Бюджетные полномочия участников государственного финансового контроля

Лукин А.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лукин А.Г. Бюджетные полномочия участников государственного финансового контроля // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 24-28.

Аннотация:
На сегодняшний день государственный финансовый контроль в России имеет такую особенность, что сбором и предоставлением информации разным заинтересованным пользователям занимается ряд органов, выполняющих, по сути, аналогичные функции. В статье предлагается один из способов решения этой проблемы.

Ключевые слова: федеральный бюджет, бюджетная сфера, государственный финансовый контроль, использование средств, бюджетные полномочия, финансовый аудит



Государство, формируя денежные потоки, вынуждено оперативно реагировать на изменения, которые противоречили бы принятой кредитно-денежной политике и могли бы привести к нежелательным результатам. Своевременному выявлению этих изменений призван служить, прежде всего, государственный финансовый контроль.

Сегодня в Российской Федерации принята концепция государственного финансового контроля как основного направления реализации функции контроля в сфере бюджетных отношений [3]. Хотя полного отказа от негосударственного финансового контроля нет, он в качестве обязательного аудита присутствует в ходе контроля за деятельностью государственных унитарных и автономных предприятий.

Система государственного финансового контроля

Государственный (муниципальный) финансовый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по контролю:

– над обеспечением соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

– подтверждением достоверности, полноты и соответствия бюджетной отчетности нормативным требованиям;

– повышением экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [3].

Формы и порядок осуществления финансового контроля в бюджетной сфере установлен Бюджетным кодексом РФ (БК РФ).

На федеральном уровне субъектами государственного финансового контроля являются (см. рис. ниже):

– Счетная палата РФ;

– Главное контрольное управление Президента РФ;

– Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного и валютного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная налоговая служба и др.);

– главные распорядители средств федерального бюджета (ГРБС).

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рис. Система государственного финансового контроляв бюджетной сфере Российской Федерации

Бюджетные полномочия

Полномочия по осуществлению государственного финансового контроля указанных участников закреплены в законах Российской Федерации. Их изучение позволило синтезировать и сравнить функции участников государственного финансового контроля федерального уровня – Счетной палаты РФ, Федеральной службы финансово-бюджетного и валютного надзора РФ (в таблице – ФБН) Федерального казначейства (в таблице – ФК) и главных распорядителей бюджетных средств (в таблице – ГРБС) (см. табл. на с. 27).

Таблица показывает, что различные органы государственного финансового контроля осуществляют анализ одной и той же информации. При этом заинтересованные пользователи информации у различных участников государственного финансового контроля разные. У Счетной палаты – Совет Федерации РФ, у вневедомственного контроля – Минфин России и Правительство РФ, у ведомственного контроля – руководство главного распорядителя бюджетных средств.

Реформирование системы государственного финансового контроля

Одна и та же по составу информация, но собранная различными органами, поступает различным пользователям. Налицо главное противоречие существующей системы государственного финансового контроля в Российской Федерации – отсутствие единого центра, который, с одной стороны, собирал бы необходимую информацию от различных участников системы, осуществляя при этом координацию их действий, а с другой, направлял бы её заинтересованным пользователям.

Идет активная работа по реформированию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Как уже отмечалось, организация и осуществление государственного финансового контроля напрямую зависит от финансовой, а в Российской Федерации – от бюджетной политики государства, которая находится сегодня в стадии реформирования. Итогом этих реформ должно стать создание единой системы финансового контроля, которая объединила бы на единых принципах и стандартах сегодняшних разрозненных участников государственного финансового контроля.


Источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
3. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Одобрена на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 20.05.2010.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
5. Приказ Минфина России от 25.12.2008 № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:41:36