Опыт создания и развития компании “Гермес-Москва”

Борисов С.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (11), Ноябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Борисов С.Р. Опыт создания и развития компании “Гермес-Москва” // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 11. – С. 12-19.

Аннотация:
На заре перестройки группа молодых специалистов задумалась над своим будущим и решила, что зарождающееся в России предпринимательство является многообещающей областью деятельности. Выбор предпринимательской идеи и поиск перспективной ниши рынка были первой задачей. Необходимо было найти и сделать свой выбор на основе знаний, опыта и преимуществ, которыми владела группа. В то время, как помнят автолюбители и профессиональные водители, в Москве часто были перебои с бензином и поэтому длинные очереди на автозаправках. Время одной заправки в среднем достигало 40 минут. Связи с компанией “Гермес Планета”, занимавшейся поставкой нефтепродуктов в московский регион, и некоторые знания работы заправочных станций за рубежом предрешили выбор.

Ключевые слова: нефтепродукты, МГТУ им. Н.Э. Баумана, нефтегазовый комплекс, Гермес-Москва



Поиск ниши рынка и подбор команды

На заре перестройки группа молодых специалистов задумалась над своим будущим и решила, что зарождающееся в России предпринимательство является многообещающей областью деятельности. Выбор предпринимательской идеи и поиск перспективной ниши рынка были первой задачей. Необходимо было найти и сделать свой выбор на основе знаний, опыта и преимуществ, которыми владела группа. В то время, как помнят автолюбители и профессиональные водители, в Москве часто были перебои с бензином и поэтому длинные очереди на автозаправках. Время одной заправки в среднем достигало 40 минут. Связи с компанией “Гермес Планета”, занимавшейся поставкой нефтепродуктов в московский регион, и некоторые знания работы заправочных станций за рубежом предрешили выбор.

В 1992 году всеми автозаправочными станциями (АЗС) в Москве, а их было около 200, владел Московский производственный комбинат автообслуживания (МПКА), и он не справлялся с обеспечением автотранспорта горючим. Сами АЗС в городе давно устарели. Водители жаловались на плохое обслуживание и качество бензина.

Для выхода из сложившейся критической ситуации с бензином Московское правительство в 1993 году разработало программу, в соответствии с которой частным фирмам-инвесторам разрешили строить новые и реконструировать старые АЗС. При этом для участия в этой программе привлекались в основном средние и мелкие фирмы. Этим фирмам была отдана в аренду с условием постепенной реконструкции большая часть бензоколонок МПКА. Кроме того, правительство Москвы выделяло и новые земельные участки для строительства АЗС практически для всех желающих.

Компания “Гермес-Москва” была создана специально для участия в московской программе по строительству современных АЗС. Одним из учредителей фирмы стала компания “Гермес Планета”, которая занималась добычей, переработкой и транспортировкой нефтепродуктов в Московский регион. “Гермес-Москва” планировалась как последнее звено нефтяного производственного цикла.

На первом этапе в компании “Гермес-Москва” делали ставку на “блицкриг”, т.е. хотели пойти по пути строительства контейнерных АЗС. Достоинство таких станций – низкая стоимость строительства, быстрый монтаж. Главные недостатки – пожаро- и взрывоопасность, близкое расположение топливораздаточных колонок (ТРК), отсутствие аварийного слива топлива, убогий дизайн, отсутствие очистных сооружений. Специалисты компании вовремя одумались: лучше строить медленно, но качественно. Был избран курс на строительство современных автозаправочных комплексов (АЗК), оснащенных самым высокопроизводительным оборудованием, имеющих современную отделку и дизайн и включающих в свой состав не только мощности по продаже автомобильного топлива, но и объекты сопутствующего сервиса для автомобилистов.

Для реализации проекта строительства и эксплуатации современных АЗС в московском регионе была подобрана команда квалифицированных специалистов. В эту команду вошли несколько инженеров, юрист, экономист-международник, специалист по ценным бумагам, специалист по нефтепродуктам. Ими была разработана маркетинговая программа выхода компании на рынок розничной торговли нефтепродуктами московского региона, которая и начала реализовываться в 1993 году.

Стратегией компании стало строительство в Москве и московском регионе автозаправочных комплексов по мировым стандартам, на базе современного оборудования и с представлением всех необходимых сопутствующих услуг. Ближайшей целью компании стало строительство 10 АЗК в Москве и 2-х в Московской области в течение первых 3-5 лет.

Учреждение компании

Компания “Гермес-Москва” была учреждена в ноябре 1993 года в форме открытого акционерного общества (по старым законодательным нормам именовалась “акционерное общество открытого типа). Учредителями общества явились компания “Гермес Планета”, фирма “Вега”, один из дилеров Серпуховского завода АЗТ по продаже оборудования для АЗС, фирма “Яуза”, эксплуатирующая АЗС в Москве и фирма “Фиделити”, оказывающая экспертные и консультационные услуг в области нефтепродуктообеспечения.

