Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2009

Национальное богатство креативного общества, его элементы и оценка

Журавлев Валерий Александрович, Кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и менеджмента Международного института трудовых и социальных отношений, г. Минск, Россия

National wealth of the creative community, its elements and evaluation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Аннотация:
Богатство является одной из главных целей креативного общества. В свою очередь, национальное богатство в креативном обществе складывается из человеческого, производственного, финансового, инновационного капиталов, природных ресурсов, потребляемого обществом конечного продукта, социального и международного капитала. Как оценить богатство креативного общества? Читайте об этом в статье.
Цитировать публикацию:
Журавлев В.А. Национальное богатство креативного общества, его элементы и оценка // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 36-41.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


2. Производственный капитал оценивается как сумма балансовой остаточной стоимости материальных и нематериальных активов и дисконтированных доходов отраслей [3]. При прогнозной оценке стоимости материальных и нематериальных активов надо учитывать их выбытие за счет износа и обновление за счет инвестиций. Коэффициент обновления основных фондов в России на конец 2003 г. составил 1,9%, а коэффициент выбытия – 1,1% [6].

В настоящее время считается, что поток доходов отраслей должен быть уменьшен на величину природного капитала, потребленного в процессе хозяйственной деятельности (природная рента и ущерб от загрязнения окружающей среды) [7].

3. Финансовый капитал равен чистым финансовым активам (финансовые активы минус обязательства) предприятий, организаций, банков, государства, граждан (без активов за рубежом, см. международный капитал).

4. Элементами инновационного капитала являются расходы на науку (фундаментальные и прикладные исследования), на опытно-конструкторские и технологические разработки, количество магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук, направления исследований и разработок, количество патентов на 1000 жителей, система защиты ОИС, доля высокотехнологичных отраслей и производств, доля высокотехнологичной продукции в экспорте.

Оценка инновационных направлений и природного капитала

С целью учета роли инноваций в развитии креативного общества при оценке стоимости национального богатства целесообразно учитывать важность (перспективность) направлений использования ресурсов и получаемых результатов по таблице 4

Таблица 4 [1]

Оценки важности (перспективности) направлений развития инновационного капитала

Важность

(перспективность)

направлений

Очень важные

Важные

Менее важные

Не важные

Ненужные

(устаревшие)

Баллы

10

7

3

0

-10

Коэффициенты

важности

(перспективности)

1,4

1,0

0,4

0

-1,4

Коэффициенты важности определяются как отношения баллов направлений к баллу важного направления.

Классификация направлений инноваций по уровням важности (перспективности) дается экспертами с учетом мирового развития. Оценка затрат и результатов по направлениям с учетом их важности и перспективности дается в таблице 5

Таблица 5

Оценка взвешенных затрат и результатов по направлениям инноваций

Направления

инноваций

Коэффициенты важности

Затраты

(результаты),

ден. ед.

Взвешенные

затраты (результаты)

1.

а1

с1

а1∙х с1

2.

а2

с2

а2∙х с2

3.

а3

с3

а3∙х с3

...

...

...

...

Сумма

Оценки затрат и результатов приводятся к базовому году.

5. Элементами природного капитала являются: экологическая обстановка, пахотная земля, территория для проживания, пресная вода, гидроэнергетические ресурсы, лес, нефть, газ, минеральные ресурсы, растительный и животный мир, транспортная инфраструктура (водные магистрали, выходы к морю), солнечная и геотермальная энергия [4, 5].

Каждый из элементов природного капитала по качеству можно разделить на три группы (высокого, среднего и низкого качества), которые оцениваются в стоимостном выражении или в баллах по отношению к уровню наиболее развитых стран. Например, оценка лесных ресурсов дается в таблице 6

Таблица 6

Оценка лесных ресурсов с учетом качества

Лесные

ресурсы

Количество, нат. ед.

(тыс. га)

(А)

Цена

1 тыс. га,

ден. ед.

(В)

Стоимость,

всего,

ден. ед.

(А х∙В)

1. Высокого

качества

2. Среднего качества

3. Низкого качества

Сумма

Аналогично оцениваются и другие элементы: пахотная земля, территория для проживания, вода и др. Экологическая обстановка задает повышающий или понижающий коэффициент оценки территории для проживания, или всего природного капитала по коэффициенту качества обстановки, аналогично расчетам, произведенным в таблицах 3 или 6.

Прогноз динамики природного богатства общества строится с учетом его выбытия и увеличения за счет инвестиций по модели:

                                      (5)

где ПК(t),ПР(t),ПП(t)– природные капитал, ресурсы и потенциал в натуральном выражении, в году t соответственно; NП – норма потребления природного капитала при производстве продукции; ОП(t)– объемы производства продукции в году t; ЭК(t)– экспорт природного капитала; ИПК(t), ИПР(t), ИПП(t)– инвестиции в увеличение природных капитала, ресурсов и потенциала соответственно; УК, УР, УП – увеличение  природных капитала, ресурсов и потенциала соответственно, на единицу инвестиций.

Инвестиции в увеличение природных ресурсов и потенциала включают инвестиции в восстановление природных ресурсов. Отдельно рассматриваются инвестиции в обеспечение качества экологической обстановки в стране.

Оценка потребительского, социального и международного капиталов

6. Элементами потребительского капитала являются ассортимент, качество и объемы потребляемых обществом конечных продуктов и услуг, в том числе имущество домашних хозяйств. Богатство граждан является целевой, главной частью национального богатства креативного общества. Потребительский капитал следует оценивать в стоимостном выражении, с учетом качества (см. табл. 7) по группам потребительских товаров: жильё, продукты питания, мебель, одежда, бытовая техника, автомобили, услуги населению.

Таблица 7

Оценка потребительского капитала общества

Конечный продукт

Коэффициент

качества

(А)

Стоимость,

ден. ед.

(В)

Взвешенная стоимость

(А∙В)

1

Жилье

2

Продукты питания

3

Одежда

4

Мебель

5

Бытовая техника

6

Автомобили

7

Услуги (ЖКХ, транспортные и др.)

Сумма

Если граждане не могут иметь и улучшать все элементы своего богатства, то общество не может считаться богатым.

7. Элементами социального (общественного) капитала являются расходы бюджетов всех уровней на социальные цели; количество и расходы общественных и предпринимательских союзов, организаций и партий; количество занятых в общественных, предпринимательских организациях и партиях; государственные законы, их социальная и гуманитарная направленность; информационные, транспортные и социально-экономические коммуникации между городами и регионами.

8. Международный капитал включает расходы общества на международные связи в социально-экономической и политической сферах, активы за рубежом, внешнеторговый товарооборот, объемы экспорта, импорта и сальдо во внешней торговле, платежный баланс страны.

Стоимостная оценка элементов социального и международного капитала должна учитывать их качество, по аналогии с таблицами 3, 6, 7.

Такой подход позволяет анализировать структуру национального богатства, давать ему оценку как в стоимостном, так и в качественном отношении, и разрабатывать на этой основе эффективные мероприятия по его увеличению и развитию в кратко-, средне-, и в долгосрочной перспективе.

Как показывают международные финансовые и экономические кризисы, необходимо также иметь эффективную систему (механизмы и инструменты) обеспечения устойчивого количественного и качественного роста и безопасности национального богатства креативного общества.

Важнейшим фактором увеличения национального богатства общества является инновационная политика в различных его сферах. Бюджетно-налоговая система страны должна быть построена в интересах развития всего общества, а не отдельных социальных групп.



[1] В статье приводится сквозная нумерация таблиц и формул (начало и продолжение см. в «рп» №№ 6 (2), 7 (1), 2009 — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241