Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2009

Повышение эффективности деятельности предприятия сотовой связи на основе исследования факторов формирования доходов от дополнительных услуг

Казаков Максим Юрьевич, Аспирант кафедры маркетинга Самарского государственного экономического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 26

Аннотация:
В условиях жесткой конкуренции на рынке услуг сотовой связи основным направлением работы предприятия является расширение спектра предоставления дополнительных сервисов и услуг потребителям, а также повышение эффективности своей деятельности.
Цитировать публикацию:
Казаков М.Ю. Повышение эффективности деятельности предприятия сотовой связи на основе исследования факторов формирования доходов от дополнительных услуг // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 84-88.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На процессы, протекающие на предприятии, оказывает влияние огромное множество факторов как извне, так и изнутри, что обуславливает стохастичность [1] данных процессов. В связи с этим актуальной является проблема выявления закономерностей, способствующих повышению эффективности предприятия.

Задача: повысить эффективность предприятия сотовой связи

Задача повышения эффективности предприятия сотовой связи неразрывно связана с исследованием в рамках системного подхода, что позволяет осуществить комплексный анализ исследуемого явления. Основная цель — это выявление закономерностей в процессах формирования доходов от дополнительных услуг сотовой связи методами статистического анализа. Поставленная цель была достигнута посредством решения следующих задач:

— сформирована информационная база, отражающая систему внутренних и внешних факторов среды, влияющих на эффективность предприятия;

— проведен предварительный анализ методом визуализации данных, в результате которого была сформирована гипотеза о наличии или отсутствии влияния некоторых факторов на исследуемое явление;

— количественно определена мера взаимосвязи результативных и факторных признаков;

— установлен тип зависимости результативных и факторных признаков путем построения парных регрессий;

— разработаны модели множественной регрессии с целью выявления наиболее эффективных рычагов управления исследуемыми процессами.

Факторы, влияющие на уровень доходов от предоставляемых услуг

Неотъемлемой составляющей процесса генерирования управленческих решений является анализ информации о состоянии соответствующего объекта или явления. При этом наряду с анализом качественной информации большое значение имеют количественные оценки, позволяющие установить не только направленность взаимосвязи изучаемых процессов, но и меру или степень существующей взаимосвязи. Отбор факторов производится в соответствии с поставленными целями. В рамках проводимых исследований данные факторы конкретизируются в систему показателей, общая схема которой показана на рис. 1. Основной критерий отбора — качественное представление о факторах, влияющих на зависимую моделируемую переменную. В то же время с учетом сохранения экономического смысла этот выбор подтверждается количественно путем анализа значений парных коэффициентов корреляции, с помощью которых в рамках статистического метода определяется степень взаимосвязи анализируемых признаков [1].

На основе проведенного исследования определено, что уровень доходов от услуг сотовой связи в целом статистически значимо взаимосвязан со следующими факторами: количество корпоративных абонентов; доходы от дополнительных (VAS) услуг корпоративных абонентов; средняя заработная плата в регионе; продолжительность разговоров; доходы от MMS; доходы от дополнительных (VAS) услуг; доходы от голосовых услуг. Таким образом, дополнительные услуги играют одну из ведущей ролей на пути повышения конкурентоспособности и доходности предприятия сотовой связи.



Рис. 1. Система показателей, отражающая внешние и внутренние факторы формирования доходов от дополнительных услуг сотовой связи



Также в ходе исследования были выявлены наиболее сильные статистически значимые положительные взаимосвязи показателя доходов от дополнительных услуг с такими факторами, как средний доход от VAS на 1-го абонента, доходы от контентных услуг, доходы от MMS, средняя заработная плата в регионе, количество корпоративных абонентов. Отрицательно же влияют на уровень доходов от дополнительных услуг показатели доли рынка по доходам конкурентов и количества контент-SMS-сообщений.

Математическим путем было доказано,…

Математическим путем доказана корреляционная взаимосвязь показателя доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи с показателями среднего дохода от VAS на 1-го абонента, доходов от передачи данных, числом абонентов мобильной связи в регионе и количества SMS-сообщений, численности населения территорий, доли рынка МТС, а также индексом потребительских цен в регионе.

В результате проверки гипотезы о наличии тенденции ряда методами сравнения средних уровней и Фостера-Стюарта было установлено существование тенденций исследуемых динамических рядов, кроме рядов показателей, доля доходов от дополнительных (VAS) услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи, %; количество контрактных абонентов; средний доход от VAS на 1-го абонента, долл.; стоимость одной минуты (APPM); доходы от передачи данных, долл.; затраты на рекламу.

Анализ качества построенных трендовых моделей позволил установить, что для большинства динамических рядов наибольшая объясненная вариация обеспечивается линейной и квадратической моделями.

В результате сравнения коэффициентов корреляции, отражающих силы и направленности корреляционной взаимосвязи уровней и отклонений от трендов динамических рядов доходов от дополнительных услуг и услуг сотовой связи, доли доходов от дополнительных услуг был сделан вывод, что после исключения трендовой составляющей число статистически значимых коэффициентов корреляции показателей доходов от дополнительных услуг и услуг сотовой связи сократилось почти вдвое, а для динамического ряда показателя доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи возросла в 2,6 раза.

…что, оказывая дополнительные услуги, можно повысить доходность предприятия

В ходе исследования были построены регрессионные модели уровней доходов от дополнительных услуг и услуг сотовой связи, а также доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи с учетом и без учета трендовой составляющей. Наиболее устойчиво в модели доходов от дополнительных (VAS) услуг вошли показатели доход от услуг дальней связи, доходы от SMS сообщений, передачи данных, контентных услуг. Эти модели содержат в большей степени факторы, положительно влияющие на результативный признак.

Были доказаны причинно-следственные связи повышения доходов от услуг сотовой связи с ростом доходов от дополнительных услуг, что подтверждается вхождением данного признака в оба класса моделей (с учетом и без учета трендовой составляющей). Наиболее устойчивыми здесь оказались внутренние факторы, такие как ARPU, доход от услуг дальней связи, продолжительность разговоров.

На повышение доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи наиболее устойчиво действует фактор динамики потребительских цен в регионе.

Проведенное исследование зависимости дополнительных услуг от влияния факторов внутренней и внешней среды может быть основой для формирования стратегии развития дополнительных услуг, что позволит реализовать механизм повышения эффективности деятельности предприятия в целом.



[1] Стохастичность — случайность, один из вариантов объективной связи объектов, определяемый внешними для данного объекта причинами и характеризующие внешние неустойчивые нормы развития — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241