Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2007

Использование модели скоринга при оценке эффективности предпринимательской деятельности

Солуянычев Павел Сергеевич, аспирант, Академия управления «ТИСБИ», Россия

Хамидуллин Фарид Фильзович, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой финансового менеджмента Академии управления «ТИСБИ», г. Казань, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 58

Аннотация:
Любая предпринимательская деятельность, целью которой является достижение определенного конечного результата, неразрывно связана с необходимостью оценки ее результативности. Эффективная деятельность субъектов малого предпринимательства во многом способствует обеспечению высокотехнологичного, рационального и качественного использования ресурсного потенциала экономики России. Этим она может улучшить положение отечественных товаропроизводителей на международном и внутреннем рынках, привести к росту благосостояния и качества жизни населения.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Солуянычев П.С., Хамидуллин Ф.Ф. Использование модели скоринга при оценке эффективности предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 79-82.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Любая предпринимательская деятельность, целью которой является достижение определенного конечного результата, неразрывно связана с необходимостью оценки ее результативности. Эффективная деятельность субъектов малого предпринимательства во многом способствует обеспечению высокотехнологичного, рационального и качественного использования ресурсного потенциала экономики России.  Этим она может улучшить положение отечественных товаропроизводителей на международном и внутреннем рынках, привести к росту благосостояния и качества жизни населения.

В связи с несбалансированностью и во многом противоречивостью существующих критериев оценки эффективности предпринимательской деятельности, что в результате делает невозможным формирование достоверного суждения о необходимости изменений в деятельности субъекта малого предпринимательства, ее измерение является одной из важнейших проблем в области организации бизнеса и способствующих ей научных направлениях.

Существуют два основных мнения о том, каким именно должен быть подход к оценке эффективности предпринимательской деятельности.

1. При оценке эффективности предпринимательской деятельности необходимо использовать один критерий, который бы являлся функци­ей многих важных организационных свойств и характеристик предпринимательской деятельности.

2. Осуществить оценку эффективности предпринимательской деятельности в полной мере можно лишь с помощью определенного набора показателей в сочетании с современным экономико-математическим аппаратом.

В связи с этим, особое значение приобретает разработка и внедрение действенных методов оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства, особенно в таком приоритетном направлении ее развития, как разработка и реализация инновационных проектов. Апробация конкретной модели на уровне действующего бизнеса, в том числе уже используемой в иных сферах финансово-хозяйственной деятельности, бесспорно может дать свой положительный эффект и послужить решением многих проблем, существующих в области оценки эффективности предпринимательской деятельности.

Именно в этой области может стать целесообразным применение модели скоринга, которая в настоящее время активно внедряется российскими банками и иными финансовыми организациями для оценки кредитоспособности и рентабельности бизнеса.

Что же представляет собой модель скоринга?

Так, в мировой практике существует два основных подхода к оценке кредитоспособности заемщика, которые можно применять как отдельно, так и в сочетании друг с другом:

- субъективное заключение экспертов или кредитных инспекторов;

- автоматизированные системы скоринга.

По своему определению скоринг ‑ это математическая или статистическая модель, с помощью которой, на основе кредитной истории предыдущих клиентов, коммерческий банк пытается определить, насколько велика вероятность того, что конкретный потенциальный заемщик вернет предоставленный кредит в оговоренный срок. Иными словами, основная задача скоринга заключается не только в том, чтобы выяснить, в состоянии ли клиент выплатить кредит или нет, но и в определении степени надежности и обязательности клиента.

В широком смысле модель скоринга представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик, которая выполняет функции интегрального показателя “score”. От его фактического значения и зависит, получит заемщик кредит или нет. Очевидно, что чем он выше, тем выше надежность конкретного заемщика. Банк же в данном случае получает возможность распределять своих клиентов по степени возрастания уровня их кредитоспособности.

