Пути повышения продовольственной безопасности российских регионов ( на примере развития АПК Пермского края)

Черникова С.А., Тупицына О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (254), Апрель 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Черникова С.А., Тупицына О.В. Пути повышения продовольственной безопасности российских регионов ( на примере развития АПК Пермского края) // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 8. – С. 99-108.

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема продовольственной безопасности российских регионов. Проведен анализ и определен уровень самообеспечения Пермского края мясной продукцией. Выявлены факторы, сдерживающие развитие мясного животноводства, охарактеризованы программы его поддержки. Приведены особенности нового порядка субсидирования сельхозпроизводителей. Определены основные проблемные вопросы, на которые необходимо обратить внимание российским сельхозпроизводителям.

Ключевые слова: конкурентоспособность, Пермский край, самообеспечение, мясное животноводство, сельхозпроизводители



В условиях мирового экономического кризиса и санкций, вводимых ЕС и США против России, проблема продовольственной безопасности российских регионов приобретает особую актуальность. Вступление России в ВТО открыло рынки для иностранных компаний, которые активно начали их освоение, вытесняя отечественных производителей продовольствия.

Повышение конкурентоспособности российских сельхозпроизводителей и развитие приоритетных для каждого региона отраслей сельского хозяйства становится региональной и государственной задачей первостепенной важности, т.к. практически все регионы Российской Федерации зависят от импорта продовольствия.

Самообеспечение региона мясной продукцией

В России порядка 30% мяса приходится импортировать. Вместе с тем за счет производства мяса птицы страна уже достигла безопасного уровня продовольственного обеспечения. В конце 2013 г. министр сельского хозяйства Н. Федоров сообщил, что по главным продуктам – зерну, картофелю, растительному маслу и сахару – Российская Федерация обеспечивает себя полностью.

Мясное животноводство является одной из основных отраслей сельского хозяйства, т.к. практически ни один регион не может обходиться без высококалорийных продуктов, учитывая суровые климатических условия, обусловленные географическим расположением территорий (Урал, Сибирь, Север).

Пермский край является одним из регионов, имеющим выраженную специализацию - мясное животноводство, которое представлено скотоводством мясных и молочных пород, коневодством, свиноводством, птицеводством и др. Однако край не в состоянии обеспечить продовольствием собственного производства свое население по медицинским нормам питания, поэтому часть (51,9%) продовольствия импортируется из других регионов.

Доля продукции сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства мясопродуктов в 2012 г. составила 74,4%; доля продукции хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств – 23,8% и 1,8% соответственно. По предварительным итогам в 2013 г. всеми категориями хозяйств произведено 112,3 тыс. т скота и птицы на убой в живом весе, или 96,6% к уровню 2012 г. В таблице 1 представлена динамика производства мясопродуктов по категориям хозяйств.

Таблица 1

Динамика производства мясопродуктов в Пермском крае по категориям хозяйств, тыс. тонн

Категории хозяйств
2000 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Сельскохозяйственные организации
56,2
59,7
59,7
58,2
Хозяйства населения
41,4
19,7
19,9
18,6
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
0,8
1,1
1,5
1,4

Источник: [2].

На основании проведенного исследования по категориям хозяйств в 2000-2012 гг. наблюдается снижение производства мясопродуктов на 20,5%. Изменение произошло за счет значительного уменьшения объемов производства хозяйствами населения в среднем на 55,1%. При этом для сельскохозяйственных организаций были созданы более благоприятные условия производства, что позволило повысить производство на 3,6%.

В условиях кризиса в экономике происходит снижение занятости и уровня заработной платы населения, а вследствие этого спад платежеспособного спроса на продукты питания. В такой ситуации уровень самообеспечения продовольствием региона определяется удовлетворением норматив­ной потребности в нем.

В 2013 г. общий объем потребления мяса в Пермском крае составил 154,4 тыс. т, из них только 77,3 тыс. т произведены сельхозпредприятиями региона, т.е. коэффициент самообеспечения составил 50%. По оценке ООН, в случае, если на территорию субъекта ввозится более 30% продовольствия, продовольственная безопасность на такой территории утрачена. Даже на уровне 20% импорт не дополняет, а уже подавляет внутреннее производство.

Уровень самообеспечения региона продовольствием рассчитывается по коэффициенту самообеспечения (Кс):

Кс = Пп / Пн,

где Пп - объем потребляемой части продукции (объем всей произведенной продукции минус продукция на производственные нужды);

Пн - нормативная потребность продукции.

Баланс производства и потребления

Для оценки уровня обеспеченности населения региона продовольствием используется система показателей, характеризующих не только производство или потребление основных видов продовольствия, но и потенциал региона с точки зрения возможности производства необходимого количества продовольствия.

