Место Узбекистана на российском плодоовощном рынке

Мухитдинова У.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (10), Октябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мухитдинова У.С. Место Узбекистана на российском плодоовощном рынке // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 10. – С. 102-107.

Аннотация:
Плодоовощная продукция занимает важное место в рационе питания каждого человека и поэтому относится к числу основных видов продовольствия. Ее доля в общем бюджете расходов на питание в зависимости от регионов, их национального состава, уровня доходов населения, развития плодоовощного производства и множества других факторов колеблется в значительных пределах. Однако, бесспорно одно: потребление плодоовощной продукции в мире имеет тенденцию к росту (причем как в свежем, так и в переработанном виде). Лишь в некоторых странах наблюдается временное сокращение потребления плодоовощной продукции. Это происходит по самым различным причинам - в основном социально-экономического, погодно-климатического или организационного характера.

Ключевые слова: Узбекистан, сельскохозяйственная продукция, плодоовощная продукция



Плодоовощная продукция занимает важное место в рационе питания каждого человека и поэтому относится к числу основных видов продовольствия. Ее доля в общем бюджете расходов на питание в зависимости от регионов, их национального состава, уровня доходов населения, развития плодоовощного производства и множества других факторов колеблется в значительных пределах. Однако, бесспорно одно: потребление плодоовощной продукции в мире имеет тенденцию к росту (причем как в свежем, так и в переработанном виде). Лишь в некоторых странах наблюдается временное сокращение потребления плодоовощной продукции. Это происходит по самым различным причинам ‑ в основном социально-экономического, погодно-климатического или организационного характера.

Плодоовощной рынок России всегда был, остается и будет одним из самых емких рынков среди государств СНГ. Традиционно значительная доля спроса населения России на плодоовощную продукцию удовлетворялась за счет импорта из стран СНГ и дальнего зарубежья. Это связано, во-первых, с ярко выраженным сезонным характером Российского рынка плодоовощной продукции, и во-вторых, с отсутствием во многих регионах России необходимых условий для развития эффективного собственного производства большинства овощей и плодов.

В последние годы образовавшийся “вакуум” на российском плодоовощном рынке стал заполняться продукцией из Китая. В результате этого Узбекистан в значительной степени потерял и свою нишу и важный источник доходов, а Россия ‑ относительно качественную и дешевую плодоовощную продукцию. Таким образом, и Узбекистан, и Россия оказались в проигрыше.

Восстановление разрушенных экономических связей в настоящее время признано важнейшим направлением политики правительств обоих государств. В претворении в жизнь данной политики важное место должно занимать увеличение поставок на российский рынок из Узбекистана не только продукции хлопководства, но и овощеводства, садоводства и виноградарства.

Традиционно на рынок России из Узбекистана поступала плодоовощная продукция в свежем, частично консервированном и сушеном виде. Поставки свежей плодоовощной продукции носили сезонный характер, а в консервированном и сушеном виде ‑ в течение года. Сегодня больше всего пострадали поставки плодоовощной продукции в свежем виде. Основная причина ‑ в транспортировке, а точнее, в резком увеличении тарифов на транспорт и многочисленные препятствия на путях перевозки грузов, которые отрицательно сказывались на сроках и качестве продукции.

Реализация плодоовощной продукции на российском рынке до сих пор осуществлялась в организованном и “неорганизованном” порядке. Организованная форма осуществлялась через государственные и кооперативные заготовки, а также через оптовую торговлю. Основная доля в организованной форме поставки приходилось на корпоративную систему “Узплодоовощевинпром”. Эта организация занималась и занимается как производством, так и заготовкой, транспортировкой, промышленной переработкой и реализацией плодоовощной продукции. В данной системе имеются крупные специализированные хозяйства по производству овощей, плодов и винограда, винодельческие и консервные заводы, подразделения по сервисному обслуживанию и т.д.

Важное место в организационной форме поставки всегда занимала кооперативная система “Узбекбирлашув”, которая производила закупки овощей, плодов и винограда как в общественном, так и в частом секторах в целях их реализации в свежем и переработанном виде. Наряду с этим значительное количество плодоовощной продукции вывозилось из Узбекистана в Россию в неорганизованном, частном порядке населением. На эту продукцию отсутствует достоверная статистическая информация. Однако можно предположить, что оно при едином экономическом пространстве и интенсивной связи населения Узбекистана с Россией достигало значительных размеров.

По данным таможенной статистики экспорт из Узбекистана в Россию плодоовощной продукции в свежем и переработанном виде сократился с 411,2 тыс. тонн в 1997 г. до 358,3 тыс. тонн в 1998 г. (в стоимостном выражении ‑ с 119,1 млн. долларов США до 67, 2 млн. долларов США). Особенно резко сократился экспорт овощей в свежем виде ‑ почти в два раза.