С момента своего основания ОАО “Гермес-Москва” концентрировало свои усилия на строительстве и эксплуатации автозаправочных комплексов, соответствующих мировому уровню по техническому обеспечению и качеству сервиса. В состав комплексов входили не только мощности по отпуску нефтепродуктов, но и объекты сопутствующего сервиса, такие как автомобильные мойки, магазины, мастерские мелкого ремонта, закусочные-бистро. Лозунгом компании стали слова “Москва слишком хороша, чтобы иметь плохие АЗС”.

Компания “Гермес-Москва” провела несколько эмиссий обыкновенных именных акций на общую сумму в 10 миллионов деноминированных рублей и разместила эти акции путем открытой подписки (т.е. всем желающим). Причем, акции размещались как на фондовых биржах, так и на внебиржевом рынке. Средства, полученные от продажи акций, позволили компании построить первые АЗК и выйти на рынок нефтепродуктов Москвы.

Планируя выход ОАО “Гермес-Москва” на топливный рынок г. Москвы, приступая к строительству АЗС в городе и в ближайшем Подмосковье, необходимо было разработать неповторимый фирменный стиль компании. Были избраны фирменные цвета ‑ белый и зеленый, присутствующие в дизайне станций. Позднее были разработаны официальные эмблемы и логотип фирмы, которые были зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время не только сама компания, но и все ее дочерние структуры используют фирменный стиль, логотип и эмблему “Гермес-Москва”.

Важным резервом интенсификации деятельности и повышения эффективности работы компании является компьютеризация бухгалтерского и управленческого учета. Уже несколько лет весь бухучет в фирме ведется с помощью специализированной бухгалтерской программы Фолио. Однако в настоящее время данные о продажах заносятся в бухгалтерские файлы вручную из бумажных сметных отчетов, которые курьерами доставляются с АЗК.

Для решения этой проблемы разрабатывается комплексная автоматизированная система сбора и обработки всех данных о производственной деятельности. Первый ее этап – автоматизация управления автозаправочным комплексом. Отпуск нефтепродуктов, учет денежных средств, формирование сменного отчета по итогам дня будут компьютеризированы. Далее компьютерный сменный отчет по модемной связи будет передаваться в офис компании. По локальной сети офиса все данные сменных отчетов из главного сервера компании поступят на компьютеры сотрудников, работающих с этими данными.

Важным подспорьем для принятия управленческих решений по различным аспектам деятельности компании “Гермес-Москва” являются статистические базы данных, которые ведутся в фирме уже несколько лет. Имеются базы данных по реализации, простоям оборудования, поставкам нефтепродуктов. Анализ накопленных статистических данных позволяет не только точно оценивать итоги деятельности тех или иных служб фирмы, но и прогнозировать динамику важнейших производственных показателей.

Диверсификация деятельности и создание холдинга

По мере увеличения числа АЗС, которыми владеет “Гермес-Москва”, роста веса и влияния фирмы на рынке московского региона, накопления опыта в областях, связанных с различными аспектами строительства и эксплуатации АЗС, появилась возможность и желание использовать этот опыт для развития новых проектов в области нефтепродуктообеспечения. Компанией “Гермес-Москва” был создан ряд дочерних фирм специально для развития проектов в областях, связанных с деятельностью АЗС. В настоящее время уже сложился холдинг “Гермес-Москва”, который помимо головной фирмы, эксплуатирующей АЗК, включает следующие компании:

‑ “АЗК-Строй”, занимающуюся проектированием и строительством АЗС “под ключ”, ремонтом и реконструкцией станций по заявкам клиентов;

‑ “Торговый дом “Все для АЗС””, занимающуюся продажей практически всех видов оборудования для автозаправочных станций;

‑ “АЗК-техцентр”, специализирующуюся на ремонте топливораздаточного и другого оборудования автозаправочных станций и пусконаладочных работах;

‑ “Феделити”, представляющую услуги по экспертизе земельных участков и оценке объектов нефтепродуктообеспечения, разрабатывающую бизнес-планы для вновь строящихся АЗС и проводящую анализ инвестиционных проектов в данной области рынка;

‑ “Ника-7”, специализирующуюся на эксплуатации АЗС, взятых в аренду у собственника или эксплуатируемых совместно с собственниками в рамках договоров о совместной деятельности.

Под эгидой компании “Гермес-Москва” сложился холдинг из дочерних фирм, которые осуществляют деятельность в сфере розничной торговли нефтепродуктами. Необходимо дополнительно отметить также компании “Гермес-Москва”М и “Гермес-Москва”С, которые являются дочерними компаниями и эксплуатируют АЗК в Московской области.

Все компании, входящие в холдинг “Гермес-Москва” являются самостоятельными юридическими лицами. Каждая из них нацелена на наиболее эффективные результаты в своем бизнесе. По оперативным вопросам управления руководству дочерних фирм предоставлена самостоятельность. Но принципиальные вопросы развития, стратегия бизнеса определяется руководством головной компании.

