Совершенствование системы кредитования малого бизнеса

Махлин Е.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Махлин Е.И. Совершенствование системы кредитования малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 10. – С. 7-11.

Аннотация:
В данной статье выделены проблемы обеспечения малого бизнеса России финансами со стороны банковского сектора. Рассматриваются предложения, направленные на обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам. В частности: предложена технология по использованию рефинансирования портфелей кредитов, выданных малому бизнесу; даются методические рекомендации использования банками маркетинговых исследований в целях установления персонифицированных процентных ставок; предложена схема кооперации банков и крупных предприятий по совместному кредитованию малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого предпринимательства, кредитование, государственная поддержка

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Известно, что в экономически развитых странах на долю малого бизнеса приходится 50-60% ВВП. Однако вклад малых отечественных предприятий в общий объем ВВП составляет чуть более 15% [1]. Поэтому поиск новых форм поддержки малого предпринимательства для России был и остается актуальной задачей с того самого момента, как этот сектор экономики зародился у нас в начале 90-х годов. Следует констатировать, что сегодня положение малого бизнеса в стране улучшается, в том числе и за счет государственного стимулирования этого сектора экономики.

В 2007 г. правительство РФ приняло новый Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства. Также планируется принять поправки в закон о приватизации имущества, которые дадут этому сектору экономики преференции при приватизации госсобственности и, возможно, будет принят и закон о контрольно-кассовых машинах, снижающий уровень контроля за малым бизнесом. Однако одних этих мер недостаточно, чтобы в ближайшее время рассчитывать на серьезную отдачу предприятий этой сферы экономики и достигнуть уровня развитых стран.

Следует отметить, что в России малый бизнес сталкивается с огромным количеством преград. Одной из основных причин, по мнению предпринимателей, которая до сих пор сдерживает развитие малых предприятий, является отсутствие доступа к финансовым ресурсам. Для того чтобы малый бизнес развивался темпами, близкими к характерным для развитых стран, необходимо обеспечить его финансами. Доступность кредита для малых предприятий — основной механизм увеличения их числа.

Согласно статистике, на сегодняшний день в России действует более 1 млн. малых предприятий и 2 млн. 600 тыс. индивидуальных предпринимателей. [1] Многие банки отмечают увеличение объемов кредитования малого бизнеса. В ряде банков кредиты выдаются в соответствии с условиями государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Однако, малым предприятиям, особенно вновь создающимся, получить заем по-прежнему очень сложно.

По оценкам экспертов, сегодня потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется всего на 20-30%. Минэкономразвития, приводит оценку потребностей в 30 млрд долларов США [3]. В регионы только начинают приходить банки, предлагающие упрощенное и быстрое кредитование малого бизнеса по стандартизированным и отработанным технологиям. Исходя из этого, можно сделать вывод, что кредитование малого бизнеса пока находится на начальном этапе своего развития. Поэтому ключевая задача на ближайшие годы ‑ снизить ставку банковского кредитования.

Развитию кредитования малого бизнеса (с позиций банков) препятствуют три ключевые экономические особенности:

‑ высокая доля и абсолютная величина операционных (непроцентных) расходов в процессе кредитования;

‑ ограниченность или полное отсутствие правовых (и экономически оправданных) механизмов снижения кредитного риска на всех этапах кредитования;

‑ сложности рефинансирования и управления кредитным портфелем, включающим большое число разнообразных незначительных по размеру кредитов.

По мнению автора, кардинальным и современным решением проблемы расширения сектора кредитования малого бизнеса банками РФ могло бы стать рефинансирование кредитных портфелей банков под залог прав требования по заключенным ими кредитным договорам с предприятиями малого бизнеса, используя инструменты рынка капиталов, например, путем выпуска облигаций. При этом фондовый рынок получит новый инструмент инвестирования, причем менее рискованный, нежели необеспеченная корпоративная облигация.

Представляется целесообразным рассмотреть в качестве одного из источников рефинансирования использование стабилизационного фонда РФ. Этот инструмент позволит расширить финансовые возможности банков как в отношении выдачи кредитов малым предприятиям, так и снижения процентной ставки по кредитам. В настоящий момент, данный финансовый инструмент в РФ не применяется из-за отсутствия правового регулирования этого сегмента рынка.

