Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2009

Служба социального развития на предприятиях

Ларина Наталья Юрьевна, Аспирант кафедры экономики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, преподаватель Московского экономико-финансового института (Нижегородский филиал), Россия

Service for social development at the enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 37

Аннотация:
В статье обоснована необходимость создания службы социального развития на предприятиях, определены ее основные задачи и функции.
Цитировать публикацию:
Ларина Н.Ю. Служба социального развития на предприятиях // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 84-89.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На современном этапе развития общества для решения поставленных перед ним задач необходима полная мобилизация социально-психологических факторов в общественном производстве, усиление социальной направленности управления экономикой, что невозможно без активного исследовательского поиска и современного проникновения в сущность социально-экономических процессов, протекающих в сфере производства. Экономическая эффективность производства характеризуется высокой прибыльностью в сочетании с использованием минимального количества ресурсов для производства данного объема продукта, что позволяет динамично функционировать предприятию. Социальная эффективность предприятия — это степень удовлетворения психологических, социальных и экономических потребностей его работников. Изменяющаяся общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в обществе, а также масштабная глобализация производства заставляют бизнес быть социально ответственными не только перед работниками своего предприятия, но и обществом в целом.

Что такое «корпоративная социальная ответственность»?

В работе Н.М. Большакова и В.В. Жиделевой [1] рассмотрены социальные процессы в трудовом коллективе и предложены социально-экономические методы управления социальным развитием [7-15, 34-42].

В монографии Щекина Г. [2], предпринята попытка комплексного освещения проблем социального управления с философских, социологических и психологических позиций. Он выделил основные составляющие социальной системы и обосновал их зависимость от стадии развития мирового менеджмента.

С.Д.Туркин [3] в статье дает основные подходы к определению социальной ответственности, а также проводит краткий анализ составляющих социальной ответственности зарубежных компаний, и их влиянии на экономическую эффективность.

Основным фактором, который может обеспечить эффективный рост производства, является человек как составная часть трудовых ресурсов. Поэтому очень важны социальные аспекты управления персоналом, наиболее существенные, применимые к нынешнему этапу развития. Добиться роста эффективности производства практически невозможно без целенаправленных и согласованных усилий всех членов трудового коллектива. Интенсивность этих усилий, в свою очередь, во многом зависит от того, насколько успешно решаются в трудовом коллективе вопросы социального развития. В связи с этим возникает необходимость в воссоздании служб социального развитии на предприятиях, которые были ликвидированы в тяжелый для предприятия период. Данная мера позволит усовершенствовать управление социальными процессами, повысить уровень работы в области социального развития трудовых коллективов.

В мировой практике понятие корпоративная социальная ответственность трактуется более широко, чем принято в России. Традиционно в нашей стране социальная ответственность рассматривается как политика социальной защиты работников предприятия, без включения в нее следующих важных параметров:

— корпоративная этика;

— корпоративная социальная политика в отношении общества;

— политика в сфере охраны окружающей среды;

— принципы и подходы к корпоративному управлению;

— вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом.

Создание службы социального развития является первым шагом предприятия на пути социальной ответственности перед обществом.

Служба социального развития должна быть самостоятельным подразделением, подчиняющимся руководителю предприятия или его заместителю по социальным вопросам. В состав подразделений служб социального развития включаются социологи, психологи, специалисты по профориентации, организации и управлению производством.

Задачи службы социального развития

К основным задачам службы социального развития на предприятиях следует отнести:

1. В области планирования и управления социальным развитием трудовых коллективов: анализ уровня социального развития трудовых коллективов, подготовка предложений к проектам программ социального развития коллективов; изучение социальных аспектов научно-технического прогресса, разработка мероприятий по преодолению социальной неоднородности труда, социально-психологическому обеспечению внедрения новой технологии и техники, сокращению тяжелого, монотонного и малоквалифицированного ручного труда; проведение социологических и социально-психологических исследований, анализ и прогнозирование развития социальных процессов, подготовка предложений по учету социально-психологических факторов в организации производства и быта.

2. В области совершенствования социальной структуры и стабилизации трудовых коллективов: прогнозирование социальных процессов в связи с намеченными программами технического перевооружения производства; анализ изменений и разработка предложений по совершенствованию социальной структуры кадров; изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению и стабилизации трудовых коллективов.

3. В области внедрения прогрессивных форм организации труда: разработка и внедрение мер по повышению удовлетворенности трудом, обеспечению престижности профессий, усилению творческого характера труда; проведение аттестации и рационализации рабочих мест в соответствии с социальными требованиями; подготовка мер по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и повышению культуры труда, улучшению труда и производственного быта женщин; разработка предложений по повышению качества нормирования труда.

4. В области социального обслуживания: разработка предложений по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры и созданию условий для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей работников.

5. В области охраны окружающей среды: участие в разработке природоохранной политики предприятия, проведение мероприятий экологической экспертизы новых проектов и товаров, подготовка и проведение отчетов перед общественностью о воздействии деятельности компании на окружающую среду.

6. В области соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями: контроль за соблюдением норм безопасности и экологических норм при производственных процессах; проведение оценки безопасности сбыта товаров; осуществление контроля за информацией, предоставляемой в рекламе товара и на его упаковке, на предмет точности и правдивости; проведение анализа влияния общего имиджа предприятия, в том числе его поведения в отношении партнеров, работников, окружающей среды, общества в целом на потребительское поведение.

7. В области социальной политики перед обществом: разработка программы участия предприятия в общественной жизни района (города, области, государства); подготовка проектов предложений по поддержке образовательных и исследовательских программ; разработка мероприятий по оказанию помощи местным общественным организациям; подготовка предложений к проектам программ поддержки культуры искусства, благотворительных организаций, оказанию адресной социальной помощи.

Функции службы

Исходя из социальных проблем и задач, стоящих перед социологами предприятия, служба социального развития должна выполнять следующие функции:

— информационно-исследовательскую функцию, которая обеспечивает руководство предприятия достоверной информацией о состоянии и тенденциях изменения социальных явлений и процессов на производстве, в городе, в области;

управленческо-прогностическую функцию, выражающуюся в обязанностях работников службы прогнозировать развитие социальных явлений, процессов и управлять ими в производственных коллективах, а также прогнозировать влияние проводимых социальных программ на общество;

организационно-контрольную функцию, которая сводится к организации и внедрению в практику научных рекомендаций по управлению социальными процессами, контролю реализации этих рекомендаций;

консультационную функцию, состоящую в оказании социологами предприятия практических советов членам коллектива по различным социальным вопросам, проведении консультаций по социальной тематике;

— функцию социальной оценки, заключающейся в определении социальной эффективности внедряемых мер. Экономический эффект не всегда совпадает с социальным. Некоторые меры, улучшая экономические показатели, могут вызвать нежелательные социальные явления. В задачи социологической службы входит контроль социальных параметров развития коллектива, чтобы не допускать их ухудшения;

— педагогико-воспитательную функцию, возлагает на социологов обязанности распространения передового опыта, организацию социологической учебы кадров, изучение и доведение до коллектива, в том числе и до администрации необходимых социологических, психологических, педагогических знаний и убеждения их в целесообразности использования этих знаний в практической деятельности, формирование у руководителей социологического мышления.

Выводы

1. Изменение подходов администрации предприятий к социальным вопросам и их влиянии на экономическую эффективность, даст возможность оптимизировать производство.

2. Внедрение службы социального развития позволит выработать политику развития предприятия, которая обеспечит экономический рост, высокие финансовые показатели, что улучшит качество жизни не только сотрудников предприятия, но и в целом граждан страны.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241