Потенциал региона в обеспечении собственных потребностей в продовольствии определяется путем оценки следующих показателей в совокупности:

– объем производства основных видов продовольствия;

– объем потребления на душу населения;

– уровень самообеспеченности региона основными видами продовольствия;

– объем импорта и экспорта.

В таблице 2 приведена динамика показателей производства (ресурсы) и потребления (использование) мяса и мясопродуктов в Пермском крае.

Таблица 2

Динамика показателей производства (ресурсы) и потребления (использование) мяса и мясопродуктов в Пермском крае, тыс. тонн

Показатели
2000 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Ресурсы




Запасы на начало года
14,7
12,7
13,5
13,2
Производство
98,4
80,5
81,1
78,2
Ввоз, включая импорт
41,7
91,0
91,2
98,6
Итого ресурсов
154,8
184,2
185,8
190,0
Использование




Производственное потребление
0,2
0,1
0,1
0,3
Потери
0,3
0,3
0,3
0,3
Вывоз, включая экспорт
2,0
15,5
14,5
15,3
Личное потребление
138,6
154,8
157,7
159,6
Запасы на конец года
13,7
13,5
13,2
14,5
Коэффициент самообеспечения, %
70,5
51,9
51,3
49,0
Источник: [1].

Население Пермского края за период 2000–2012 гг. сократилось на 12,8%, при этом потребление мясопродуктов выросло на 12,9%. По данным статотчетности за 2013 г., в среднем по России потребление мяса и мясопродуктов составило 64 кг/чел., в Пермском крае - 57,1 кг/чел., при рациональной норме 70-75 кг/чел.

Снижение объемов производства компенсируется увеличением ввозимой продукции на территорию Пермского края, но даже рост ввоза не способствует достижению рациональной нормы потребления мясной продукции.

Факторы, снижающие развитие мясного животноводства

В Пермском крае есть ряд хозяйств, которые успешно занимаются мясным животноводством: СПК «Колос» Карагайского района, ООО «Сергинский» Сивинского района, ООО «Золотой теленок» Чайковского района, СПК «Правда» Ординского района и др. Поголовье крупного рогатого скота мясных пород в 2013 г. в хозяйствах Пермского края выросло на 10%.

Применение сельхозпроизводителями устаревших техники, оборудования и технологий повышает себестоимость продукции. В связи с этим большинство мясокомбинатов Пермского края работают на привозном сырье, а отсутствие собственного забоя существенно ограничивает производство мясопродуктов в малых и средних сельскохозяйственных организациях и в личных подсобных хозяйствах. Кроме того, существующая схема энергообеспечения сельхозпроизводителей, ежегодно растущие тарифы на электричество становятся обременительными и ведут к повышению себестоимости продукции.

Ввиду недостатка оборотных средств на сельхозпредприятиях отсутствует запас кормов, достаточный для устойчивого функционирования, рацион не соответствует нормативному, не обеспечивается должный ветеринарный контроль. У большинства сельхозпредприятий отсутствуют средства на реконструкцию и модернизацию производственных мощностей.

Перечисленные внешние и внутренние факторы существенно сдерживают развитие мясного животноводства в Пермском крае. При этом приоритетными задачами края являются увеличение производства мяса и мясопродуктов с целью обеспечения жителей Пермского края продукцией местного производства и сохранения рабочих мест, а также недопущение возникновения социальной напряженности в регионе.

Программы поддержки развития животноводства в Пермском крае

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края с 2014 г. изменены подходы к вопросам предоставления господдержки экономически значимых региональных программ, реализуемых на территории Пермского края. Изменения в Госпрограмме включают:

- возмещение затрат в животноводстве до 50% сельхозпроизводителям на строительство новых современных комплексов, модернизацию и реконструкцию существующих производств;

- предоставление субсидий на приобретение нового технологического оборудования в рамках реализации направления по развитию переработки и сбыта продукции животноводства.

Программа по развитию мясного животноводства представляет второй уровень системы нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм реализации продовольственной политики Пермского края. В рамках программы на условиях софинансирования с краевым бюджетом дополнительно привлекаются федеральные средства на развитие мясного животноводства.

Целью региональной экономически значимой программы является создание благоприятных технологических и экономических условий для развития отрасли мясного животноводства, увеличение объемов производства продукции мясного животноводства, освоение внутреннего рынка, формирование новых рабочих мест.

Реализация программы предполагает к 2020 г. увеличение на 85% (от уровня 2012 г.) производства говядины от специализированных мясных пород, а также увеличение на треть производства мяса птицы.