Преимуществом такой системы децентрализации в холдинге является большая гибкость его отдельных структурных подразделений, большая заинтересованность в хороших результатах работы, как рядовых сотрудников, так и их руководителей. Стимулирование каждой фирмы напрямую связано с конечным коммерческим результатом.

В качестве примера можно привести открытие Торгового дома “Все для АЗС”, который был первым в России специализированным в этой области торговым домом и который стал составной частью холдинговой группы “Гермес-Москва”.

С самого начала перед Торговым домом ставилась цель предложить на рынке автозаправочной техники оборудование самого высшего качества, по наиболее приемлемым ценам и условиям, способным удовлетворить запросы самых требовательных владельцев АЗК.

После двух лет работы Торговый дом “Все для АЗС” предоставляет полный спектр автозаправочного оборудования ведущих зарубежных и отечественных фирм-производителей, а также комплекс услуг от проектирования до выполнения пуско-наладочных работ на АЗС. Торговый дом является официальным дистрибьютором таких мировых лидеров в производстве оборудования как “Elaflex”, “OPW”, “Tokheim”, “Veeder Root”, “Fe Petro” и др.

Торговый дом “Все для АЗС” – постоянный участник ежегодных специализированных выставок “Бензоколонка” и др. В помещении Торгового дома открыт постоянно действующий торгово-выставочный зал образцов предлагаемой продукции. Там же проводят консультации опытные менеджеры.

Происходит постоянный рост числа клиентов компании, как в Москве и Московской области, так и в других регионах России и СНГ. Соответственно увеличивается штат сотрудников и постоянно расширяется предлагаемый ассортимент оборудования и услуг.

Создание Московской топливной ассоциации и Российского топливного Союза

В рамках программы строительства современных АЗС в Москве предпочтение было отдано малому и среднему бизнесу. И сегодня этим фирмам принадлежит 9-10% АЗС в городе. Для того чтобы отстаивать интересы фирм-владельцев в Правительстве Москвы и в различных государственных органах в 1994 году была создана Ассоциация поддержки независимых АЗС. В 1997 г. она была переименована в Московскую топливную ассоциацию (МТА). На сегодняшний день МТА объединяет 66 структур, из которых 48 заняты непосредственно нефтепродуктообеспечением города, а остальные – фирмы, производящие оборудование, технику, перевозчики, страховые компании и т.д. Фирмы, члены МТА, владеют 60% АЗС г. Москвы и обеспечивают московский рынок нефтепродуктами примерно на 80%.

Московские власти признают важную роль ассоциации на рынке розничного нефтепродуктообеспечения в городе. Ее роль была заметна на всех этапах развития московского топливного рынка. Главная причина этого в том, что МТА действует на основе хорошо проработанной программы, управляют процессом профессионалы.

МТА и правительственные структуры Москвы не пошли по пути некоторых регионов России, где во главе аналогичных общественных объединений стоят руководители властных органов или фирм, не связанных с нефтяным бизнесом. Правление МТА хорошо чувствует рынок, знает его. В ассоциации собрались самые здоровые силы московского топливного рынка, поэтому к ее мнению прислушивается и Московское правительство. В частности, ассоциация принимала самое непосредственное участие в разработке основополагающего постановления правительства Москвы, подводящего итог развития рынка розничной торговли нефтепродуктами в городе в 1993-99гг. Это является фактическим признанием ассоциации как серьезного партнера на топливном рынке столицы.

В 1999 году произошло еще одно важное событие на топливном рынке России. Региональными ассоциациями в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, Тольятти и некоторых других регионах было выражено желание объединиться. Сама жизнь заставила представителей малого и среднего бизнеса объединяться в ассоциации. В ноябре 1999г. состоялось собрание 5 представителей региональных ассоциаций, на котором был учрежден Российский топливный Союз (РТС). Это некоммерческая организация. Идея создания Союза получила поддержку в Минтопэнерго, в Государственной Думе, в Газпроме и ряде структур, связанных с топливным рынком. В РТС не могут входить отдельные фирмы, а входят только региональные союзы и ассоциации. На сегодняшний день в составе РТС представлены 17 субъектов Федерации и еще 20 готовятся к вступлению. Основная цель Союза – во взаимодействии с федеральными и местными органами власти, создавать условия для развития цивилизованного рынка нефтепродуктов в России. Среди основных проблем, которыми занималась РТС в последнее время – совершенствование налогового законодательства в нефтяном комплексе и построение взаимовыгодных отношений между крупными нефтяными компаниями и субъектами розничного рынка.

Борисов Сергей Ренатович, 1953 года рождения. В 1978 году окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана по специальности инженер – конструктор-технолог, а в 1991 году Всесоюзную академию внешней торговли по специальности международные экономические отношения, проходил стажировку в Оксфордском университете, окончил “Курс ситуационного анализа” Гарвардской школы бизнеса.

Работал в ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию). С 1992 года ‑ предприниматель. С 1993 года ‑ президент компании “Гермес-Москва”. С 1997 года ‑ президент Московской топливной ассоциации (некоммерческая организация). С 1998 ‑ года президент Российского топливного Союза (некоммерческая организация).


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:35:18