Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2013

Роль транспортной инфраструктуры в развитии региональной экономики

Кузнецов Юрий Юрьевич, аспирант кафедры экономики и управления на предприятии, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Россия

The Role of Transport Infrastructure in the Regional Economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 70

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы развития транспортной инфраструктуры Пермского края. Подробно проанализированы возможности развития железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного транспорта. Выделены основные проблемы, касающиеся объемных, экономических и качественныххарактеристик транспорта, которые не позволяют решить задачи транспортного обеспечения растущей экономики и социального развития края, даны рекомендации по развитию транспортной отрасли. Сделан вывод о том, что транспортная отрасль должна развиваться опережающими темпами, по сравнению с другими отраслями экономики.
Цитировать публикацию:
Кузнецов Ю.Ю. Роль транспортной инфраструктуры в развитии региональной экономики // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 2. – С. 85-90.

Концепция модернизации отечественной экономики предусматривает в качестве важнейшей задачи организационное совершенствование, техническое перевооружение и качественное улучшение транспортного обслуживания бизнеса и населения России [1]. Развитие современного общества характеризуется не только углублением разделения труда и усложнением производственных и коммерческих взаимосвязей, но и стремлением людей к более тесному общению и контакту. В реализации этих тенденций важную роль играет транспортная инфраструктура.

Транспортного коридор Европа – Азия

Транспортное развитие соответствует развитию территории и является необходимой связующей частью в перемещении людей и товаров. Чем лучше развита транспортная инфраструктура, тем выше конкуренция и свобода экономической деятельности, тем боле возможностей для улучшения условий и повышения уровня жизни населения региона. Таким образом, в современных условиях экономического роста, транспорт рассматривается не столько как отрасль, перевозящая людей и грузы, а прежде всего, как отраслевая система, меняющая базовые условия жизнедеятельности человека.

Транспорт является важной составной частью социальной и производственной инфраструктуры любого региона, в том числе Пермского края. Вместе с другими отраслями инфраструктуры, транспорт обеспечивает основные условия жизнедеятельности общества, являясь базовым инструментом не только экономики, но и социальной сферы Пермского края.

Чем устойчивее будет работать транспортная система края, и чем больше будут внедрять новые эффективные схемы доставки товаров и пассажиров, тем выше будет доступность транспортных услуг для всех потребителей и тем меньше будет риск в хозяйственной деятельности и социальной сфере региона [2].

В развитии конкурентных преимуществ Пермского края приоритетную роль транспорта определяют географические особенности региона. Регион, находясь в центральной части России, является составной частью транспортного коридора Европа – Азия. На территории Пермского края пересекаются трансконтинентальные автомобильные, воздушные и железнодорожные линии, находятся четыре восточных порта европейской части России, обеспечивающие выход в Южную и Северную Европу. 

На территории края пересекаются две железнодорожные магистрали трансконтинентального значения: Москва – Казань – Екатеринбург – Курган – Омск и Москва – Ярославль – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Владивосток, а также дороги, соединяющие регион со Свердловской и Челябинской областями. В последующем планируется реализация проекта «Белкомур», который даст выход Пермскому краю, через Республику Коми, в Архангельскую область [3].

Проект «Белкомур»

Целью проекта «Белкомур» является строительство железнодорожного пути Соликамск – Архангельск, проходящий параллельно «Транссибу», а также реализация инвестиционных проектов предприятий регионов. Проект разгрузит действующую транспортную систему и даст возможность ликвидировать существующие инфраструктурные тупики, обеспечит доступ к ныне не используемым сырьевым ресурсам, создаст новый транзитный путь, который свяжет Урал и Сибирь с северными портами.

По проекту «Белкомур» на территориях Пермского края, Республики Коми и Архангельской области планируется модернизировать и построить новые предприятия и производства, что даст возможность получить до 45 000 новых рабочих мест; сократится на 800 км расстояние от Трансиба до северных портов — это уменьшит стоимость доставки грузов на 40%; в деловой оборот можно будет вовлечь более 25 млн метров недоступных лесных ресурсов.

На реализацию проекта «Белкомур» планируется сумма около 300 млрд рублей. Железнодорожная магистраль будет возводиться в рамках частно-государственного партнерства [4].

Вторым крупным железнодорожным проектом является строительство Южного обхода города Перми. Потребность вывода железнодорожной магистрали очевидна. Но, остается вопрос, где пройдет новая железнодорожная линия и каковы сроки ее возведения. 

