Защитит ли государство российского предпринимателя?

Одинцов А.А., Одинцов Ал.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (14), Февраль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Одинцов А.А., Одинцов Ал.А. Защитит ли государство российского предпринимателя? // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 2. – С. 97-101.

Аннотация:
В процессе своей деятельности предпринимательские структуры сталкиваются с разнообразными формами проявления недобросовестной конкуренции. Можно выделить несколько групп “носителей” этих форм.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские структуры, недобросовестная конкуренция, экономическая преступность



Продолжение. Начало в № 1/2001

В процессе своей деятельности предпринимательские структуры сталкиваются с разнообразными формами проявления недобросовестной конкуренции. Можно выделить следующие группы “носителей” этих форм.

Коррумпированные государственные чиновники, объединяя в одном лице административные и коммерческие (посреднические) функции, используют свое служебное положение для получения “взяток”.Так, по данным Госкомстата России ущерб, наносимый государственными чиновниками отечественному предпринимательству путем вымогательства “взяток”, в четыре раза превышает материальные и финансовые потери предпринимателей от “рэкета”.

Опасность для предпринимательства представляет сознательно неполное или некачественное выполнение госчиновниками своих функций (например, по сертификации продукции), а также бюрократический произвол (например, налоговая инспекция может завысить сумму налога или необоснованно наложить штрафные санкции).

Учитывая, что с государственными органами решаются, в частности, вопросы приватизации, акционирования, регистрации юридического лица, получения кредита, уплаты налогов, сертификации продукции, контроля качества продукции, рекламы, получения лицензий, оформления экспортно-импортных операций, разрешения конфликтов в судебном порядке аудиторской проверки, потери отечественного предпринимательства вполне сопоставимы с расходами федерального бюджета на содержание собственно государственных органов.

Недобросовестные партнеры используют, в основном, следующие методы: лжепредпринимательство, задуманное (ложное) банкротство, нарушение порядка выпуска ценных бумаг, обман покупателей или заказчиков, незаконную торговую деятельность, невыполнение условий договоров (например, преднамеренную задержку платежей за полученные товары и услуги), выпуск недоброкачественной продукции, недопоставку оплаченной продукции, умышленный невозврат кредитов и неуплату процентов.

Враждебные конкуренты, имея своей конечной целью устранение конкурентов, в качестве объектов посягательств выбирают, прежде всего, имидж фирмы, коммерческие тайны и наиболее квалифицированных сотрудников. При этом они неразборчивы в средствах и методах, которые носят тотальный характер ‑ промышленный шпионаж, подкуп, шантаж, переманивание сотрудников фирмы, фиктивные переговоры по поводу приема на работу, приобретения лицензий, заключения договоров, антиреклама, дезинформация, использование чужого товарного знака и т.д.

Недобросовестные частные лица, используя пробелы законодательства и отсутствие развитой инфраструктуры рынка в России, стремятся присвоить значительные денежные суммы или материальные ценности путем хищений или мошенничества (например, взятия в кредит больших сумм в нескольких банках). При устройстве на работу они вводят работодателя в заблуждение относительно своего профессионального опыта, личных и деловых качеств, прошлой деятельности, связей с конкурентами, с преступной средой и т.д. К этой группе можно отнести также компьютерных хулиганов (взломщиков), так называемых "хаккеров". Они осуществляют несанкционированный доступ к чужой информации, что приводит к затруднению или невозможности дальнейшего использования информации. Такого рода действия совершаются иногда лицами, не преследующими никакой личной выгоды.

Недобросовестные сотрудники фирмы являются носителями негативного проявления межличностной конкуренции между сотрудниками в различных аспектах и по разным причинам, например, в связи с непризнанием руководством фирмы их заслуг, положением или статусом, занимаемым в фирме, оплатой труда, присвоением фирмой их “ноу-хау”, вследствие зависти одних сотрудников к другим, более компетентным или удачливым сотрудникам, из-за их желания получить дополнительные источники дохода, наконец, в связи с неудачами, неудовлетворенностью в личной жизни. формы ущерба, наносимого этими сотрудниками, могут быть самые разные: кража имущества, разглашение коммерческой тайны, выведение из строя технических средств, невыполнение своих функциональных обязанностей и т.д.

