Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2007

Повышение инновационной активности предприятий на основе углубления разделения инновационного труда

Миронова Валентина Сергеевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и маркетинг» Курганского государственного университета, Россия

Ершова Галина Евгеньевна, докт. экон. наук, профессор кафедры «Экономика и управление в пищевой промышленности» Уральского государственного экономического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 71

Аннотация:
Российский инновационный бизнес сталкивается со многими трудностями, основными из которых являются отсутствие материально-технической и финансовой поддержки со стороны государства, высокая динамика изменений в нормативно-правовой базе и сохраняющиеся пробелы в законодательстве, неразвитость интеграционных связей, способствующих решению существующих проблем.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Миронова В.С., Ершова Г.Е. Повышение инновационной активности предприятий на основе углубления разделения инновационного труда // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 9-13.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Российский инновационный бизнес сталкивается со многими трудностями, основными из которых являются отсутствие материально-технической и финансовой поддержки со стороны государства, высокая динамика изменений в нормативно-правовой базе и сохраняющиеся пробелы в законодательстве, неразвитость интеграционных связей, способствующих решению существующих проблем.

 

Важнейшим фактором роста инновационной активности является интеграция и эффективная организационная структура предприятия. Интеграция представляет собой взаимосвязь промышленных предприятий путем организации рационального экономического взаимодействия. Объединение целесообразно для выполнения специфических по содержанию этапов инновационной деятельности на основе формирования оптимальных конкурентных организационных структур для развития инновационного предпринимательства, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличения доли рынка.

Анализ инновационной деятельности промышленных предприятий Курганской области показал, что основными факторами, препятствующими внедрению новшеств, выступают низкий инновационный потенциал, недостаток собственных денежных средств и квалифицированного персонала. Трудности выполнения опытно-конструкторских работ и освоения новшеств производственно-технического и потребительского назначения, связанные с повышенными затратами и отсутствием ресурсных возможностей у предприятий, подводят к пониманию необходимости углубления разделения инновационного труда.

Поэтому для повышения технологической активности промышленных предприятий целесообразно выполнение этапов опытно-конструкторских работ и освоения производства инноваций передать в специализированные самостоятельные фирмы. Таким образом, в число организаций инновационной инфраструктуры мы предлагаем ввести еще одно инновационное предприятие.

В менеджменте под инновационным предприятием понимается организация, занимающаяся инновационной деятельностью. Выяснение сущности понятия «инновационное предприятие» следует начинать с его функционального назначения. Последнее состоит в выполнении посреднической функции между научной и производственной сферами путем оказания помощи при трансформации новшеств в инновации производственно-технического назначения и инновационные потребительские товары. Посредническая функция заключается в доведении результатов прикладных исследований, выражающихся в нахождении решения технической проблемы, до появления опытного образца новшества как результата опытно-конструкторских работ, и изготовления первой промышленной партии инноваций как результата освоения производства новшества.

Целью инновационного предприятия является максимизация прибыли, а критерием ее достижения выступает экономический эффект новшеств или первой промышленной партии инноваций. Возникновение инновационных предприятий является результатом экономического обмена новшествами или первыми промышленными партиями инноваций производственно-технического назначения и инновационных потребительских товаров между научной и производственной сферами. Целесообразность этого обмена и создание инновационного предприятия заключается в необходимости сокращения затрат при трансформации новшеств в инновации. Оно появляется в том случае, если в результате его функционирования снизятся затраты по доведению новшества производственно-технического и потребительского назначения до инновации по сравнению с затратами, которые приходится нести организациям научной и производственной сферы.

Таким образом, инновационное предприятие – это важный элемент инновационной инфраструктуры, выполняющий посредническую функцию между научной и производственной сферами, трансформируя новшества в инновацию в результате эффективного обмена интеллектуальными продуктами, обусловленного сокращением затрат.

Рассмотрение инновационного предприятия как посредника между субъектами в научной и производственной сферах позволяет сформулировать основные принципы его функционирования на региональном уровне:

‑ во-первых, количество и стоимость создания инновационных предприятий должна быть адекватной имеющемуся в регионе инновационному потенциалу и отвечать уровню его развития и инновационной активности;

‑ во-вторых, во избежание монопольного положения инновационного предприятия в регионе необходимо развивать конкуренцию между ними как основу для эффективного осуществления инновационной деятельности;

‑ в-третьих, организационно-правовые формы создания инновационных предприятий должны соответствовать Гражданскому Кодексу Российской Федерации;

‑ в-четвертых, при создании инновационных предприятий необходимо использовать отечественный и зарубежный опыт;

‑ в-пятых, для финансирования создания и функционирования инновационных предприятий следует активно использовать государственную поддержку, различные внебюджетные источники средств, инвестиции из других регионов и иностранные инвестиции;

‑ в-шестых, для создания инновационного предприятия целесообразно использовать лизинг как источник технологической поддержки;

‑ в-седьмых, использовать аренду производственных помещений при организации инновационного предприятия.

Целесообразно выделить следующие основные направления деятельности инновационного предприятия, разрабатывающего и осваивающего новшество потребительского назначения:

1. Опытно-конструкторские работы:

1.1. Проектирование продукции, включая разработку алгоритма методики построения лекала, подбор сырья пищевых продуктов;

1.2. Конструирование продукции и разработка рецептурного состава;

1.3. Разработка технологических режимов получения и хранения новой продукции;

1.4. Разработка и испытание опытного образца новшества.

2. Освоение новшества потребительского назначения:

2.1. Испытание и приемка первой промышленной партии инновации;

2.2. Изготовление первой партии инновационных потребительских товаров;

2.3. Конструкторская и технологическая подготовка производства.

Таким образом, введение инновационного предприятия в число организаций инновационной инфраструктуры для выполнения этапов опытно-конструкторских работ и освоения производства инноваций позволит повысить инновационную активность промышленных предприятий.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
2. Инновационный менеджмент. / Под ред. Молчановой О.П. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 272 с.
3. Инновационный менеджмент. /Под ред. Оголевой Л.Н. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 238 с.
4. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 448 с.
5. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика. /Под ред. Казанцева И.А., Миндели Л.Э. – М.: Экономика, 2000. – 475 с.
6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.
7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – 470 с..