Особенности фирмы в новой экономике: организационные изменения как часть предпринимательской стратегии

Мосягин И.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мосягин И.Ю. Особенности фирмы в новой экономике: организационные изменения как часть предпринимательской стратегии // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 47-51.

Аннотация:
В статье рассмотрен вопрос о влиянии специфики современной экономики на принципы функционирования фирмы, которые отчасти являются результатом сознательного решения предпринимателя и могут рассматриваться как часть конкурентной стратегии.

Ключевые слова: корпоративная культура, конкуренция, новая экономика, интеграция и дезинтеграция производства, анималистское предприятие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Как писал выдающийся теоретик менеджмента П. Друкер, «как всякий институт, корпорация может и должна анализироваться в контексте того общества, в котором она функционирует, и с учетом людей, составляющих это общество» [1]. Это положение особенно актуально в наше время, когда специфика современных информационных технологий заметно влияет на экономическое окружение.

В новой экономике повышается значение инновационной деятельности компаний. Но необходимость в ее осуществлении накладывает целый ряд требований к принципам функционирования фирмы, в частности, к организационной структуре и корпоративной культуре.

Принципы функционирования фирмы отчасти являются результатом сознательного решения предпринимателя, и, таким образом, их целенаправленное изменение может рассматриваться как часть предпринимательской стратегии. Можно сказать, что в новой экономике появляется новый вид конкуренции: повышается ее значение, и при этом компании видоизменяют самих себя.

Анализу этого вопроса посвящена предлагаемая статья. Прежде всего, мы выделим ряд требований, которые современная экономика накладывает на принципы функционирования компании. Затем мы проанализируем, насколько желательными или нежелательными становятся в этих условиях интеграция и дезинтеграция производства, и какую роль в данном процессе играет корпоративная культура.

Требования к фирме в условиях новой экономики

Специфика новой экономики предъявляет целый ряд требований к принципам функционирования фирмы.

Во-первых, у компании должна существовать возможность оперативного принятия решений в условиях быстро меняющейся внешней среды.

Во-вторых, принципы работы компании должны соответствовать последствиям увеличения роли интеллектуального труда. У сотрудников организации должны быть как стимулы к созданию нового знания, так и соответствующие возможности. Также в компании должны существовать механизмы, позволяющие максимально эффективно использовать созданное знание.

В-третьих, эти принципы должны способствовать эффективной инновационной деятельности предприятия.

В-четвертых, принципы работы компании должны решать проблемы, существующие вне зависимости от развития новой экономики, например, известную из неоинституциональной теории проблему «принципал – агент» [1].

Дезинтеграция и ее ограничения

Некоторые экономисты и теоретики менеджмента полагают, что особенности новой экономики должны привести к значительному увеличению значимости рыночных трансакций, правда, в несколько специфическом их варианте. Предполагается, что продолжится тенденция передачи части функций фирмы другим структурам на рыночных условиях. И. Рудакова, например, отмечает, что «получила широкое распространение практика организации фирм по «принципу киностудий», когда фирма создается для реализации только одного проекта, а затем распускается» [2].

Однако преимущества таких структур не всегда имеют практическое подтверждение. По словам Г. Чезбро и Д. Тиса, «есть гораздо больше обратных примеров – просто провалы небольших сетевых компаний не попадают на первые полосы газет» [3].

Прежде всего, как выявил еще Р. Коуз, при определенных условиях административный механизм позволяет снизить транзакционные издержки [4]. Новая экономика отчасти снижает их, но не устремляет к нулю. Поскольку это относится как к издержкам функционирования рыночного механизма, так и к организационным издержкам, необходимость в масштабной замене административного механизма рыночным по меньшей мере неочевидна.

Дезинтеграция иногда противоречит выделенным нами требованиям к фирме. Эффективное управление знаниями требует результативного обмена знаниями между различными сотрудниками. Но если явное знание может быть при определенных условиях передано от одной фирмы другой, для неявного знания это сложнее. В условиях быстро изменяющейся внешней среды или при разработке радикальных инноваций осложняется координация между различными компаниями.

Однако это не означает, что в новой экономике во всех случаях предпочтительна интеграция производства. Реальная фирма не обязательно закупает необходимые ей продукты только у одного производителя и не обязательно сбывает свою продукцию только одному покупателю. В условиях новой экономики технологические цепочки могут включать огромное число фирм как по горизонтали, так и по вертикали, и при попытке объединения значительного числа фирм в одну возникают слишком высокие организационные издержки.

Таким образом, особенности новой экономики означают, что для успешного функционирования фирмы необходимо разумное сочетание административного и рыночного механизмов. Это возможно, в частности, в сетевой структуре с ярко выраженным центром. Кроме того, по мнению Г. Чезбро и Д. Тиса, сетевая организация предпочтительна на непродолжительном отрезке времени, при условии, что речь идет о практически не меняющейся технологии [3].

Корпоративная культура

Для успешного функционирования в условиях новой экономики фирме необходима развитая корпоративная культура. В самом деле, сотрудник, размышляющий над инновационным решением, как минимум должен быть уверен в том, что его идеи не присвоят себе другие.

Г.Б. Клейнер выделяет три основные модели предприятия:

1) минималистское предприятие максимально специализированное и освобождащееся от всего, не связанного непосредственно с производством продукции, пользующейся спросом в конкретный момент времени;

2) холистское предприятие, ориентированное на эффект синергии и стремящееся не столько к устранению «излишних» элементов, сколько к их согласованности;

3) анималистское предприятие, обладающее неповторимым духовным началом и отличающееся развитой корпоративной культурой и высокой социальной ответственностью. Г.Б. Клейнер отмечает, что анималистские предприятия более приспособлены к работе в форс-мажорных условиях и способны к активной инновационной деятельности [5].

Важно отметить, что часть приведенных выше аргументов в пользу интеграции и дезинтеграции производства в явном или неявном виде предполагают возможность оппортунизма и некомпетентности со стороны экономических агентов. Это значит, что, если предприниматель может рассчитывать на этичное поведение сотрудников компании и контрагентов (последнее предполагается развитой корпоративной культурой), то проблема соотношения рыночного и административного механизмов становится не столь острой.

Заключение

Специфика новой экономики накладывает ряд требований к принципам функционирования фирмы. В частности, должна существовать возможность оперативного принятия решений в условиях быстро изменяющейся внешней среды.

В современных условиях сохраняется проблема выбора между административным и рыночным механизмами, причем особенности новой экономики не являются однозначным аргументом в пользу какого-либо одного из них. Оптимальным решением представляется разумное их сочетание, например, сетевая структура с ярко выраженным центром.

Для успешного функционирования в условиях новой экономики фирме необходима развитая корпоративная культура. При этом если предприниматель может рассчитывать на этичное поведение сотрудников компании и контрагентов, то проблема соотношения рыночного и административного механизмов становится не столь острой.

Принципы функционирования компании отчасти являются результатом сознательного решения предпринимателя, и, таким образом, их изменения могут рассматриваться как часть предпринимательской конкурентной стратегии.

[1] Проблема «принципал – агент» – конфликт интересов участников экономического соглашения: лица, дающего поручение (принципала), и исполнителя (агента). Последний, пользуясь асимметрией информации, может преследовать собственную выгоду: например, сотрудник принимает решение, которое укрепляет его положение, но не является оптимальным для компании; брокер совершает в своих интересах сделку, не самую выгодную с точки зрения инвестора — прим. ред.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 08:18:13