Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2007

Особенности предпринимательской деятельности в индустрии модной одежды

Семеркова Любовь Николаевна, докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой, Пензенского государственного университета, Россия

Латынова Светлана Владимировна, ст. преподаватель кафедра «Маркетинг» Пензенского государственного университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 74

Аннотация:
Функционирование индустрии модной одежды это сложный многоступенчатый процесс разработки, производства, распределения и потребления модного продукта, целью которого является удовлетворение спроса потребителей в модной одежде в условиях жесточайшей рыночной конкуренции и постоянных изменений моды.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Семеркова Л.Н., Латынова С.В. Особенности предпринимательской деятельности в индустрии модной одежды // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 10. – С. 174-178.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Функционирование индустрии модной одежды ‑ это сложный многоступенчатый процесс разработки, производства, распределения и потребления модного продукта, целью которого является удовлетворение спроса потребителей в модной одежде в условиях жесточайшей рыночной конкуренции и постоянных изменений моды.

 

Наши исследования показывают, что современная индустрия модной одежды включает в себя:

объекты индустрии, которыми являются модные тенденции и продукт ‑ модная одежда класса «от кутюр», «прет-а-порте», «бридж», «массовая одежда» и одежда «эконом-класса»;

субъекты индустрии, которые осуществляют деятельность по поводу объектов и в рамках этой деятельности вступают в определенные взаимоотношения (дизайнеры, производители сырья и одежды, оптовая и розничная торговля, потребители и т.д.).

Для каждого субъекта индустрии понятие «модный продукт» может принимать разные значения. Нами выделяются два основных условия модности продукта:

1) модный продукт соответствует критериям модности с точки зрения его конечных потребителей, т.е. удовлетворяет их потребности;

2) модный продукт соответствует модным тенденциям и претендует на модность у потребителей.

Модный продукт, с одной стороны, удовлетворяет физические, а с другой ‑ социальные потребности владельца. Как и любой другой продукт, он может перестать удовлетворять эти потребности по причине физического устаревания, когда рассматривается его физическая долговечность, и по причине морального устаревания, определяющего его социальную долговечность. Как показывает практика, в настоящее время для модных продуктов последнее особенно актуально, а его решающей и самой быстродействующей причиной является модное устаревание, вызываемое модными изменениями.

Опираясь на труды ведущих исследователей феномена моды, можно отметить, что модное изменение, т.е. изменение в области модных объектов, имеет два измерения: инновационное и циклическое [1].

Результатом модной инновации является новая модная тенденция и/или новый модный продукт, успех которого на рынке индустрии независимо от вида и степени новизны, по нашему мнению, определяется его соответствием условиям модности продукта.

Модная инновация представляет собой процесс смены модных циклов, а модные циклы ‑ не что иное, как ряд завершившихся инноваций.

Модные циклы представлены жизненными циклами модной тенденции (ЖЦМТ) и продукта (ЖЦМП). Особенности ЖЦМП обусловлены жесткими временными рамками существования модной тенденции, диктующими его продолжительность. Последняя в условиях постоянных модных изменений определяется темпами модного устаревания, которое может начаться на любой стадии жизненного цикла в момент появления модной инновации, в отличие от физического устаревания, начинающегося с момента потребления продукта.

Практика показывает, что эффект модных изменений можно рассматривать с точки зрения потребителей и субъектов, ведущих бизнес в индустрии. Для последних, эффективность деятельности напрямую связана с модным устареванием. С одной стороны, им необходимо успеть разработать, произвести и распределить продукт, пока модная тенденция не исчезла. С другой, ускорение темпов модного устаревания приводит к сокращению социальной долговечности продукта и стремлению потребителей купить новый модный продукт. На этом, как правило, базируется рентабельность бизнеса в индустрии модной одежды.

Для потребителей на скорость принятия нового модного продукта и замены старого, кроме прочих факторов, будет влиять физическое устаревание. Учитывая это, субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в этой области экономики, целенаправленно искусственно сокращают продолжительность жизненного цикла изделия, ускоряя не только моральное устаревание продукта, но и физическое (например, снижая качество), что отрицательно сказывается на потребителях.

Таким образом, особенности предпринимательской деятельности субъектов индустрии модной одежды обусловлены тем, что объекты индустрии и потребности потребителей воспринимаются в непрерывном движении, изменении. Знание этих особенностей чрезвычайно важно при принятии оптимальных управленческих решений субъектами, эффективность бизнеса которых зависит от использования эффекта модных изменений.

В настоящее время индустрия модной одежды стала значимой частью экономики многих стран, занимая с начала 2000-х годов пятое место по емкости бюджета среди различных направлений деятельности современной экономики. Результаты исследования ее функционирования в мире и в России показывают, что в настоящее время частота разработки, производства, распределения и времени потребления модной одежды зависит от продолжительности сезона.

Российские субъекты, ведущие бизнес в модной индустрии, создают в год не более четырех-шести коллекций одежды, а чаще всего ‑ две коллекции, работая в рамках двух сезонов. Это, согласно нашим исследованиям, связано, с одной стороны, с неготовностью отечественного потребителя к частой смене гардероба. С другой, с тем, что российские производители не учитывают в своей предпринимательской деятельности условия модности продукта, работают не согласованно, не успевая разрабатывать, производить и распределять модный продукт в период существования мировых модных тенденций сезона. Как следствие, продолжительность ЖЦМП увеличивается и не соответствует продолжительности ЖЦМТ конкурентов. Это влияет на эффективность деятельности всех субъектов, ведущих бизнес в модной индустрии, и делает их продукцию неконкурентоспособной по сравнению с импортной. Так в структуре предложения на российском рынке индустрии около 80% одежды зарубежных субъектов и только около 20%  отечественных.

Эта ситуация негативно сказывается на экономике страны в целом. Теряется значительная часть поступлений в бюджет. Кроме того, удаленность большей части субъектов, осуществляющих разработку, производство и распределение модной одежды, от российских потребителей не позволяет им гибко реагировать на потребности своих потенциальных клиентов и затрудняет взаимодействие всех субъектов в процессе функционирования индустрии производства современной одежды.

В то же время, маркетинговые исследования показывают, что рынок индустрии модной одежды в России оценивается как достаточно емкий и постоянно растущий, причем как в столичных и крупных городах, так и в регионах. Существует спрос отечественных потребителей на модную одежду российских компаний, которые в силу своей близости к потребителям могли бы более гибко и оперативно реагировать на запросы рынка, изменения мировых модных тенденций, и, находясь на территории одной страны, активно взаимодействовать на всех этапах процесса функционирования индустрии как между собой, так и с российскими потребителями.

Учитывая последнее обстоятельство, а также значение индустрии для развития экономики страны, в настоящее время важным является формирование широкого слоя дееспособных российских субъектов, обладающих достаточными ресурсами для осуществления предпринимательской деятельности в этой сфере и способных конкурировать с зарубежными компаниями.

В целях повышения эффективности процесса функционирования российской индустрии модной одежды, на наш взгляд, необходима комплексная программа развития данного сектора экономики. В ее основе лежит, с одной стороны, управленческая деятельность субъектами индустрии в России на межгосударственном и внутригосударственном уровнях. С другой стороны ‑ управленческая деятельность отечественных компаний. В том числе от учета ими условий модности продукта, т.е. потребностей потенциальных клиентов и мировых модных тенденций, адаптированных к этим потребностям. Данная программа позволит со временем создать полноценную индустрию, приносящую миллиардные прибыли, как в столичных и крупных городах, так и в регионах России.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2004.