Индикативные макропараметры транспортного комплекса России: финансовый аспект

Курников Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (115), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Курников Е.В. Индикативные макропараметры транспортного комплекса России: финансовый аспект // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 9-13.

Аннотация:
Развитие экономики современной России характеризуется рядом процессов, затрагивающих как отдельные предприятия страны, так и всю совокупность хозяйствующих субъектов, действующих на ее территории. Некоторые из них можно считать продолжением перестройки национальных экономик и превращением их в единый глобальный механизм.

Ключевые слова: транспорт, транспортный комплекс

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Развитие экономики современной России характеризуется рядом процессов, затрагивающих как отдельные предприятия страны, так и всю совокупность хозяйствующих субъектов, действующих на ее территории. Некоторые из них можно считать продолжением перестройки национальных экономик и превращением их в единый глобальный механизм.

К одной из важнейших составляющих такого процесса, безусловно, относится транспортный комплекс. Он является не только одним из базовых элементов, но и индикативным макропараметром развития национальных экономик, несет основную нагрузку по поддержанию системы обмена товарами и услугами во всем мире. В связи с этим значимость выявления и анализа различных феноменов, тенденций и аспектов, влияющих на развитие транспортного комплекса в глобальном и национальном масштабах, постоянно возрастает.

Одним из таких феноменов является процесс формирования глобальной системы международных транспортных коридоров (ГСМТК), пространственную архитектуру которой составляют наиболее востребованные национальные транспортные инфраструктуры и комплексы. Поэтому информационно-коммуникативные, инновационно-технические, финансово-экономические аспекты их обустройства и функционирования особенно актуальны для всего постиндустриального сообщества. Очевидно, что их слабое развитие значительно осложняет процесс обеспечения высокого социально-экономического уровня страны и интеграции в мировое хозяйство, а также делает невозможным поддержание больших объемов транзитных перевозок грузов и пассажиров по ее территории, а, следовательно, и участие в ГСМТК.

Коммуникации и транспортная инфраструктура России по своей структуре и месту расположения, хотя и отвечают, в основном, внутренним и внешним транспортно-экономическим связям сегодняшнего дня, тем не менее, с учетом инновационного пути развития, нуждаются в расширении и модернизации.

Это тем более необходимо, что геополитическое и геоэкономическое положение России позволяет ей не только претендовать на одно из ведущих мест в глобальном пространстве транспортно-инфраструктурных коммуникаций, но и реализовать роль как трансконтинентального моста между Европой, Азией и Америкой, так и эффективного экономического звена глобальной мировой системы.

Отмечая роль транспорта с точки зрения макроэкономического развития страны, нельзя не остановиться на основных индикаторах-макропараметрах, по которым можно судить об общественно-политической стабильности и степени социально-экономического развития, качестве жизни населения. Эти макропараметры характеризуют не только важнейшие стороны развития государства, но имеют непосредственную связь с уровнем транспортного развития страны. К ним можно отнести:

‑ объем ВВП;

‑ конкурентоспособность государства;

‑ степень транспортной освоенности национальной территории;

‑ уровень инфляции и безработицы;

‑ индекс потребительских цен и уровень платежеспособности населения;

‑ цены на энергоносители;

‑ объем налоговых и таможенных поступлений и др.

Обеспечение высоких индикативных макропараметров транспортного комплекса страны реализуется целостной системой государственного менеджмента, использующего различные принципы, методы и средства. В процессе формирования инновационной системы администрирования транспортной отрасли России, наряду с другими, все большая роль отводится программно-проектному методу, ключевым звеном которого является поэтапное межотраслевое стратегическое планирование. Среди них приоритетным является государственная система мер, направленная на опережающее развитие транспортной инфраструктуры на основе крупных портовых, авиационных и железнодорожных узлов, в том числе с ориентацией на обслуживание транзитных потоков и стыковку внутрирегиональных коммуникаций с международными коридорами [2].

Сегодня недостатки в транспортной отрасли и инфраструктуре, как и в энергетике, сдерживают экономическое развитие. Транспортная инфраструктура является стратегической в условиях безопасности и обороноспособности страны [1].

Особенность механизма реализации новой стратегии заключается в том, что достигается скоординированная работа всех видов транспорта и «увязка» федеральных программ развития с региональными. Кроме того, бюджетные средства выступают не в качестве основного источника финансирования, а являются стимулом для притока частных вложений в отрасль и инфраструктуру.

При этом Минтрансом, Минэкономразвития и Минфином предусматривается использование различных финансовых инструментов для привлечения частных инвестиций, в том числе:

‑ выпуск инфраструктурных транспортных облигаций;

‑ продажа государственных пакетов акций портов;

‑ использование части таможенных платежей от внешнеэкономической деятельности на развитие транспортной инфраструктуры к пограничным переходам;

‑ специальная налоговая политика для инвесторов, участвующих в развитии транспортной инфраструктуры [4].

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть и некоторые другие финансовые аспекты формирования и обустройства транспортной инфраструктуры, в первую очередь портовой. Именно в ней не только реализуется национальная морская, таможенная и пограничная политика, осуществляется решение других важнейших государственных задач, но и связываются в единый транспортный узел морской, железнодорожный, трубопроводный и другие виды транспорта. За период 2000-2006 гг. 62 порта страны обеспечили обработку грузов в объеме 421 млн. тонн, превысив суммарный грузооборот всех портов Советского Союза (а к 2015 г. планируется довести его до 650 млн. тонн). Однако при этом они не достигли необходимого уровня конкурентоспособности и требуют инновационной государственной политики [3].

Среди основных правовых актов в этой сфере, определяющих порядок, формы и методы предоставления финансовых льгот (налоговых, таможенных и других) для инвесторов, являются законы:

‑ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 08.11.2007;

‑ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 240-ФЗ от 30.10.2007 года.

Кроме того, в связи со строительством новых и модернизацией существующих инфраструктурных объектов, необходимых для успешного проведения Олимпиады-2014 в г. Сочи и его развития как горноклиматического курорта, был принят соответствующий закон [5] и учреждена крупнейшая госкорпорация «Олимпстрой». Закон предусматривает особый порядок финансирования, налогообложения, уплаты таможенных платежей для инвесторов, организаторов, участников и спортсменов Олимпиады-2014, в дополнение к уже действующим нормам.

Указанные законы, а также ряд других мер, существенно актуализируют финансовые аспекты (в том числе налоговые), влияющие на индикативные макропараметры развития транспортного комплекса, транспортной и таможенно-пограничной инфраструктур, повышая как уровень конкурентоспособности экономики России, так и качество жизни ее населения.


Источники:

1. Выступление В.В. Путина 13.11.2007 года. //Материалы заседания Государственного совета в Красноярске, посвященного обсуждению Стратегии транспортного развития Российской Федерации до 2030 года.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М.: Минэкономразвития России, 2007. – с. 133.

3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. – М.: Минтранс России, 2007. – с. 6.

4. Клюс В.А. Морские ворота страны должны быть широко открыты. //Национальные проекты. – 2007. ‑ № 9. – С. 14.

5. Федеральный закон от 01.12.2007 г. №310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:57:46