В Пермском крае в рамках приоритетных направлений развития АПК действует долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы» (далее – Программа), утвержденная постановлением Правительства Пермского края № 1335-п от 27 ноября 2012 г. [2]. В рамках Программы реализуется проект «200 ферм» рассчитанный на 2014-2015 гг., который является первостепенным в мясном животноводстве. В проекте планируется повысить конкурентоспособность мясного скотоводства за счет развития племенной базы мясного скота и эффективного использования имеющихся ресурсов (земли, рабочей силы, кормов и т.д.).

Всего за период 2014-2015 гг. планируется создать 8252 скотоместа, что потребует инвестиций в размере 469 млн руб., при этом 3700 скотомест планируется создать в 2014 г. Осуществление проекта в полном объеме будет способствовать повышению коэффициента самообеспечения Пермского края мясом до 57%. На рисунке представлен прогноз повышения коэффициента самообеспечения мясом в Пермском крае.

Рис. Прогноз повышения коэффициента самообеспечения мясом в Пермском крае

Новый порядок господдержки сельскохозяйственного производства

В рамках поддержки сельскохозяйственного производства Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края разработан и осуществляется новый порядок субсидирования сельхозпроизводителей. Механизм выделения сельхозпроизводителям государственных субсидий ориентирован на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Сельхозпроизводитель получает господдержку при достижении 75% от среднего краевого уровня производства продукции.

Механизмы господдержки включают в себя следующие порядки:

- субсидирование части затрат при увеличении маточного поголовья (25 тыс. руб./гол.);

- субсидирование части затрат на содержание маточного поголовья (40 тыс. руб./гол.);

- субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на покупку племенного скота (44 тыс. руб./гол.).

В ходе реализации новых инновационных проектов в 2014-2015 гг. планируется строительство и реконструкция следующих объектов:

- ООО «Красотинское» (Березовский район) - откормочный комплекс и племенной репродуктор, 3000 голов (объем инвестиций 146,8 млн руб.);

- ООО СП «Правда» (Ординский район) - откормочный комплекс, 2000 голов (объем инвестиций 94,2 млн руб.);

- ООО «Восход» (Сивинский район) - племенной репродуктор и площадка по откорму скота, 1896 голов (объем инвестиций 150 млн руб.);

- Агрохолдинг «Обвинский» (Сивинский район) - пункт по убою КРС и первичной переработки мраморной говядины, мощность 5 тонн в смену (объем инвестиций 60 млн руб.);

- ООО «Агрофирма ТИК» (Карагайский район) - откормочный комплекс, 1356 голов (объем инвестиций 25,3 млн руб.) и другие сельскохозяйственные объекты.

Выводы

Проведенный авторами анализ позволяет сделать вывод о существенном ресурсном потенциале Пермского края, о необходимости и возможности создания ферм с товарными стадами не менее 2000 голов, а также потребности в строительстве убойных пунктов.

Планируемые в Пермском крае мероприятия способствуют увеличению доли собственного производства мяса до 60%, что должно положительно отразиться на развитии всего сельскохозяйственного комплекса и уровне жизни населения.

В связи с обострением конкуренции с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции, российским сельхозпроизводителям необходимо обратить внимание на такие важные вопросы, как комплексное решение проблемы энергообеспечения, внедрение современных технологий, модернизация производства, государственная поддержка и решение задачи привлечения внешних инвестиций.


Источники:

1. Постановление Правительства Пермского края от 27.11.2012 № 1335-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в пермском крае на 2013–2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regionz.ru.
2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://permstat.gks/ru.
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agro.permkrai.ru.
4. Тупицына О.В., Ренев В.В. Развитие рынка мяса и мясной продукции Пермского края // Экономика АПК Предуралья: ежегод. науч.-практич. журнал. – 2011. – С. 102–105.
5. Тупицына О.В. Развитие системы продовольственного обеспечения (на материалах Пермского края): дис. … канд. экон. наук / Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук. – М., 2009.
6. Черникова С.А. Повышение конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса путем реструктуризации учетных систем // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2012. – Т. 42. – № 4 (42). – С. 97–102.
7. Черникова С.А. Перспективы развития интеграционных процессов в молочно-продуктовом подкомплексе пермского края // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2009. – № 3. – С. 40–41.
8. Пыткин А.Н., Черникова С.А. Особенности реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса в инновационные интеграционные формирования: Монография – перераб. и доп. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2013. – 184 с.
9. Черникова С.А. Управленческий учет для сельскохозяйственных предприятий. Состояние и перспективы развития управленческого учета на предприятиях агропромышленного комплекса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 2–1. – С. 59–65.
10. Светлаков А.Г., Яркова Т.М. Инновационные подходы в определении государственной поддержки генерирования продовольственных запасов региона в формате ВТО // Научный информационно-аналитический экономический журнал «Экономика региона». – 2013. – № 4. – С.157–167.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:01:55