Анализ направлений инвестиционной деятельности футбольного клуба

Лукинова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лукинова О.В. Анализ направлений инвестиционной деятельности футбольного клуба // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – С. 121-125.

Аннотация:
В статье футбольный клуб рассматривается как объект инвестирования. Описаны специфические особенности таких инвестиций, выделены и подробно проанализированы объекты инвестирования в футбольном бизнесе.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, футбольный клуб, объекты инвестиций, нематериальные активы футбольного клуба (регистрации игроков)

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Деятельность футбольного клуба является специфическим объектом комплексного экономического анализа. Инвестиционная деятельность футбольного клуба также обладает уникальными характеристиками, отличающими футбольный клуб от «обычного» хозяйствующего субъекта.

Перед рассмотрением объектов инвестирования футбольного клуба, сразу необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что очень часто сам футбольный клуб является объектом инвестирования денежных средств. В европейских странах большинство футбольных клубов являются открытыми акционерными обществами с двумя – тремя главными акционерами и миноритариями – болельщиками. В последнее время крупные инвесторы стали предпринимать попытки (удачные и неудачные) выкупа контрольного пакета акций, инвестируя сотни миллионов евро. Ведущие российские клубы, как правило, имеют частных инвесторов. Очевидно, что футбольные клубы становятся весьма привлекательным объектом вложения средств для внешних инвесторов.

Футбольный клуб как объект Инвестирования

Характеризуя футбольный клуб как объект инвестирования, можно выделить следующее.

1. Достаточно длительный срок окупаемости вложенных активов (в большинстве случаев). Изучив последние покупки футбольных клубов мы можем сказать, что для того, чтобы приобрести хотя бы часть акций футбольного клуба (мы будем говорить о топ-клубах) необходимы огромные денежные средства. Для этого инвесторы вынуждены брать огромные кредиты. Купив клуб, собственник перекладывает выплату долга и его обслуживания на клуб. Либо покупая клуб, который близок к банкротству, инвестор берет на себя все обязательства футбольного клуба, а после выплаты всех долгов он должен вкладывать значительные средства в развитие клуба из своего «личного кармана». По этим причинам срок окупаемости вложений средств в футбольный клуб может растянуться на достаточно длительный и непредсказуемый период.

2. Высокий риск и неопределенность. В футболе всегда высока неопределенность будущих спортивных результатов. Никогда нельзя с точностью определить, как будет выступать клуб через 3 – 4 года, а, следовательно, какой доход он будет приносить. Также всегда существует риск невыплаты долга и процентов по нему. Все виды финансового риска при покупке футбольного клуба увеличиваются по причине взаимосвязи и прямой зависимости коммерческой деятельности футбольного клуба и спортивной. Поэтому для успешного управления футбольным клубом требуются не только хорошие экономические знания, но и спортивные.

3. Привлекательность объекта инвестирования в долгосрочной перспективе. Редки случаи, когда футбольный клуб сразу приносит прибыль своему владельцу. Данный объект инвестирования требует огромных финансовых вливаний, которые способны окупиться только в долгосрочной перспективе. Однако когда футбольный клуб становится успешным и, самое главное, стабильным, то он начинает приносить своему владельцу значительную прибыль и становится отличным вложением средств.

Но вернемся к футбольному клубу как субъекту инвестиционной деятельности. На основе классификации инвестиций, рассмотренной выше, выделим основные объекты инвестирования футбольного клуба (см. рис. ниже).

Рис. Основные объекты инвестирования футбольного клуба

Реальные и финансовые Инвестиции

К реальным инвестициям футбольного клуба относятся вложение в строительство собственного стадиона, тренировочной базы, различное оборудования для спортсменов, основные средства (например, техника для обслуживания футбольных полей) и др. Реальные инвестиции или имущественные инвестиции являются основным инструментом, наряду с инвестициями в нематериальные активы, создания стоимости и реализации стратегии футбольного клуба [1].

Поскольку реальные инвестиции, как правило, имеют долгосрочный характер, их всегда следует осуществлять с учетом принятой стратегии развития. Можно даже подчеркнуть, что инвестирование средств без согласования со стратегией развития представляет собой верный путь к краху и вряд ли способно привести к росту стоимости футбольного клуба.

Строительство собственного стадиона является важнейшим этапом в развитии клуба. Данный объект инвестирования требует огромных финансовых влияний на протяжении всего времени строительства, которое в случае неблагоприятных обстоятельств может растянуться на неопределенное время, и, следовательно, хорошую финансовую устойчивость ФК. При этом данный инвестиционный проект способен достаточно быстро окупиться при грамотном управлении. Современные стадионы обладают развитой инфраструктуры и поэтому способны генерировать денежные потоки не только от продажи билетов на матчи, но и от коммерческой деятельности ФК. Развитая инфраструктура стадиона является одним из важнейших факторов успешной хозяйственной деятельности клуба. Однако и здесь следует сделать оговорку на спортивные достижения клуба. Спортивные успехи клуба прямо пропорционально связаны с посещаемостью матчей и количеством продаваемой продукции. Следовательно, для клуба, который играет в третьем дивизионе и показывает нестабильную игру, намного выгодней арендовать стадион, чем построить собственный.