Затем интегральный показатель, полученный по каждому конкретному заемщику, сравнивается с неким числовым порогом, который, по сути, является своего рода линией (точкой) безубыточности, и рассчитывается исходя из необходимого банку среднего количества надежных, дисциплинированных заемщиков, способных компенсировать убытки от одного должника.

Очевидно, что ссуда предоставляется только тем заемщикам, у которых интегральный показатель выше своего предельного значения. Особое значение в использовании модели скоринга имеет определение тех характеристик, которые следует включать в модель, и выбор тех весовых коэффициентов, которые должны им соответствовать.

К основным показателям, которые можно использовать в рамках неформального подхода к оценке эффективности предпринимательской деятельности на основе модели скоринга, можно отнести:

1. Стоимость бизнеса.

Модель скоринга позволяет определить стоимость бизнеса на основании уже имеющихся данных в разрезе аналогичных отраслей хозяйственной деятельности.

2. Длительность предпринимательской деятельности.

Зарубежные данные свидетельствуют о том, что самые тяжелые потери субъекты малого бизнеса несут в первые 18 месяцев, когда погибает половина создаваемых предприятий. Затем темпы гибели падают, а к 10 годам остается в живых около 20% из них.

Исходя из указанных статистических данных, можно сделать вывод о том, что из предприятий, зарегистрированных менее года назад, закроется 40%, а из тех, кому 7 и более лет - только 3%.

С учетом вышесказанного модель скоринга в этом направлении может определить вероятность того, насколько долго бизнес будет давать положительный результат.

3. Открытость (закрытость), прозрачность бизнеса.

4. Деловая репутация предпринимателя.

5. Инновационная составляющая/перспективность бизнеса.

6. Оценка менеджмента (структура управления, оценка руководства и собственников).

Говоря о модели скоринга в целом, можно выделить два основных ее недостатка:

1) классификация выборки производится только по тем представителям сферы малого предпринимательства, нуждающимся в финансировании за счет заемных ресурсов, которые уже получили необходимые им средства, и, соответственно, невозможно определить поведение тех, кому в них было отказано: вполне возможно, что какая-то часть из них оказалась бы весьма приемлемыми заемщиками;

2) положение заемщика с течением времени может меняться, так как трансформируются и социально-экономические условия, влияющие на него.

Основные преимущества использования модели скоринга при оценке эффективности предпринимательской деятельности для решения вопроса о целесообразности ее финансирования за счет заемных ресурсов заключаются в:

1) снижении уровня невозвратности заемных ресурсов;

2) быстром и беспристрастном принятии решений по сделкам;

3) повышении базового уровня эффективности, последовательности и качества управления;

4) упрощении и рационализации процесса финансирования предпринимательской деятельности за счет заемных ресурсов;

5) содействии управлению процессом ценообразования на рынке заемных ресурсов, предназначенных как для уже развивающихся, так и для вновь образующихся субъектов малого предпринимательства, с учетом риска;

6) снижении уровня операционных издержек (особенно по обслуживанию потребностей малого предпринимательства в заемных ресурсах);

7) расширении имеющегося набора банковских продуктов и повышении уровня эффективности их продвижения на рынке и т.д.

В России активное внедрение скоринга тормозится, в первую очередь, по причине низких объемов кредитования, а также из-за отсутствия налаженной системы кредитных бюро.

Еще одна проблема связана с нераспространенностью таких универсальных статистических пакетов, как SAS [1] и SPSS [2]. Хотя есть и другие, более доступные по цене программы, которые могут осуществлять линейную многофакторную регрессию.

Все это в целом свидетельствует о том, что внедрению скоринга в России в большей степени препятствуют не объективные, а субъективные причины, связанные с недоверием менеджеров финансовых организаций к каким-либо математическим и статистическим методам в своей работе.



[1] Новое программное обеспечение, позволяющее рационализировать процесс создания, развертывания и управления аналитическими моделями

[2] Анализ данных при помощи статистического программного обеспечения


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241