Доля России в общем плодоовощном рынке упала с 45,8% в 1997 г. до 25,8% в 1998 г. Такая тенденция в целом сохранялась и в 1999 г. Приостановление сложившейся за последние годы тенденции сокращения объема экспорта плодоовощной продукции в Россию является для Узбекистана одной из актуальных задач. Поэтому необходимо предпринять максимальные усилия. чтобы сначала восстановить прежний объем экспорта данной продукции, а затем добиться его расширения. Этот процесс должен происходить с учетом результатов экономического развития двух стран, основанных на использовании рыночных механизмов и учете особенностей российского рынка, охватывающего огромные территории с разными климатическими условиями.

В настоящее время узбекские дехкане (крестьяне) научились выращивать ранние овощи на открытом грунте уже в апреле и мае, когда плодоовощной рынок России испытывает острый дефицит в свежей витаминной продукции. Учитывая то, что Узбекистан относится к южным регионам с теплыми климатом, это позволяет выращивать более ранние овощи и плоды, т.е. можно смягчить и даже ликвидировать сезонный разрыв поставки плодов и овощей на российский рынок.

Мы имеем возможность поставлять на российский рынок капусту, редиску, зеленый лук, чеснок, начиная с февраля-марта, а с апреля ‑ клубнику, ранние огурцы, морковь и другие плодоовощные культуры. В мае и июне, можем начать поставки большинства других видов сельскохозяйственной продукции.

С расширением личного приусадебного участка и внедрением рыночных форм хозяйствования (дехканских, фермерских, арендных, семейных) производство плодоовощной продукции сосредоточилось в многочисленных мелких хозяйствах. Это обстоятельство значительно усложнило ведение организованной закупки и реализации продукции. В результате растут потери выращенной с большим трудом плодоовощной продукции и снижение эффективности ее производства.

Решение данной проблемы лежит в целесообразности создания в Узбекистане фирм-агентов по организованной закупке плодов и овощей у мелких производителей с последующей поставкой их на российский рынок (на основе долгосрочных договоров с российскими фирмами). Фирма-агент заключает контракты на поставку конкретного вида продукции с указанием условий реализации, примерного уровня цен, системы расчетов и конвертации валюты, штрафных санкций за нарушение договора и т.д.

Основное содержание деятельности фирмы-агента должно заключаться в оказании посреднических услуг мелким производителям в выгодной реализации производственной плодоовощной продукции на российском рынке. Доходы фирмы-агента должны формироваться за счет процентных отчислений и образования фондов развития и материального стимулирования работников фирмы-агента.

Принцип стабильности является одним из важных факторов эффективного функционирования любого субъекта хозяйствования, в том числе и самих товаропроизводителей, и различных посреднических организаций, занимающихся оказанием услуг по закупке, транспортировке, реализации продукции. Претворение данного принципа в жизнь должно основываться, прежде всего, на долгосрочных договорах между всеми участниками хозяйственной и коммерческой деятельности.

Заключение таких договоров придаст уверенность мелким производителям и обеспечит более устойчивую специализацию их хозяйства с учетом долгосрочной конъюнктуры потребительского рынка.

В настоящее время в условиях многообразия собственности и рыночных принципов хозяйствования мелкие товаропроизводители организационно разобщены и не располагают данными о состоянии потребительского рынка, особенно, по конкретным видам товаров. В результате производители несут большие потери в доходах, а сам рынок страдает от отсутствия стабильности в ценах и объемах продукции.

По мере накопления средств и возможностей фирмы-агенты смогут открывать в крупных промышленных центрах Урала, Сибири свои торговые центы по реализации плодоовощной продукции из Узбекистана, полностью соответствующей высоким требованиям стандарта.

Понятно, что в условиях сильной конкуренции на рынок следует поставлять только высококачественную продукцию, отсортированную по основным признакам и параметрам, хорошо упакованную. Только такая продукция может пользоваться спросом и конкурировать на рынке. Поэтому одной из сложных проблем фирм-агентов будет решение задач сортировки заготовленной продукции, обеспеченности тарой и транспортом. Эту проблему узбекские и российские предприниматели могли бы решать сообща.

В результате распада единого экономического и транспортного пространства существенно усложнилась перевозка грузов из Узбекистана на российский рынок через территорию Казахстана. В этих условиях наиболее эффективной транспортировкой свежей плодоовощной продукции является ее доставка на рынки Урала и Сибири на самолетах. Поэтому для обеспечения бесперебойности поставок фирмам-агентам, видимо, целесообразно заключить с узбекской авиакомпанией “Хаво Йуллари” долгосрочные контракты на перевозку плодоовощной продукции в Россию.

При положительном решении всех указанных проблем можно ожидать значительного укрепления связей между Россией и Узбекистаном по линии обеспечения потребителей Урала и Сибири высококачественной плодоовощной продукцией по доступным ценам, а узбекские дехкане получат перспективу наращивания производства плодоовощной продукции за счет имеющихся резервов и, тем самым, повысить свои доходы.

Чтобы экономические связи носили обоюдно выгодный двухсторонний характер, целесообразно на вырученные от реализации продукции средства приобретать у российских производителей товары, пользующиеся большим спросом в Узбекистане.

Только развитие двусторонних деловых контактов между узбекскими и российскими предпринимателями поможет разрешить многие проблемы восстановления утраченных связей и контактов между производителями продукции наших стран.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:53:11