Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2010

Механизм государственной поддержки малого предпринимательства в туризме

Юц Антон Юрьевич, аспирант, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Россия

Mechanism of State Support for Small Business Enterprising in Tourism - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 40

Аннотация:
В статье проанализирован процесс формирования механизма государственной поддержки малого предпринимательства в туризме. Особое внимание уделено формам и направлениям государственной поддержки, а также методам управленческих воздействий.
Цитировать публикацию:
Юц А.Ю. Механизм государственной поддержки малого предпринимательства в туризме // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 118-124.

Современное предпринимательство функционирует в условиях высокого риска, нестабильности нормативно-правовой базы и динамизма рыночной конъюнктуры. Это предъявляет высокие требования к обоснованности и качеству управленческих процедур, в частности нацеленных на активизацию потенциала бизнес-структур, функционирующих в туристском бизнесе.

Управление, с одной стороны, обеспечивает нормальный процесс функционирования предпринимательских структур, а с другой – их развитие и трансформацию в соответствии с текущими и ожидаемыми изменениями внешней среды. Динамичное развитие бизнес-структур, в том числе и в туризме, невозможно без соответствующей поддержки на всех уровнях управления.

Создание нормативной базы, формирование структурных механизмов и запуск процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции – все это может дать государственная поддержка малого предпринимательства в туризме.

Схема построения механизма поддержки малого бизнеса

В современных экономических условиях эффективная государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, работающих в туристском бизнесе, не может осуществляться без формирования соответствующего механизма, позволяющего задействовать социально-экономический потенциал субъектов предпринимательства и тем самым эффективно расходовать бюджетные ресурсы.

Общая схема построения механизма регулирования, в частности включает в себя следующие элементы [5]:

а) субъект управления – органы государственного управления в области поддержки малого предпринимательства;

б) цели – результаты действия механизма: реализация программ поддержки; организационное оформление методического обеспечения: программные мероприятия и финансовое обеспечение программ поддержки; инструменты, способы и технологии процессов достижения поставленной цели: нормативно-правовая, финансово-кредитная поддержка, информационно-консультационная и производственно-техническая поддержка;

в) совокупность ресурсов, предназначенных для достижения целей: предоставление поручительств по кредитам, льготных займов и компенсация части затрат на уплату процентов;

г) объекты воздействия – хозяйству ющие субъекты, то есть малые предприятия, претендующие на получение государственной поддержки.

Механизм государственной поддержки малого предпринимательства должен быть нацелен на выполнение ряда задач, к которым относятся:

– обеспечение занятости;

– создание новых и сохранение рабочих мест;

– социальное демпфирование;

– рост доходов населения;

– инновационность;

– обеспечение конкурентоспособности [1].

Механизм государственной поддержки малого предпринимательства в туризме представлен на рис. (см. на с. 120).

Эффективность господдержки малого бизнеса

Реализация программных мероприятий в представленном механизме приводит к повышению конкурентоспособности гостиничных и санаторно-курортных организаций, развитию инновационных процессов, созданию новых рабочих мест. Это является важнейшим фактором в формировании социального эффекта и как следствие к развитию внутреннего туристского рынка [2].

Важным звеном в представленном механизме является реализация мероприятий по развитию туристской сферы в результате ее господдержки, которая приводят к экономическим и социальным эффектам. При этом необходимо учитывать и специфику региональной системы, требующей расчета эффекта и затрат на конечную продукцию в виде предметов потребления и туристских услуг населению [3].

Такой подход вызывает необходимость комплексной оценки затрат и результатов в расчете на конечную продукцию всей туристской сферы, а не отдельной гостиничной или санаторно-курортной организации. По данному направлению необходимо определить экономическую эффективность от реализации плана развития туристской сферы и его мероприятий [4]. При этом определение эффективности плана мероприятий можно представить в следующем виде:

 ,

где:

Э – эффективность плана мероприятий по развитию туристской сферы в результате господдержки;

ДnДk– доходы прямые и косвенные соответственно;

З – суммарные затраты;

Kпр – коэффициент приведения ресурсов к сопоставимой размерности;

Z – обобщенный минимальный критерий учета рисков при реализации планов мероприятий, связанных с изменениями величины ресурсов i-го вида.

Косвенные доходы при реализации планов развития туристской сферы образуются за счет привлечения к решению этих задач нецентрализованных инвестиций, инноваций, высококвалифицированных специалистов, то есть того, что влияет на снижение необходимых затрат в туристскую сферу. Эти доходы складываются из прироста налогов с физических и юридических лиц, получивших господдержку. Прямые доходы складываются в результате ресурсосбережения, ликвидации потерь всех видов туристских услуг, оказываемых населению, предприятиям и организациям.

В суммарные затраты входят оценки применяемых финансовых, материально-технических, организационных, информационных, нормативно-юридических, кадровых ресурсов и затрат социально-психологического обеспечения.

Оценка эффективности программ господдержки 

Оценка эффективности реализации программ поддержки малого предпринимательства в туристском бизнесе должна проводиться на основе показателей, характеризующих состояние и развитие малого бизнеса, подразделяющихся в зависимости от источника статистических данных:

– на показатели, рассчитываемые на основе объективной статистики;

– показатели, рассчитываемые на основе субъективной статистики.

Несмотря на наличие значительного числа показателей, характеризующих состояние малого предпринимательства в туризме, и разнообразных исследований по данной тематике, комплексная система таких показателей, пригодная для целей управления по результатам, до сих пор не сформирована.

Оценка эффективности должна осуществляться уполномоченными органами поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне в марте 2008 г. учреждена Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства. Кроме комиссии функция поддержки малого предпринимательства возложена на несколько федеральных органов исполнительной власти.

Важное место занимают такие федеральные органы исполнительной власти, как Минэкономразвития России и Минфин России [1].

На региональном уровне в системе органов исполнительной власти более чем в 70 субъектах федерации функционируют специализированные органы, занимающиеся проблемами развития малого предпринимательства. Среди них 2 министерства, 19 комитетов, 51 департамент. В четырех регионах вопросы поддержки малого предпринимательства переданы в ведение региональных фондов поддержки малого предпринимательства или центров поддержки.

Однако не все регионы имеют специализированные органы поддержки малого предпринимательства.

Так, в 11 субъектах федерации вопросами развития бизнеса занимаются отдельные специалисты в составе подразделений органов исполнительной власти.

Таким образом, формирование механизма государственной поддержки малого предпринимательства в туризме позволит эффективно взаимодей ствовать малому предпринимательству и органам государственной власти. Это в конечном итоге приведет к росту объемов и качества туристских услуг, оказываемых малыми предприятиями, а также к увеличению занятости и налоговых по ступлений в бюджет.


Источники:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. – М.: Инфра-М, 2009. – 274 с.
3. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 128 с.
4. Романова Г.М. Стратегическое планирование развития туризма в регионе. – СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2003. – 175 с.
5. Шестаков А.В. Экономика и право. Энциклопедический словарь. – М.: Дашков и Ко, 2000. – 568 с.