Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2009

Гармонизация экономических и управленческих аспектов в деятельности кластера

Черникова Алевтина Анатольевна, Профессор кафедры экономики и менеджмента, доктор экономических наук, директор Старооскольского технологического института (филиал) МИСиС, Россия

Далинчук Наталья Сергеевна, Аспирант Старооскольского технологического института (филиал) МИСиС, Россия

Harmonization of economic and management aspects of activity of the cluster - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
В статье дано определение понятию «гармонизация» деятельности кластера, предложен механизм гармонизации экономических и управленческих аспектов деятельности кластера. В основу данного механизма положено построение ключевых подсистем кластера, обеспечивающих и контролирующих взаимодействие участников.
Цитировать публикацию:
Черникова А.А., Далинчук Н.С. Гармонизация экономических и управленческих аспектов в деятельности кластера // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 17-22.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Кластер представляет собой ярко выраженный пример многофункциональной и многоаспектной экономической системы [2]. Системный подход к пониманию кластера предполагает понимание процессов, функционирующих в кластере, их взаимосвязь и определение таких условий и механизмов деятельности кластера, в которых оптимально будут сочетаться и согласовываться все факторы внутренней среды кластера.

Концепция успешного управления кластером предполагает, что вся деятельность его должна гарантировать выпуск конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом и учитывающих нужды и запросы потребителей в данный момент и в перспективе [2]. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов потребителей, возрастание конкуренции, открытия в научно-технической сфере, представляющие новые возможности для бизнеса, требуют организации эффективной системы управления деятельностью кластера, позволяющей гибко реагировать на все рыночные возмущения. Эта задача решается с помощью гармонизации экономической и управленческой политики кластера.

Закон гармонии

В середине XIX века появились известные работы, посвященные экономической гармонии. Этот вопрос рассматривали в своих трудах Генри Кэрри, Фредерик Бастиа [1]. Существует распространенное мнение, что Бастиа заимствовал идею гармонии у Кэри. В то же время есть и те, которые доказывают, что оба они извлекли это понятие из трудов Ж. Б. Сея [2] [1].

Закон гармонии был сформулирован еще в начале XX века К. Адамецки [3] [1]. По его мнению, проблема гармонизации в организации состоит из двух частей: гармонический подбор отдельных органов; гармонизация (согласование всех их операций). Закон гармонии заключается в подборе органов в соответствии с их характеристиками и в согласовании функционирования этих органов в тесной связи между собой с точки зрения их функций и времени.

Гармонизация – это неотъемлемое условие существования и нормального функционирования кластера как системы [3]. Системный закон гармонии (композиции и пропорциональности) формулируется следующим образом: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции)» [1].

Гармония является непременным условием достижения положительной синергии, поскольку она характеризует наличие единства целей всех элементов системы и одновекторную направленность действий [3].

Цели кластера и условия их достижения

Кластеры позволяют фирмам-участникам достичь следующих основных целей:

– удовлетворить требованиям рынка, нуждающегося в регулярных поставках товаров и услуг, производимых в рамках предприятий кластера и отвечающих самым современным требованиям качества;

– получить эффект от масштаба закупок материалов;

– обеспечить обучение персонала, исследование рынка, а также логистические и технологические исследования;

– освоить новые рынки сбыта продукции на основе активной маркетинговой деятельности и политики инноваций;

– достичь устойчивых контактов с финансовыми и кредитными  учреждениями на основе сформированного имиджа кластера.

Однако эти цели становятся недостижимыми, если в кластере отсутствует согласованное взаимодействие участников и выстроенный механизм контроля за деятельностью участников, если в кластере нет гармонии между экономическими и управленческими аспектами деятельности.

При подборе подходов к гармонизации экономических и управленческих аспектов деятельности кластера нужно использовать способы, позволяющие максимально полно и точно оценить существующее условия на текущий момент времени, смоделировать возможные перспективы и альтернативы деятельности, выбрать выгодные направления и цели, обеспечить их достижение.

По сути, гармонизация деятельности кластера является стратегическим механизмом. Это объясняется тем, что стратегический подход предполагает глубокий анализ внешней и внутренней среды кластера, оценку потенциала (сильных и слабых сторон) кластера. В конечном итоге стратегический подход определяет возможные альтернативы и сценарии развития кластера, генерирует возможные сочетания условий и способов поведения, а выбор альтернативы всегда связан с согласованием управленческих шагов с экономической ситуацией и возможными последствиями для кластера.

Гармонизация экономических и управленческих аспектов

Экономические аспекты деятельности кластера включают:

– обеспеченность трудовыми ресурсами;

– стабильное обеспечение материальными ресурсами;

– наличие производственных мощностей;

– наличие изобретений, патентов, лицензий;

– финансовые ресурсы;

– риски.

Управленческие аспекты деятельности кластера включают:

– стиль управления, организационную структуру;

– снабжение и обеспечение материальными ресурсами, распределение и отслеживание ресурсов (логистические подходы);

– управление фондами и имуществом;

– инновационный менеджмент;

– систему управления и распределения финансовых потоков;

– механизм оценки рисков, антикризисный менеджмент.

Гармонизация деятельности кластера – это построение согласованной системы взаимодействия участников посредством формирования централизованного управленческого аппарата, обеспечения единства целей для участников кластера и определение единых путей достижения этих целей.

Результатом гармонизации экономических и управленческих аспектов деятельности кластера должно стать формирование его ключевых подсистем, обеспечивающих  устойчивое функционирование и динамичное развитие, укрепление рыночных позиций кластера, его конкурентоспособности. Рис. 1 иллюстрирует результаты гармонизации экономических и управленческих аспектов деятельности кластера.

Рис. Гармонизация экономических и управленческих аспектов деятельности кластера

Таким образом, гармонии между экономическими и управленческими аспектами кластера можно достичь только путём внутренней согласованности его отдельных структур.



[1] Бастиа Фредерик (1801 - 1850) - французский либеральный экономист. Выступал за свободу предпринимательства и видел в ней решающее условие установления социальной гармонии в обществе прим. ред.

[2] Жан Батист Сэй (1767 - 1832) — представитель французской классической школы политэкономии, известен как автор закона Сэя, названного по его имени. Согласно этому закону спрос и предложение всегда уравновешиваются, и в этой связи в рыночной экономике невозможны кризисы перепроизводства — прим. ред.

[3] Кароль Адамецки (1866 - 1933) — польский инженер, внес существенный вклад в развитие науки управления и организации производства. Автор концепции «гармонизации», в которой рассматривал вопросы оптимальной организации труда на производстве на основе хронометрирования — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241