Координационная роль транспортно-экспедиторских организаций в цепях поставок

Городецкий А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Городецкий А.А. Координационная роль транспортно-экспедиторских организаций в цепях поставок // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 47-51.

Аннотация:
Современная концепция управления цепями поставок, выработанная на Западе, получает все большее признание в организации взаимодействия хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве грузоотправителей и грузополучателей. Очевидно, что в такой функциональной роли последовательно предстают практически все без исключения субъекты, и это обстоятельство придает особую значимость научно обоснованному решению соответствующей задачи. Последняя актуализируется процессами углубления специализации производственно-коммерческой деятельности с одновременным развитием кооперирования, особенность которых сегодня определяется тем, что они протекают в условиях глобализации мировой экономики.

Ключевые слова: логистика, поставки, глобализация, управление цепями поставок



Современная концепция управления цепями поставок, выработанная на Западе, получает все большее признание в организации взаимодействия хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве грузоотправителей и грузополучателей. Очевидно, что в такой функциональной роли последовательно предстают практически все без исключения субъекты, и это обстоятельство придает особую значимость научно обоснованному решению соответствующей задачи. Последняя актуализируется процессами углубления специализации производственно-коммерческой деятельности с одновременным развитием кооперирования, особенность которых сегодня определяется тем, что они протекают в условиях глобализации мировой экономики.

Территориальная рассредоточенность заинтересованных во взаимодействии субъектов, многоаспектность содержания и сложность предъявляемых требований, а также ряд других аспектов, обусловленных критериями экономической целесообразности выполнения работ собственными силами, делают необходимым обращение к услугам специализированных транспортно-экспедиторских организаций. Как следствие, идут процессы построения логистических цепей, в которых поставки товаров (транспортные и материальные потоки) сопряжены с поставками услуг. Одновременно обнаруживается эффект расширения логистической цепи поставок за счет дополнительного звена – цепи взаимодействия участников транспортно-экспедиционной деятельности. На практике управление такими встроенными цепями приобретает характер управления цепями спроса с элементами маркетинговой логистики, и это требует выработки соответствующих регламентов, обеспечивающих процедуры прогнозирования, планирования спроса, организации посреднических услуг в соответствии с выявленными предпочтениями и введения мониторинга при создании логистических систем транспортно-экспедицион­но­го обслуживания грузопотоков.

На основании этого формируется идея системной реализации общих и специальных функций управления процессами формирования и обеспечения функционирования логистических цепей поставок при взаимодействии грузоотправителей и грузополучателей с участием транспортно-экспеди­тор­ских организаций. Воплощение этой идеи сопряжено с двойственной интерпретацией транспортно-экспедиционной деятельности как функциональной сферы реализации логистического подхода к управлению при формировании и обеспечении движения грузопотоков в территориально дислоцированной хозяйственной системе и как вида логистических услуг, предоставляемых в адрес грузоотправителей и грузополучателей транспортно-экспедиторскими организациями.

Анализ практики функционирования транспортно-экспедиторских организаций дает возможность представить следующую группировку, упорядоченную в направлении усложнения степени их участия во взаимодействии грузоотправителя и грузополучателя:

‑ экспедитор-курьер ‑ организатор доставки от имени и за счет грузовладельца (отправителя или получателя) при условии, что ответственность на себя принимает перевозчик;

‑ экспедитор-агент (брокер) ‑ поверенный, действующий от имени и за счет перевозчиков по договору представительства;

‑ оператор смешанной перевозки грузов ‑ организатор доставки груз в смешанном (мультимодальном, интермодальном, комбинированном) сообщении с участием не менее двух перевозчиков при условии, что она осуществляется по единому транспортному документу.

