Вопросы эффективности функционирования предпринимательства курортно-рекреационного региона с позиций императивов реализации экономических интересов государства

Лачиянц А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лачиянц А.В. Вопросы эффективности функционирования предпринимательства курортно-рекреационного региона с позиций императивов реализации экономических интересов государства // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 167-172.

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость развития и укрепления курортно-рекреационного бизнеса на Кавказских Минеральных Водах. Рассматриваются пути реализации этих задач и проблемы, мешающие активному взаимодействию государства и бизнеса в этом направлении.

Ключевые слова: предпринимательство, особая экономическая зона, санаторно-курортная организация, туристско-рекреационная сфера, курортная индустрия, рекреационный регион

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В рекреационном регионе Кавказские Минеральные Воды (КМВ) наибольшее число зарегистрированных малых предприятий приходится на сферу торговли. Более того, их удельный вес продолжает возрастать.

В Северо-Кавказском федеральном округе имеются необходимые объективные и субъективные признаки для бурного развития малого предпринимательства. К объективным признакам следует отнести большое количество курортно-оздоровительных структур, которые не могут успешно развиваться без малого и среднего бизнеса.

Рекреационный потенциал Кавказских Минеральных Вод

В соответствии с постановлениями Правительства РФ [1, 5], организации не всех отраслей могут находиться на такой территории [1]. Деятельность предприятия не должна противоречить рекреационной специализации региона. По нашему мнению, к субъектам малого бизнеса, деятельность которых направлена на курортное обслуживание, можно отнести:

– предприятия общественного питания – кафе, бары, рестораны, пиццерии;

– организации торговли сувенирами, изделиями народного промысла, промышленными товарами;

– банно-прачечные комплексы, сауны, парикмахерские;

– спортивные учреждения и фирмы по прокату спортивного инвентаря;

– структуры природоохранного профиля, связанные с утилизацией отходов, озеленением территорий.

Отраслевая структура малых предприятий в регионе Кавказские Минеральные Воды схожа со структурой малых предприятий в целом по России, без учета предприятий сельскохозяйственного комплекса. Структуру малого бизнеса региона КМВ образуют в основном предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли.

До настоящего времени туристической отрасли в крае уделялось незначительное внимание со стороны федерального центра, за исключением некоторых объектов, и была оказана незначительная финансовая поддержка в виде маркетинговых мероприятий.

Для укрепления курортно-рекреационного потенциала КМВ, который будет оказывать непосредственное влияние на развитие малого предпринимательства, можно предложить краткосрочную перспективу развития [2]. А именно: определение первоочередных приоритетных территорий и инфраструктуры, к укреплению которых целесообразно приступать немедленно – это базовые активы туризма и рекреации, которые формируют в настоящее время основные туристические потоки и доходы, а также способны в короткие сроки их увеличить.

Реализация этих действий приведет к стимулированию и разработке механизмов привлечения местного населения в развитие санаторно-курортного комплекса. Это, в свою очередь, создаст благоприятные условия для укрепления малого бизнеса в сфере туризма и обслуживания курортно-санаторного комплекса Ставропольского края.

Проблемы развития и разработки организационно-экономических форм взаимодействия государства и предпринимательства в современных условиях обусловлены следующим. Наряду с органами государственного управления, из всех институтов современного российского общества, предпринимательство наиболее активно участвует в экономической жизни на всех уровнях общественного производства. Поэтому эффективное взаимодействие государства и предпринимательства не только стимулирует интенсивное развитие экономики, но и создает предпосылки для роста уровня жизни во всех регионах России.

Инвестиции в курортную индустрию

Мировой финансово-экономический кризис снизил инвестиционную активность бизнеса в этой сфере, обострил конкуренцию на глобальном и региональных рынках туристических услуг.

Предпринимательская деятельность в туристско-рекреационном секторе имеет ряд отличительных особенностей и выполняет определенные функции. Предпринимательство в рекреационной среде – это самостоятельная инициативная деятельность юридических и физических лиц, направленная на удовлетворение потребностей рекреантов в оздоровлении и отдыхе, на систематическое получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность, а также создающая условия для устойчивого развития соответствующих территорий и повышения качества жизни их населения.

Существующая система государственного регулирования и поддержки туристско-рекреационного комплекса не в полной мере соответствует вызовам времени и нуждается в радикальной перестройке.

Для развития современной курортной индустрии в регионе и повышения ее сервисного обслуживания, необходимо привлечение инвестиций, которые могут быть вложены:

– в строительство и реконструкцию санаторно-курортных и туристических учреждений, отелей, гостиниц, ресторанов, культурных, научных центров;

– создание новых видов услуг в банковской системе, в сфере наземного и воздушного транспорта;

– в развитие телекоммуникаций и связи;

– в модернизацию развлекательного и игорного бизнеса, рекламу [3].

Устойчивое развитие в туристско-рекреационной сфере

Известно, что устойчивое развитие экономики отдельного предприятия, региона и страны достигается применением совокупности таких инструментов и механизмов, которые через систему кредитов, налогов, тарифов, цен, методов государственного содействия и поддержки, обеспечивали бы:

– активную инновационно-инвестиционную деятельность;

– увеличение производства конкурентоспособной продукции;

– рентабельность работы предприятий;

– охрану окружающей природной среды;

– социальную защиту населения.

В связи с этим нами сформулировано базовое положение устойчивого развития структуры предпринимательских отношений в туристско-рекреационной сфере: экономическая устойчивость, обеспечивающая эффективное финансово-хозяйственное развитие предпринимательских структур и возможность управления ресурсами при условии сохранения их для будущих поколений.

Одним из путей обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур является организация особой экономической зоны туристско-рекреационного типа [4].

Взаимодействие государства и бизнеса

Проблемы разработки и развития организационно-экономических форм взаимодействия государства и предпринимательства в современных условиях обусловлены тем, что, наряду с органами государственного управления, из всех институтов современного российского общества предпринимательство наиболее активно участвует в экономической жизни на всех уровнях общественного производства. Поэтому эффективное взаимодействие государства и предпринимательства не только стимулирует интенсивное развитие экономики, но и создает предпосылки для роста уровня жизни во всех регионах России.

Баланс интересов между государством и предпринимательством в вопросах ответственности за благосостояние граждан, территорий и страны в целом пока не найден. Зачастую участие предпринимательства в социальных программах воспринимается государственными органами как обязательное, а не добровольное участие бизнеса в развитии общества.

В то время как ожидания государственных органов растут, предприниматели указывают на невозможность полностью взять на себя социальные функции государства, компенсировать своими действиями низкую активность государства в решении социальных проблем, неэффективность расходования бюджетных средств и отсутствие продуманной социальной политики.

Внедрение в практику взаимодействия государства и предпринимательства новых организационно-экономических форм позволит повысить эффективность государственных расходов и сократить сроки реализации подобных проектов. В сложившихся условиях только на основе современных и адекватных организационно-экономических форм взаимодействия возможно снижение коррупционности государственного управления и повышение благосостояния населения.

Таким образом, ключевыми факторами в развитии предпринимательства должны быть поддержка государства и создаваемые им соответствующие институциональные структуры. Следует отметить, что институциональное ядро государственной политики в области предпринимательства развивается недостаточно эффективно и несколько медленно.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 17.01.2006 № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах».
2. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/a15.html.
3. Шелюбская Н.. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № 3.
4. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года Москва, Кремль.
5. Постановление Правительства РФ от 06.07.1992 № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах».

Страница обновлена: 18.04.2024 в 10:58:27