Действующее законодательство предусматривает выпуск облигаций, обеспеченных залогом прав требования по ипотечным кредитам. Регулирование указанных отношений осуществляется на основе Федерального закона № 152-ФЗ от 11.11.2003 «Об ипотечных ценных бумагах». На данный момент осуществлено всего несколько эмиссий ипотечных ценных бумаг, что частично можно объяснить жесткостью требований закона и неразвитостью рынка ипотечного кредитования.

Закон устанавливает большой перечень специальных требований к кредитам, права требования по которым могут быть включены в ипотечное покрытие. За исключением прав требований по ипотечным кредитам передача в залог прав требований по иным кредитам (займам), в частности предоставленных малым предприятиям, в качестве обеспечения прав по ценным бумагам законодательством не предусмотрена, что следует изменить.

Уровень невозвратов по кредитам, выданным малым предприятиям банками, по оценкам автора, сейчас составляет более 200 млн. долларов. Процент невозвратов по разным банкам колеблется от 2 до 10%, в зависимости от применяемой технологии оценки заемщика [4]. Это показывает, что правильно выбранная технология позволяет значительно снизить количество невозвратов при достаточно выгодных условиях кредитования для малого бизнеса. Заслуживают внимания методические рекомендации использования банками результатов маркетинговых исследований в целях установления персонифицированных процентных ставок, а также снижения риска невозвратов по кредитам предоставляемым малому бизнесу.

1 этап. Проведение банками маркетингового исследования, при котором производится сегментация малого бизнеса по видам деятельности в целях определения перспектив их развития. Таким образом, если выбранное направление бизнеса хорошо развивается, необходимо направлять ресурсы банка в эту часть рынка.

2 этап. Установление дифференцированной процентной ставки по выделенным на первом этапе сегментам рынка. В настоящий момент риски невозвратов усредняются для всех заемщиков. В проценты, под которые банк кредитует фирмы, изначально закладываются риски невозврата средств. По нашему мнению, рентабельный бизнес не должен оплачивать риски менее рентабельных компаний. Если рассмотреть аналитику по сегментам бизнеса, возможно в каких-то сегментах количество невозвратов будет близко к нулю, а в других значительно больше, чем среднее. В менее рентабельных бизнесах необходимо увеличение процентных ставок для покрытия возможных потерь, а также более тщательная финансовая оценка заемщиков.

3 этап. Привлечение к кредитованию малых предприятий работающих в выделенных сегментах рынка.

Увеличить объемы кредитования малого бизнеса может использование схем кооперации банков и крупных предприятий по совместному кредитованию малого бизнеса, путем использования специальных программ кредитования, позволяющих банкам снизить процентные ставки по предоставляемым кредитам, а предприятиям увеличить объемы продаж своей продукции.

В рамках программы необходимо создать возможность приобретать в кредит оборудование, мебель и прочее производителя или продавца. Процентная ставка будет зависеть от срока кредита и суммы первоначального взноса. Компания-производитель (продавец) оплачивает часть процента по кредиту с целью повышения продаж своей продукции. Зачастую компании имеют возможность устанавливать скидки на свою продукцию, которые в свою очередь снизят процентную ставку по кредиту. Программа строится на взаимовыгодном сотрудничестве, а именно Банк получает новых клиентов на кредитование, а компания увеличивает объемы продаж и за счет возрастающей прибыли компенсируется потеря части дохода (то, что компания отдает в виде скидки).

Данные предложения и рекомендации, направленные на обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, могут способствовать развитию такого важного сегмента экономики, как малый бизнес, а это, в свою очередь, послужит задачам ускоренного развития страны.


Источники:

1. Малое предпринимательство в России. 2006: Стат. сб./ Росстат. ‑ М., 2006.
2. А. Емелин, О. Иванов, М. Мамута - Предоставление и рефинансирование кредитов для малого и среднего бизнеса: текущее состояние, проблемы и пути их решения. Аналитический доклад. ‑ М.: 2006 г. с. 258
3. Программа «Национальная банковская система России 2010-2020». Ассоциация российских банков, ‑ М.: 2006 г. с. 51.
4. Фонд поддержки малого бизнеса при Европейском Банке Реконструкции и Развития [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.ebrr.ru/?lang=rus

Страница обновлена: 29.03.2024 в 10:54:23