать и интегрировать различные области знаний, чтобы ориентировать руководство предприятия на принятие решений и реализацию необходимых мер для создания эффективных подходов к системе управления предприятиями;

5) проведение эффективной реструктуризации на базе предприятий, работающих на принципах контроллинга, способствует общему росту научно-технического прогресса как на предприятиях машиностроения, так и во всех отраслях промышленности.

Таким образом, методологическая основа контроллинга представляет собой своеобразный механизм саморегулирования на предприятии, переводящий его на качественно новый уровень управления организацией.

Смысл внедрения контроллинга состоит не в моментальном и единовременном снижении затрат и росте экономической эффективности. Экономическая выгода заключается в том, что в ходе внедрения контроллинга на предприятии разрабатываются технологии эффективного управления. Они обеспечивают координацию деятельности по постановке задач и методик достижения стратегических и оперативных целей. В результате внедрения контроллинга можно повысить эффективность системы управления предприятиями не только в текущем периоде, но и в долгосрочной перспективе.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:43:01