Мафиозная организация, имея преступные цели и коррумпированные связи с представителями государственных структур, может действовать не только как незаконная предпринимательская структура, но и легально, занимаясь "отмыванием" капитала (полученного незаконным, преступным путем) в сферах, обеспечивающих наиболее высокий доход, и выступая, таким образом, конкурентом легальному бизнесу. По оценкам экспертов в настоящее время организованная преступность в России контролирует в той или иной мере до 70-ти процентов предпринимательских структур.

Неорганизованный преступный элемент практикует в своей деятельности средства и методы, присущие организованным группировкам, посягая, зачастую, на жизнь и здоровье руководителей фирм, членов их семей, прибегая, в частности, к киднеппингу, разрушению или угрозам порчи имущества фирм, ограблениям и т.д.

Специальные службы иностранных государств действуют с целью получения доступа к коммерческой и государственной тайне, недопущения российских организаций к западным технологиям, ослабления политического влияния и экономического потенциала России. Для этого используется весь арсенал политического и промышленного шпионажа: вербовка сотрудников, дезорганизация деятельности предпринимательских структур, срыв международных соглашений и контрактов, затягивание сроков их выполнения (например, сроков поставки изделий и оборудования), проведение социологических опросов, создание респондентской и корреспондентской сетей, научных и культурных центров, регистрация подставных фирм и т.д.

Организации промышленного шпионажа глубоко законспирированы и работают не только на промышленников, но и на гангстеров, организованные банды квартирных воров и грабителей.

Таким образом, становится очевидным ответ и на вопрос “от кого требуется защищать предпринимателя и предпрнимательство”.

Арсенал противодействия каждому недобросовестному конкуренту многообразен, специфичен и известен правоохранительным и другим компетентным государственным структурам не только в теории, но и на практике. Однако, применение этого арсенала средств затруднено из-за следующих недостатков нормативно-правовой базы защиты российского предпринимательства:

‑ правые нормы рассредоточены по многим нормативно-правовым актам различного уровня и юридической силы;

‑ правовое регулирование вопросов в данной сфере неполноценно. Оно осуществляется, главным образом, в рамках ведомственных нормативно-правовых актов, а также с помощью инструкций на уровне собственно предпринимательских структур;

‑ правовая основа защиты предпринимательства по своей сути “аморфна” из-за целого ряда пробелов, неточностей и поэтому требует корректировки;

‑ отсутствует целостный нормативно-правовой документ, в котором были бы отражены принципиальные положения, касающиеся защиты бизнеса, а именно: основные понятия в этой сфере правового регулирования, объекты, средства и механизм защиты, права и обязанности государственных органов и субъектов рынка по защите бизнеса, наконец, основы государственной политики в данной сфере.

Для устранения изложенных недостатков (что и будет ответом на третий вопрос “что делать, чтобы иметь возможность защитить отечественное предпринимательство?”) необходимо:

1. Разработать и приступить к реализации в 2001 году Федеральной целевой программы защиты предпринимательства в России как комплекса мероприятий по созданию на федеральном, окружном и региональном уровнях социальных, экономических, организационных, информационных и правовых условий защищенности предпринимательства от недобросовестной конкуренции.

2. Разработать проект Федерального закона о защите предпринимательства и принять его как базовый, специализированный нормативный акт, полностью посвященный этой проблеме. Конкретизация и детализация положений этого Закона может быть осуществлена позже в “пакете” Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов Субъектов Федерации, заинтересованных министерств и ведомств.

3. Создать Комиссию при Президенте РФ (или самостоятельное подразделение в структуре Совета безопасности) по реализации государственной политики и координации работ в сфере защиты российского предпринимательства.

Грядет новое тысячелетие, близится новое обращение Президента России к Федеральному Собранию, а, значит, к согражданам, многие из которых являются предпринимателями новой России. Несомненно, Президент упомянет в своем обращении отечественного предпринимателя. Призовет ли он своих чиновников к его защите?


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:11:06