Социальные приоритеты бюджетной политики администрации Дж. Буша

Лебедева Л.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (19), Июль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лебедева Л.Ф. Социальные приоритеты бюджетной политики администрации Дж. Буша // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 7. – С. 76-79.

Аннотация:
Решение социальных проблем, возведенных в ходе последней предвыборной кампании в США в ранг общенациональных государственных приоритетов, стало ключевым элементом бюджетной политики новой администрации. Как следует из послания президента Дж. Буша конгрессу, в основе политики федеральных ассигнований лежит концепция сбалансированного бюджета, реализация которой должна привести к увеличению суммарного профицита за ближайшие 10 лет до 5,6 трлн. долл.

Ключевые слова: США, Дж. Буш-младший, бюджетная политика, социальные проблемы



Решение социальных проблем, возведенных в ходе последней предвыборной кампании в США в ранг общенациональных государственных приоритетов, стало ключевым элементом бюджетной политики новой администрации. Как следует из послания президента Дж. Буша конгрессу, в основе политики федеральных ассигнований лежит концепция сбалансированного бюджета, реализация которой должна привести к увеличению суммарного профицита за ближайшие 10 лет до 5,6 трлн. долл.

При сохранении приоритетности сферы социального обеспечения (здравоохранения, образования, профессиональной подготовки) в общей структуре государственных ассигнований бюджетный план администрации Дж. Буша свидетельствует о ряде структурных изменений как в рамках всего бюджета, так и его социальной части. Свыше половины (54%) ассигнований на финансирование новых президентских инициатив приходится на социальные статьи бюджета, в том числе на образование, здравоохранение, дополнительную поддержку инвалидов, укрепление института семьи. 86% предполагаемых дискреционных ассигнований на новые социальные инициативы в ближайшие десять лет составляет финансирование образования и здравоохранения.

Всего на регламентируемые федеральным законодательством программы пенсионного обеспечения, материального вспомоществования, помощи ветеранам, на получение или совершенствование образования, профессиональной подготовки, охрану здоровья и на социальные инициативы новой администрации приходится 66% предполагаемых федеральных ассигнований в 2002 финансовом году (ф.г.), в 2006 ф.г. ‑ 72% (сравните с 62% в 2000 ф.г.). При этом доля ассигнований на образование и здравоохранение (без учета программ медицинского страхования “Медикэйр” и программы медицинской помощи “Медикэйд”) должна увеличиться с 12% в 2000 ф.г. до 14% в 2002 и 16% в 2006 ф.г.

Социальную направленность имеют и многие другие статьи федерального бюджета, по которым выделяются ассигнования на науку, гарантии займов, поддержку малого бизнеса, а также новые инициативы администрации Дж. Буша об увеличении ассигнований на человеческие ресурсы в рамках военного бюджета.

Кроме того, при проведении предлагаемой новой администрацией крупномасштабной налоговой реформы предусматриваются дополнительные налоговые льготы, в том числе увеличение размера налогового кредита на каждого ребенка с 500 долл. до 1000 долл.; предоставление 10%-ного налогового вычета на доход семьи, в которой работают оба супруга, и другие.

Реформы в сфере образования в США рассматриваются как необходимый элемент и фактор конкурентоспособности страны в длительной перспективе.

Предложенные меры могут стать поистине революционным шагом в области реформирования сферы образования, масштаб и значение которого будут ощутимы в долгосрочной перспективе. Но они отнюдь не означают установления большего контроля центрального правительства над системой образования, скорее ‑ это дальнейшая рационализация расходования федеральных ассигнований, повышение ответственности местных органов при расширении прав в использовании этих средств и выполнении общих правил.

Только на реализацию новых президентских инициатив в сфере образования в ближайшие десять лет предполагается выделить ассигнования в размере 41,4 млрд. долл. Совокупные ассигнования на образование, профессиональную подготовку, трудоустройство, социальные услуги должны увеличиться до 86,1 млрд. долл. в 2006 финансовом году (в сравнении с 59,3 млрд. долл. в 2000 ф. г.).

На финансирование здравоохранения в 2002-2011 гг. предполагается выделить 30,1% всех дискреционных ассигнований, связанных с инициативами Дж. Буша. В целом, ассигнования на здравоохранение (без учета программ медицинского страхования “Медикэйр” и медицинской помощи “Медикэйд”) должны увеличиться со 154,5 млрд. долл. в 2000 ф.г. до 201,3 млрд. долл. в 2002 ф.г. и 265,4 млрд. долл. в 2006 ф.г. При этом их доля в бюджете должна вырасти с 8,6% до 10,3% и 12,0% - соответственно.

В целях расширения доступности медицинских услуг предполагается использовать налоговый механизм. Учитывая рост числа американцев, не имеющих никакой медицинской страховки, новая администрация намерена внести изменения в налоговое законодательство с целью стимулирования медицинского страхования. Введение существенных скидок при налогообложении с учетом стоимости приобретенного страхового полиса должно способствовать выравниванию стартовых возможностей всех американцев в сфере страхования ‑ вне зависимости от того, работают ли они на крупном, или мелком предприятии, в процветающей фирме, или в организации с ограниченными финансовыми ресурсами, и какую социальную политику проводит их работодатель.

Реализация нового этапа реформирования системы социального обеспечения предполагает изменения принципов функционирования государственного пенсионного страхования со времени его учреждения в 1935 г. и дальнейшую рационализацию использования бюджетных средств в целях социальной поддержки населения.

Предусматривается внедрение принципиально новых технологий реализации государственной программы пенсионного страхования в направлении постепенной частичной приватизации средств государственных страховых фондов и передачи их в распоряжение частных инвестиционных структур. Учитывая значение государственной пенсионной программы для американского общества, в целях подготовки проекта ее реформирования будет создана президентская комиссия.

Доля ассигнований на программы поддержания доходов наименее обеспеченных групп населения в ближайшие шесть лет предположительно останется на уровне 2001 г. ‑ 14,2% расходной части бюджета. Стабилизация этого показателя свидетельствует о дальнейшей рационализации использования бюджетных средств социальной поддержки населения в сторону ужесточения условий получения денежных пособий трудоспособными гражданами (при одновременном расширении программ помощи в получении образовательной, профессиональной подготовки и в трудоустройстве).

Наряду с рационализацией и реструктуризацией федеральных ассигнований на социальные цели, бюджетный план Дж. Буша предполагает также использование налоговой реформы для обеспечения экономической безопасности и социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения. При сохранении основных программ поддержания и сдерживания падения их доходов ниже черты бедности в планах новой администрации акцент переносится на стимулирование трудоустройства, создание условий для самообеспечения, повышения образовательного уровня, получения адекватной профессиональной подготовки, расширения доступности медицинских услуг.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:04