Также, планируется в конце 2013 года начать реконструкцию вокзала станции Пермь-II — главного железнодорожного узла края. Вокзал станции Пермь-II по объему работы обслуживает жителей и гостей Пермского края в трех направлениях: на восток, запад и север страны. Ежегодно с вокзала отправляются более восьми миллионов пассажиров в поездах дальнего следования и пригородных электричках. После реконструкции площадь вокзала составит двадцать тысяч квадратных метров, они разместятся на четырех этажах, а вместе с коммерческими строениями, общая площадь займет сто тридцать тысяч квадратных метров. Сдача объекта ориентировочно запланирована на четвертую декаду 2015 года. Объем инвестиций в проект составит свыше десяти миллиардов рублей.

Важным звеном транспортной инфраструктуры края отводится речному транспорту. Река Кама – это мощная глубоководная артерия края и Европейской части России. Она имеет выход на европейские страны. Таким образом, из края может осуществляться перевозка грузов в порты Черного, Балтийского, Белого, Каспийского и Азовского морей, речные порты Большого Европейского кольца. Общая протяженность речных путей составляет более 1731 км.

Туристические маршруты

В правительстве края обсуждают проект по разработке водных туристических маршрутов и подготовке транспортной инфраструктуры в города Елово, Оханск, Чайковский, Оса. Важно то, чтобы каждый из этих туристический маршрутов был бы интересен и пермякам и гостям края.

Что касается дорог автомобильного транспорта Пермского края, то на начало 2009 года дороги общего пользования составляли 13157 км, ведомственные 12167 км, а общее количество федеральных и территориальных автодорог составляли 25324 км. Санкт-Петербург, Вологда, Ижевск, Сыктывкар, Сургут, Томск, Ханты-Мансийск – города, на которые край имеет автодорожные выходы. По территории края проходит автомобильная федеральная трасса, которая соединяет Республику Беларусь и Екатеринбург. Гордостью Пермского края является Красавинский мост – автомобильный мост через Каму, крупный объект транспортной инфраструктуры региона за последние годы. Город Пермь соединен сетью автомобильных дорог со всеми административными центрами и населенными пунктами региона.

В настоящее время завершается строительство новой магистрали Пермь – Кудымкар – Сыктывкар и реконструкция федеральной трассы Пермь – Екатеринбург.

Также в Пермском крае имеется аэропорт «Большое Савино», обладающий международным статусом, который после проведенной реконструкции будет способен принимать самолеты любого класса.

Несмотря на все вышесказанное, в настоящее время транспортная отрасль исчерпала свои возможности, развитие ее происходит инерционно. К сожалению, транспорт сегодня не в состоянии решить экономические, объемные и качественные характеристики транспортного обеспечения социального развития и растущей экономики края.

Уровень конкурентоспособности современной развивающейся экономики все в большей степени зависит от инвестиционной привлекательности территории [5]. В полной мере это относится и к транспортной отрасли, встающей на путь нового развития с переходом к интеллектуальным транспортным системам, где будут использоваться высокоскоростные транспортные коммуникации.

Вывод

Перед транспортной отраслью стоит важная задача развиваться опережающими темпами по сравнению с другими отраслями экономики. Транспорт не должен стать «узким местом» и фактором, сдерживающим экономический и социальный рост территории. Напротив, согласно социально-экономическим прогнозам, опережающее развитие транспорта должно стать основой социально-экономического развития российских многих регионов [6]. Именно такой подход закономерно приведет экономику России и ее регионов к инновационным переменам и устойчивому экономическому росту [7].


Источники:
1. Мингалева Ж.А. Подгорнова Е.В. Государственные инвестиции в инфраструктуру как фактор регионального экономического развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2010. – № 96. – С.115–119.
2. Куклин А.А., Татаркин А.И. Качество жизни – индикатор устойчивого развития региона // Уровень жизни населения регионов России. – 2009. – № 8–9. – С. 25–34.
3. Официальный сайт проекта «Белкомур» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belkomur.com.
4. Мингалева Ж.А. Формирование комплексной системы государственных мер стимулирования инновационной деятельности в России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2010. – № 99. – С.12–19.
5. Мингалева Ж.А. Инвестиционные механизмы управления прогрессивными структурными сдвигами: некоторые теоретические аспекты анализа // Журнал экономической теории. – 2006. – № 2. – С.121–135.
6. Черешнев В.А., Куклин А.А., Черепанова А.В. Теоретико-методический подход к прогнозированию социально-демографического развития региона //
Экономика региона. – 2010. – № 2. – С. 38–46.
7. Мингалева Ж.А., Ткачева С.В. Экономический рост в регионах: пригоден ли мировой опыт для России? // ЭКО. – 2000. – № 3. – С. 131.