Учет затрат на газотранспортных предприятиях в России

Ковалев И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (138), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ковалев И.В. Учет затрат на газотранспортных предприятиях в России // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 100-104.

Аннотация:
Целью статьи является разработка системы учета всех затрат на газотранспортных предприятиях посредством выделения мест их возникновения, что позволит контролировать расход ресурсов по местам их потребления. Такая система учёта затрат нацелена на достоверное определение себестоимости отдельных видов работ, что позволит газотранспортным предприятиям грамотно обосновывать свои тарифы.

Ключевые слова: газотранспортные предприятия, единое информационное пространство, принципы формирования цен, прозрачная тарифная политика, места возникновения затрат, целостность системы управления предприятием, структурный план проекта, методы калькулирования себестоимости

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации энергетическая стратегия развития России до 2020 года предусматривает существенный рост добычи газа независимыми производителями. Это может в ближайшей перспективе привести к переходу на рыночные принципы формирования цен на газ. Очевидно, что такой переход возможен в том случае, если вопросы тарифной политики в газовой отрасли будут полностью решены.

Для перехода на рыночное формирование цен на газ важнейшим условием является прозрачная тарифная политика. Чтобы экономически обоснованно формировать тарифы в газовой отрасли, необходимо вести раздельный учет затрат и доходов по видам деятельности.

Проблемы калькулирования себестоимости и учета затрат

Опыт работы на предприятии газотранспортной отрасли показывает, что проблемной областью системы управления является именно учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг. Чаще всего используется котловой метод, в основе которого лежит обезличенный учет всех затрат. Но он не позволяет достоверно определить себестоимость не только отдельных видов работ, но и экономически обоснованно выделить затраты на отдельных этапах.

Существующие отраслевые инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции и услуг в газотранспортной отрасли предусматривают деление затрат по экономическим элементам. Такая классификация отражает лишь виды расходуемых ресурсов и далеко не полностью охватывает места возникновения и направления использования затрат.

Устранение существующих недостатков в методике и организации учета, калькулирования и анализа себестоимости газа на отдельных стадиях производства требует разработки новых методов учета затрат. Они должны быть основаны на специфике технологии и организации производства на каждом этапе деятельности газотранспортных предприятий.

Особенно остро стоит вопрос распределения затрат вспомогательных подразделений. Зачастую на одном и том же предприятии аналогичные по характеру работ производственные участки применяют различные базы распределения. На практике имеют место случаи, когда выбор количественного показателя носит стихийный и экономически необоснованный характер.

Анализ системы документооборота газотранспортных предприятий показывает, что многочисленные отраслевые формы управленческой отчетности дублируют одни и те же показатели и не всегда предоставляют возможность расшифровать отдельные позиции затрат. Для отражения первичной информации по хозяйственным операциям используются формы документов старого образца, разработанные еще в период плановой экономики. Это зачастую не обеспечивает выделение необходимой аналитики при регистрации первичных документов и влечет за собой на последующих стадиях обработки данных ее потерю.

Кроме того, существующие средства автоматизации предприятий газотранспортной отрасли не позволяют построить сквозной учет затрат и доходов в необходимых ракурсах не только в рамках всей отрасли, но даже внутри одного предприятия. Это связано с нереализованной пока возможностью агрегации данных в едином информационном пространстве и формирования показателей, требуемых для анализа рентабельности отдельных видов деятельности отрасли и позволяющих обосновывать тарифы на продукцию и услуги.

Построение подсистемы учета затрат в системе муSAP BS

Масштабное внедрение с 2009 года на газотранспортных предприятиях ERP-систем mySAP BS [1] позволит обеспечить оперативной информацией высшее звено управления. Но процесс внедрения корпоративной информационной системы (КИС) весьма трудоемок и долговременен ввиду того, что предприятия газотранспортной отрасли довольно крупные, имеют несколько десятков филиалов, и зачастую располагаются в нескольких регионах России.