Поэтому можно смело утверждать, что строительство собственного стадиона является одним из главных направлений капиталовложений футбольного клуба. А комплексный инвестиционный анализ такого рода вложений приобретает еще более важное значение. Вот почему выбор той или иной формы реального инвестирования всегда должен соответствовать текущему и перспективному курсу развития клуба и учитывать следующие факторы:

– финансовое состояние клуба;

– ожидаемые в будущем спортивные достижения;

– ожидаемые в будущем экономические условия ведения бизнеса;

– перспективы отрасли;

– конкурентное положение клуба, его сильные и слабые стороны и т.п.

Оценка приведенных выше факторов, является результатом проведения комплексного финансово-инвестиционного анализа деятельности футбольного клуба.

В отличие от объектов, имеющих материально-вещественную форму, финансовые активы представляют собой документы или контракты, которые имеют денежную стоимость, отражают связанные с ними имущественные права, могут самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи или иных сделок, а также служат источником получения дохода, выступая разновидностью денежного капитала [1].

Финансовые активы являются наиболее ликвидными объектами инвестирования. Однако цена подобных активов может значительно отклоняться от их номинальной либо справедливой стоимости. Таким образом, вложения в финансовые активы связаны с повышенным риском.

Выбор: продать игрока или оставить в клубе?

Отдельно в инвестиционном анализе стоит проблема анализа нематериальных активов клуба. Основным нематериальным активом для футбольного клуба являются капитализированные расходы на приобретение игроков. Затраты, связанные с приобретением игроков, отвечают основным критериям отношения к нематериальному активу, капитализируются и отражаются в активе баланса как нематериальные активы [2].

Почему же игроков команды следует рассматривать как отдельный объект инвестиций? Воспитывая игрока с раннего возраста, клуб вкладывает в него денежные средства, тренирует его, готовя полноценного и сильного игрока основной команды. Начиная выступать за основной состав, забивая голы и показывая блестящую игру, футболист уже на этом этапе начинает приносить клубу доход. Этот доход выражается в виде продажи билетов, футболок и др. товаров с именем игрока, использования «лица» футболиста в рекламным кампаниях, а также в виде победы на футбольных полях. По прошествии некоторого времени стоимость игрока значительно увеличивается (или уменьшаются), к клубу начинают поступать предложения о покупке футболиста. На этом этапе перед руководством клуба стоит выбор: продать игрока или оставить в клубе? На принятие решения влияют множество объективных и субъективных факторов. Всегда остается достаточно большой риск принятия неверного решения, так как очень высока неопределенность дальнейшего спортивного состояния игрока, как поведет себя команда без определенного футболиста, реакция болельщиков и т.д. Однако в случае с собственным воспитанником расходы на его содержание списываются в текущем периоде и их размер практически невозможно точно определить в отношении отдельного игрока, поэтому они не могут рассматриваться как инвестиции. Кроме того, мы уже упоминали, что из-за проблемы определения справедливой стоимости собственного игрока, клубы не «ставят его на баланс», то есть он не является нематериальным активом клуба [3].

Другая ситуация при покупке игрока у другого клуба, его контракт становиться нематериальным активом клуба, а заплаченные деньги инвестициями. По нашему мнению, нематериальные активы футбольного клуба необходимо рассматривать как отдельный объект инвестирования в футбольном бизнесе, обладающий специфическими особенностями анализа и требующий разработки системы показателей окупаемости таких вложений, учитываю- щей их специфику.

Однако в настоящий момент не существует показателя, оценивающего с определенной точностью эффективность инвестирования в нематериальные активы – игроков. Возможно применение традиционных формул расчета эффективности инвестиций, но они могут дать лишь приблизительный результат [4]. Поэтому данный вопрос остается открытым и, возможно, останется таковым ввиду исключительной природы спорта.

Заключение

Итак, нами была рассмотрена инвестиционная деятельность футбольного клуба в двух аспектах: футбольный клуб выступает как объект инвестирования денежных средств; футбольный клуб самостоятельно инвестирует собственные средства. Мы выделили особое направление капиталовложений в футбольном клубе – инвестирование в контракты игроков. Вложения в нематериальные активы клуба (игроков) является не только весьма затратными, но и крайне рисковыми. Отсюда вытекает необходимость исследования проблемы качественной и наиболее точной оценки вложения средств в нематериальные активы футбольного клуба.


Источники:

1. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н (с последующими изменениями и дополнениями) // Справочная система Гарант.
3. Регламент РФС по статусу и переходам (трансферам) футболистов. Утв. постановлением Исполкома Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» от 05.03.2011 № 141/4 (с изм. от 21.05.2011 и от 15.07.2011).
4. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / Под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. – М: Финансы и статистика, 2001. – 400 с.
5. Бюро Исполкома Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» от 31.08.2011 №75/1.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 10:30:17