Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2007

К вопросу о формировании конкурентоспособности разноуровневых экономических систем

Шелудько Виктория Васильевна, Ставропольский государственный аграрный университет, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 51

Аннотация:
Формирование рыночной экономики в России сопровождается радикальными изменениями в хозяйственной деятельности предприятий. Динамичная модификация технологий, борьба за потребителя и качество продукции, усиление конкуренции заставляют, в конечном счете, хозяйствующие субъекты по-новому смотреть на комплекс вопросов, связанных с формированием и развитием стратегий. Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Степень усиления рыночных позиций на внешних рынках отдельного предприятия все в большей мере смещается от уровня конкурентоспособности продукции (предприятия) к уровням конкурентоспособности государства (региона, отрасли).

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Шелудько В.В. К вопросу о формировании конкурентоспособности разноуровневых экономических систем // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 6-10.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Формирование рыночной экономики в России сопровождается радикальными изменениями в хозяйственной деятельности предприятий. Динамичная модификация технологий, борьба за потребителя и качество продукции, усиление конкуренции заставляют, в конечном счете, хозяйствующие субъекты по-новому смотреть на комплекс вопросов, связанных с формированием и развитием стратегий. Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Степень усиления рыночных позиций на внешних рынках отдельного предприятия все в большей мере смещается от уровня конкурентоспособности продукции (предприятия) к уровням конкурентоспособности государства (региона, отрасли).

 

Развитие в России рыночных отношений в сфере производства и реализации товара наложили отпечаток на все сферы жизнедеятельности. На сегодняшнем этапе развития российского общества наиболее значимой многие считают экономическую составляющую любой жизненной концепции, которая, являясь системообразующей, оказывает наибольшее влияние на все остальные области человеческой деятельности.

Для согласования действий производителей и менеджеров различных уровней управления при разработке и принятии управленческих решений в части использования тех или иных механизмов экономического роста должен быть сформирован единый понятийный и методический аппарат. Это позволит оценивать конкурентоспособности каждого субъекта рынка, с одной стороны, изолированно друг от друга, с другой ‑ в системе иерархии уровней управления. При этом параметры оценки уровня конкурентоспособности низшего уровня должны входить как базовые переменные в параметры оценки высшего уровня иерархии (предприятие, отрасль, регион, кластер, государство).

Рассматривая дефиницию «конкурентоспособность», необходимо отметить, что в современной экономической литературе существует достаточно большое количество определений и способов ее оценки. В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

До сих пор в экономической литературе продолжаются дискуссии по выбору базового понятия и базового уровня конкурентоспособности [1, 7]. Вместе с тем, от однозначного толкования базового уровня конкурентоспособности зависит и четкое разграничение параметров оценки конкурентных преимуществ и конкурентоспособности. По нашему мнению, в зависимости от уровня конкурентоспособности, выбранного автором для исследования, происходит переход с категории конкурентоспособности предметов, объектов в категорию факторов конкурентных преимуществ по уровням управления.

Вполне естественно, что в иерархии понятий конкурентоспособности базовым является «конкурентоспособность продукции», которая может рассматриваться для различных видов товаров. В качестве производителей продукции выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за потребителей, рынки, факторы производства, инвестиции. Базовую основу для уровня конкурентоспособности продукции составляет степень конкурентоспособности предприятия.

В экономической литературе понятие «конкурентоспособность предприятия» чаще всего сводится к способности предприятия производить конкурентоспособный товар. Однако, учитывая, что в настоящее время компании могут производить различные виды продукции и одновременно работать на разных рынках, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и продукции не совпадают. Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности организации используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам.

Исследования конкурентоспособности отрасли, как правило, базируются на определении М. Портера, который ориентируется на выделении критериев оценки уровня конкурентоспособности в системе мировой экономики [5]. В связи с отсутствием четкого понятия довольно часто за конкурентоспособные отрасли выдают либо отрасли специализации (в том числе международной), либо доминирующие отрасли (имеющие высокий удельный вес в структуре экономики) [1, 4].

Вместе с тем, по мнению В. Иванеца, на мировых рынках конкурируют не отрасли, а товары, базирующиеся на макротехнологиях (технологиях, позволяющих производить крупные производственные изделия с большой капиталоемкостью, определяемой, в свою очередь, наукоемкостью и материалоемкостью) [3].

В условиях гиперконкуренции среди субъектов конкуренции появляется новый тип - территориально-отраслевой технологический кластер как структура, объединяющая предприятия по всем этапам производственной цепочки (добыча сырья, первичная переработка, сбыт, послепродажное обслуживание) и включающая производственные, сбытовые, финансовые предприятия, научные и образовательные учреждения, которые переплетают различные сферы деятельности и отрасли промышленности, различные регионы и даже государства.

Особенности структуры экономики России (наличие крупных диверсифицированных отраслей промышленности) позволяют использовать все преимущества кластерных структур для наращивания конкурентных преимуществ отраслей.

Нарастание тенденций региональной интеграции в мировой экономике приводит к возрастанию необходимости четкого определения понятия «конкурентоспособность региона». Особую значимость данное понятие имеет для условий социально-экономического развития России, где отдельные регионы по своим масштабам превышают размеры государств в Западной Европе.

Чаще всего конкурентоспособность региона рассматривается «... как способность создавать условия на внутренних и внешних рынках» [1] или «... продуктивность (производительность) использования ресурсов» [2].

Понятие конкурентоспособности государства имеет как достаточно широкое толкование, так и довольно узкое, увязанное с одним блоком параметров.

При определении критериев конкурентоспособности отрасли или сектора экономики М. Портер дает практически однозначное утверждение: «...успех в международной конкуренции определяют не столько сами факторы производства, сколько то, где и насколько продуктивно они применяются».

Нельзя не разделить мнения Портера о том, что высокая конкурентоспособность - необязательно следствие наличия у предприятия высоких технологий, как это часто подчеркивается многими исследователями проблемы. При этом ни то, ни другое не гарантирует успеха само по себе, о чем говорит и М. Портер: «Прибыльность отрасли не зависит от того, что представляет собой ее продукт, является ли он результатом высокой или низкой технологии... Некоторые вполне обычные отрасли, такие как торговля зерном или производство штемпелевальных машин для почты, являются исключительно доходными. Одновременно, некоторые более престижные, высокотехнологичные отрасли вроде производства персональных компьютеров и кабельного телевидения неприбыльны для многих действующих в них фирм» [6].

Исходя из этого, становится очевидным, что возможности государства по поддержке конкурентоспособности своих производителей лежат не столько в сфере регулирования отраслевой структуры экономики, сколько в сфере регулирования условий воспроизводства конкурентных преимуществ того или иного уровня вне зависимости от отраслевой принадлежности производителей.

Таким образом, внешнеэкономическую политику государства можно структурировать исходя из качества бизнес-среды, которую поддерживает государство в том или ином случае.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Васильева З. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2 (52). С. 25 – 3.1
2. Воротников А. Стратегии повышения конкурентоспособности региона // Экономические стратегии. 2001. С. 144 - 149.
3. Иванец В. К. Макротехнологии и обеспечение конкурентоспособности отече­ственной промышленности // Промышленность России. 2000. № 2. С. 25 - 32.
4. Ишханов А. В. О необходимости выделения однородных групп стран при выявлении макроэкономических зависимостей // Финансы и кредит. 2004. № 9. С. 68 - 77.
5. Островский Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления //Консультант директора. 2001. № 20. С. 34 - 36.
6. Портер М.Международная конкуренция / Под ред. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
7. Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 1 (80). С. 29 – 36