Сначала необходимо построение модели бизнес-процессов предприятия, формирование понимания специфики производства, порядка взаимодействия структурных подразделений, организации потоков информации, определение ключевых показателей деятельности, методов калькулирования себестоимости, структуры затрат. На этой основе создается методологическая база для построения целостной системы управления предприятием.

Необходимо еще раз отметить, что успешное внедрение КИС такого класса возможно только в случае разработки методологической основы поддержания бизнес-процессов предприятия и концепции построения всей системы управления, и, главным образом, подсистемы учета затрат.

Если говорить о построении подсистемы учета затрат в системе муSAP BS, то в первую очередь, наряду с разработкой методологии, необходимо решить вопрос структуры мест возникновения затрат (МВЗ). Структура МВЗ, как правило, пересекается с организационной структурой предприятия и выделяет отдельные организационные единицы (службы, цеха, участки) вплоть до рабочих мест в качестве носителей затрат. Кроме того, на МВЗ можно отнести расчет себестоимости услуг или работ подразделений предприятия, например, услуги различных видов автотранспорта, услуги связи, услуги текущих ремонтов и т.д.

Все первичные (прямые) затраты в течение отчетного периода аккумулируются на определенных МВЗ по элементам и статьям затрат. Также на МВЗ могут собираться вторичные затраты – потребление услуг и работ МВЗ собственных подразделений предприятия, а также другие косвенные затраты, которые непосредственно не могут быть отнесены на объект учета затрат, а должны распределяться пропорционально выбранной базе. Косвенные затраты аккумулируются на технических коллекторах МВЗ.

В течение отчетного периода потребление работ собственных МВЗ и коллекторов МВЗ регистрируется в количественных показателях, и не порождают реальных проводок в системе. Затраты по таким МВЗ распределяются в конце периода по определенному правилу, пропорционально какому-либо количественному показателю.

В качестве примера выполнения такого распределения можно привести распределение затрат с МВЗ себестоимости услуг связи филиала «Севергазсвязи» по всем МВЗ предприятия, потребляющим эту услугу. Распределение выполняется в конце периода, пропорционально заданной базе распределения – количеству абонентов этой услуги на каждом МВЗ.

В отечественной практике для выделения аналитики по элементам и статьям затрат в системе mySAP BS используются 30-е счета плана счетов. Это дает возможность в совокупности с другими аналитическими признаками, определяющими объект учета затрат, получить многомерную информацию о видах потребленных ресурсов и направлениях их потребления в различных ракурсах, требуемых для анализа, контроля и принятия управленческих решений.

Максимальная прозрачность и достоверность результатов

Таким образом, на примере предприятия газотранспортной отрасли был рассмотрен фрагмент практического применения организации системы учета и отчетности в системе mySAP BS, которая обеспечивает интеграцию финансовой бухгалтерии и контроллинга (управленческого учета). Такая система позволяет создать механизм непрерывного потока качественной и адекватной информации о текущих затратах, влияющей на формирование конечного результата деятельности предприятия.

В результате построения сквозной и аналитичной системы учета затрат газотранспортные предприятия получают возможность грамотно обосновывать свои тарифы на транспорт газа и газоконденсатных смесей, а также правильно формировать тарифы на оказание прочих услуг внешним потребителям.

Холдинговая структура, работающая в едином информационном пространстве благодаря внедрению системы mySAP BS, обеспечивается максимальной прозрачностью и достоверностью результатов видов деятельности. Это является базой для расчета обоснованных тарифов на продукцию и услуги как на внутреннем рынке, так и на мировом.

[1] ERP-система (от англ. Enterprise Resource Planning System — система планирования ресурсов предприятия) предназначена для автоматизации учёта и управления. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании. mySAP Business Suite (от англ. SAP – аббревиатура обозначающая немецкую компанию, крупнейшего в Европе производителя программного обеспечения и Business Suite — сопровождение для бизнеса) — модульное решение, поддерживающее комплексные отраслевые процессы. При его использовании компании могут одновременно оптимизировать и реализовывать бизнес и ИТ-стратегии. — прим. ред.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:25