Развитие таможенно-тарифного регулирования в Таджикистане

Хошимов Х.Х.1
1 Таджикский государственный университет коммерции

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Хошимов Х.Х. Развитие таможенно-тарифного регулирования в Таджикистане // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 153-158.

Аннотация:
Проблема совершенствования таможенного тарифа как одного из инструментов регулирования национальной экономики является актуальным вопросом сегодняшнего молодого суве- ренного Таджикистана. В статье рассмотрены становление, развитие таможенно-тарифного регулирования и его механизмы, проанализированы ставки экспортно-импортных пошлин, а также собираемости таможенных платежей и их поступление в государственный бюджет. По результатам исследования сделаны выводы и предложены меры по усовершенствованию таможенных тарифов.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, таможенное регулирование, таможенные платежи, таможенная пошлина, таможенный тариф, таможенная стоимость, таможенная политика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Ставки таможенных пошлин пересматриваются в зависимости от состояния экономики Республики Таджикистан, особенностей конъюнктуры внутреннего рынка, а также изменения цен на мировых товарных и фондовых биржах.

В первые годы независимости развития (1992–1994 гг.) в социально-экономической сфере царили хаос и анархия. В этот сложный период нужно было сохранить рыночный механизм товарообменом, оживить источники внутреннего рынка и возродить его связи с внешним миром. Поэтому было принято решение об экспортных таможенных пошлинах, в соответствии с которой на два года были в жесткой форме установлены экспортные таможенные тарифы и другие правила.

Формирование таможенной политики Таджикистана

Вывозимые за пределы таможенной территории Таджикистана товары подвергались обложению экспортной пошлиной. Это касалось предприятий и организаций независимо от их форм собственности, а также челноков, занимающихся ввозом и вывозом товаров. Уплата экспортной пошлины осуществлялась в течение 10 дней с момента предъявления товаров службам таможенного контроля. За неуплату пошлины в срок причитался штраф в размере 0,1% от ее суммы за каждый день просрочки.

Впервые были установлены товарно-дифференцированные ставки экспортных пошлин. Так, алмазы, драгоценные камни и металлы, изделия из них облагались ставкой в размере 200%. На продукцию, выпускаемую в Таджикистане в достаточных количествах, были установлены более высокие ставки вывозных таможенных пошлин. Это частично обеспечивало защиту интересов потребителей внутреннего рынка, а также защищало от нежелательного вывоза их за пределы страны. Следует отметить, что в течение 1995 г. трижды были внесены изменения в ставках экспортных таможенных пошлин.

Такое отношение государства к решению вопроса свидетельствует о недостаточном учете реальных условий функционирования экономики и внутреннего рынка. Особо следует отметить введение валюты – рубль, который в корне изменил масштаб цен в стране. Но вместе с тем своевременный пересмотр ставок таможенных пошлин осуществлялся в процессе накопления собственного опыта использования таможенного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). При этом учитывались тенденция мирового развития и практика развивающихся стран по установлению таможенных пошлин.

Так, в начале 1995 года ставки экспортных таможенных пошлин были пересмотрены. Это было вызвано стремлением стимулировать предприятия, перерабатывающие сырьевые ресурсы страны, а также целесообразностью либерализации тарифного режима на экспорт готовых изделий с одновременным введением максимальных ставок таможенных пошлин на вывозимое сырье.

Таможенная пошлина начисляется и взимается таможенными органами по установленным ставкам.

Товары, экспортируемые в ближнее зарубежье, облагались таможенной пошлиной в долларах США или в российских рублях.

Интересы повышения конкурентоспособности экспортируемых товаров отечественного производства с изменением цен на мировых рынках вызвали необходимость снижения экспортных ставок в среднем на 15–20%. Но вместе с тем государство фактически вводит монополию на внешнюю торговлю драгоценными металлами, другими сырьевыми ресурсами, а также редкоземельными концентратами. Экспорт их обеспечивал поступления валюты в казну и предназначался для погашения долгов, предоставленных кредитов и займов по международным договорам Таджикистана.

Административные методы регулирования

В описываемый период на территории Таджиистана в качестве платежного средства обращался сначала советский, а затем российский денежный знак – рубль. Ощущалась нехватка наличных денег, и разрыв между наличными и безналичными многократно увеличивался. По существу, механизм «Д – Т – Д» не действовал, вместо этого все больше осуществлялся бартерный обмен «Т – Т». Сложную ситуацию в экономике еще больше усугубило решение правительства о денонсации рубля. Стали исчезать товары, а выплата заработной платы стала одной из ключевых проблем, что заставило воздержаться от введения импортных таможенных пошлин.

С учетом состояния экономики, особенно дефицита денежной наличности, правительство приняло дополнительные меры по защите интересов субъектов экономики страны. Это выразилось в частичном изменении таможенного тарифа и установлении новых ставок таможенных пошлин. Было разрешено также осуществлять закупку продукции и сырья для производства товаров и последующего их экспорта за наличные рубли или свободно конвертируемую валюту.