Перевозки в смешанном сообщении – наиболее актуальные и перспективные в условиях глобализации мировой экономики ‑ обеспечиваются четырьмя основными группами экспедиторов смешанного сообщения:

‑ эксплуатирующие суда ‑ транспортные предприятия, не владеющие подвиж­ным составом для перевозки грузов автомобильным, железнодорож­ным или воздушным транспортом, но заключающие субдоговоры об использовании этих видов транспорта со сторонними перевозчикам;

‑ не эксплуатирующие суда ‑ железнодорожные, автомобильные и авиационные предприятия, организую­щие перевозки грузов «от двери до двери», не располагающие судами, заключающие субдоговоры о морской перевозке;

‑ не эксплуатирующие какие-либо транспортные средства ‑ экспедиторы, не владеющих какими-либо транспортными средства­ми, но заключающие субдоговоры с транспортными предприятиями;

‑ специально ориентируемые экспедиторы смешанной перевозки – предприятия, которые создаются для оказания только экспедиционных услуг в области смешанных перевозок грузов.

Развитие перевозок в смешанном сообщении создает объективную предпосылку для освоения идеологии управления цепями поставок при организации грузопотоков. В такой логистической системе различные виды транспорта могут функционировать в рамках смешанного сообщения, а конкуренция между видами транспорта уступает место совместному действию. При этом экспедиторы принимают на себя функции интеграторов цепей поставок и координаторов движения товарных, информационных и денежных потоков.

Описанная практика открывает перспективы для преобразования транспортно-экспедиционного посредника в логистический центр. Решающими условиями в этом деле должны стать: характер обладания необходимыми ресурсами, наличие сети субдоговорных связей и опыта работы на рынке транспортно-экспедиционных услуг. Названные условия позволяют обрести полномочия в управлении цепью поставок, пример этому подает ЗАО «Евросиб СПБ – транспортные системы».

Это российская транспортно-экспедиторская компания, которая позиционирует себя как центр управления местной работой на юго-восточной границе России, обладающий рядом конкурентных преимуществ наличием:

‑ собственного контейнерного парка;

‑ собственного парка фитинговых вагонов и полувагонов, что позволяет получать более дешевый железнодорожный тариф;

‑собственных терминалов;

‑ представительств, дочерних организаций и агентов по всему миру;

‑ собственного диспетчерского аппарата, что позволяет организовать круглосуточную диспетчеризацию прохождения грузов;

‑ партнерских отношений со многими мировыми судоходными линиями;

‑ возможностей предоставления сервиса от двери до двери;

‑ гибкой системы работы с клиентами;

‑ предоставления отсрочки платежа за перевозку груза.

Данные перспективы соотносятся с переходом на новую вертикаль управления перевозочным процессом, в которой логистические центры становятся узлами взаимодействия потоков всех типов и координации, обеспечи­вающими единую технологию внешнеторговых перевозок с участием морского и железнодорожного транспорта.

В организации деятельности координационных логистических центров выделяется ряд перспективных направлений:

‑ оперативное управление перевозочным процессом и процессами перевалки грузопо­токов;

‑информационное обеспечение взаимодействия на базе современных инструмен­тальных и технических средств;

‑ коммерческое взаимодействие и экономическая ответственность субъектов транспортного рынка за бесперебойность функционирования транспортного узла;

‑ нормативно-правовое регламентирование и регулирование порядка технологиче­ского, информационного и коммерческого взаимодействия, а также обеспечения безо­пасности движения поездов и мореплавания, охраны окружающей среды;

‑ решение проблемы инвестирования развития инфраструктуры транспортных узлов на базе морских и речных портов.

Организация деятельности транспортно-экспедиторских посредников с учетом перспектив их преобразования в логистические центры сопряжена с развитием информационной логистики, в том числе с созданием информационно-расчетных систем, каждая из которых должна:

‑ обеспечить оперативность планирования, управления, производственно-транспортный и бухгалтерский учет;

‑ обладать высокой производительностью за счет эффективного иcпользования внутренних ресурсов системы, надежностью, обеспечивающей стабильную работу, защитой данных и системы в целом от несанкционированного доступа, хорошей управляемостью, простотой использования.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:05:17