Естественно, это был вынужденный шаг назад от рыночных преобразований экономики. Ситуация диктовала использование административных методов, вместо экономических методов государственного регулирования ВЭД.

Для воздействия на ВЭД субъектов национальной экономики использовались правила, нормативы, запреты, а также лицензирование внешнеторговых операций. Применение административных методов ограничивало самостоятельность, регламентируя в интересах страны различные стороны деятельности компаний. По поводу применения преимущественно административных методов регулирования ВЭД существуют различные мнения, в том числе противоположные.

Вынужденный характер и своевременность применения их подчеркивают большинство исследователей. Но вместе с тем применение административных методов создает условия для нарушения правил и принятых норм. Как следствие, возрастает вероятность использования коррупционных технологий при проведении экспортных и импортных операций. В конечном счете эти действия правительства в определенной степени противоречили природе рыночных отношений, но отвечали нуждам государства.

Так, например, материальные нужды министерств и государственных комитетов удовлетворялись в пределах лимитов, выделяемых государством. Большая часть потребностей сотрудников, а также самого ведомства покрывались за счет малых предприятий, учрежденных ими. Эти фирмы при таможенном оформлении внешнеэкономических операций имели возможность воспользоваться именем своего учредителя и уклониться от уплаты экспортных и импортных пошлин наличностью, а рассчитаться методом перечисления обесцененных к тому времени безналичных денежных средств.

Регулирование внешнеэкономической деятельности

Существовала и другая опасность применения административных методов регулирования ВЭД. Речь идет о возможностях сращивания частных предпринимательских структур со структурами органов государственного управления, наделенных соответствующими привилегиями. Эти несоответствия были устранены при подготовке новых нормативно-правовых актов, регламентирующих ВЭД, субъектов национальной экономики.

Необходимость и эффективность применения мирового опыта во многом зависит от состояния национальной экономики, а точнее от уровня импортной зависимости государства. Точным барометром может выступать торговый баланс Республики Таджикистан, где импорт, его объем и темпы роста намного опережают показатели экспорта. Есть и еще взгляды, согласно которым введение единых ставок таможенных пошлин является преимуществом развитых стран, либо они способны использовать методы государственного регулирования ВЭД субъектов национальной экономики.

Мы не исключаем, что у каждого государства свой специфический путь развития, проблемы и трудности у каждого свои. Следовательно, опыт иных стран по использованию таможенного механизма носит рекомендательный характер.

Совершенствование таможенно-тарифного механизма

Необходимо отметить, что, последовательно приняв ряд важных решений по совершенствованию таможенно-тарифного механизма, Правительство Республики Таджикистан создало нормальные цивилизованные условия для регулирования ВЭД, субъектов национальной экономики. Среди них особое место занимает введение национальной валюты – сомони. Как и следовало ожидать, произошел резкий рост внешнеторгового оборота Таджикистана, значительно возросли экспортные и импортные поставки товаров, полномасштабно задействовали государственные органы по их регулированию.

Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет. В последние годы обеспечение собираемости таможенных платежей и их поступления в госбюджет в полном объеме стало главным направлением таможенной политики Республики.

От того, как построено таможенно-тарифное регулирование, зависят стимулы развития экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем рынке. При этом от уровня организации и построения налоговой и таможенной политики во многом зависит степень вхождения экономики в мирохозяйственные связи, приток в страну иностранных инвестиций.

Более важным этапом развития процесса таможенно-тарифного регулирования ВЭД субъектов национальной экономики стало приближение ставки импортного таможенного тарифа Республики Таджикистан, таможенного оформления и других процедур к общепринятым международным стандартам. По существу, положена основа для формирования в стране механизма таможенно-тарифного регулирования, соответствующая высоким мировым требованиям.


Источники:

1. Таможенный кодекс Республики Таджикистан.
2. Оймахмадов М. Основы таможенного дела: Учебное пособие для вузов. – Душанбе: Ирфон, 1998.
3. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. – М.: Бератор, 2003.
4. Косаренко Н.Н. Таможенное право. – М.: Кнорус, 2006.
5. Постановление Правительства РТ от 22.05.2000 № 436 «Об экспортном и импортном таможенном тарифе Республики Таджикистан».
6. Указ Президента Республики Таджикистан «О либерализации валютных и экспортных операций и мерах по обеспечению полного возврата в республику валютной выручки».
7. Отчеты Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан за 2000–2008 годы.
8. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. / Госкомстат Республики Таджикистан. – Душанбе, 2009.
9. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.customs.ru.
10. Постановление Правительства РТ от 09.01.1995 № 18 «О ставках таможенной пошлины на товары, вывозимые из Республики Таджикистан».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:53:37