Размышления на абстрактную тему

Мирзоев С.П., Акопов В.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (50), Февраль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мирзоев С.П., Акопов В.С. Размышления на абстрактную тему // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 2. – С. 3-8.

Аннотация:
Представьте себе, что вам предстоит принимать решения за тех людей, которые находятся от вас за тысячи километров. Сложно и не эффективно. А как же из Центра руководить регионами? Как разделить полномочия между ними и Центром? Эффективность взаимоотношений во многом определяется организационной структурой управления, которая устанавливает распределение прав и обязанностей между субъектами федерации, властные полномочия, формы собственности, принципы взаимодействия и подчиненности.

Ключевые слова: организационная структура управления, структура управления

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Представьте себе, что вам предстоит принимать решения за тех людей, которые находятся от вас за тысячи километров. Сложно и не эффективно. А как же из Центра руководить регионами? Как разделить полномочия между ними и Центром? Эффективность взаимоотношений во многом определяется организационной структурой управления, которая устанавливает распределение прав и обязанностей между субъектами федерации, властные полномочия, формы собственности, принципы взаимодействия и подчиненности.

Как и следовало ожидать, установившаяся организационная структура управления Российской Федерацией отличается от систем управления, которые приняты в странах Европы и Северной Америки. Можете ли вы себе представить, чтобы Президент США приехал к губернатору штата с проверкой, и губернатор отчитывался перед ним о готовности штата к зимнему сезону? Или представить, что у англичанина стала протекать в доме крыша, и он просит премьер-министра починить ее? Согласитесь, трудно представить. Совсем другое положение у нас, в России. Федеральному министру поручают срочно восстановить теплоснабжение в таежном городке, находящемся от Центра дальше, чем Америка от Европы. Ребенок пишет письмо Президенту, что у его мамы выпали зубы, и он просит Президента дать команду помочь ей в протезировании. И таких примеров великое множество…

Забота о народе в России всегда была в почете. Раньше о народе заботилась царская семья и помещики, затем коммунистическая партия, а сейчас вся тяжесть заботы легла на плечи чиновников. У нас не принято говорить, что каждый взрослый и здоровый человек может позаботиться о себе самостоятельно. Но для этого нужны определенные условия жизни, которых в России, к сожалению, пока нет... Куда же мы без указаний чиновника!

Приобрел, например, человек автомобиль и думает: «Куплю лицензию, прикреплю на крышу желтый знак «такси» и буду с утра до вечера возить пассажиров». Но не тут-то было. А где же ежедневный путевой лист? Вдруг не туда, куда нам (чиновникам) нужно он увезет наших граждан. А дополнительные технические осмотры ‑ основная забота чиновника о безопасности пассажиров? А налоги, которые составляют, чуть ли не половину заработка? А проверять водителя каждое утро на алкоголь кто будет? Все правильно, но результаты неожиданные…

Как-то журналисты решили «поймать» такси на улице Москвы. Остановилась первая машина. Оказался - «левак», вторая – тоже «левак» и только четырнадцатое оказалось такси. А это значит, что система извоза, созданная чиновниками, у нас такая, что более 90% перевозок «левые» и не облагаются налогом ни большим, ни малым. Зато чиновники научились управлять тем, что им не принадлежит.

Из менеджмента (как науки) известно, что управлять можно только имуществом, которое тебе по праву принадлежит. Если имущество федеральное, то управляет и отвечает за эффективность его использования федеральный чиновник. Если муниципальное, то муниципальный чиновник, если акционерное, то акционеры, если частное, то частник. Причем законодательная база для всех форм собственности одинакова. Это во всем мире, но не у нас.

В нашем примере с такси, прежде чем заниматься управлением, муниципальные власти должны были бы создать таксомоторный парк, нанять на работу водителей, платить им достойную заработную плату, а затем уже выписывать путевые листы и говорить, кому по какому маршруту ездить. В крайнем случае, можно арендовать машину с водителем, заключив с ним соответствующий договор. Но зачем такие хлопоты? Пускай водитель на свои сбережения купит машину, занимается ее эксплуатацией, ремонтом, страховкой, а мы, чиновники, будем им командовать. Видит Бог, что времена и формации на Руси меняются, а привычки остаются прежними.

Не лучше положение у малого и среднего бизнеса. Не являясь владельцами, а только арендаторами земли, на которой располагается их имущество (например, производственные площади), они в любую минуту могут быть разорены чиновником при одностороннем изменении условий договора аренды, не говорю о необходимости согласования… любого проекта при перестройке своей собственности с чиновниками. Сроки согласования ‑ от двух недель до полугода. На практике это выглядит так. Полгода предприниматель ждет, а потом ему говорят, что проект надо переделать. А если хочешь быстрее получить положительный ответ, принимай меры…

Опора в управлении на чиновника логична, но есть определенные правила и границы его функционирования. За действиями чиновника нужен контроль, так как чиновник, стремясь к получению дохода для государства, не должен получать личную «прибыль» от своих действий, а за хорошую работу его необходимо поощрять. И то, только вышестоящим руководителем.

Представьте себе, что законодательная база у нас стабильная, каждый, начиная с мелкого предпринимателя и заканчивая федеральным чиновником высокого ранга, управляет только своей собственностью, соответствующие службы следят за четким соблюдением законов… Идиллия, какая-то, скажите вы. Так в России не может быть. Чиновник у нас должен командовать всеми по схеме «барин - холоп» и практически ни за что не отвечать. И, наверное, вы будете близки к истине. А правила управления в экономике предельно просты:

1) Распоряжаться и управлять можно только своей, а не чужой собственностью (другими словами, имущество надо вначале купить, а потом им распоряжаться и управлять);

2) Управлять человеком в экономической сфере можно только после заключения с ним договора, в котором изложены права и обязанности каждой из сторон.

Несмотря на простоту этих правил надо признать, что у нас они в обозримом прошлом выполнялись далеко не полностью. Если они и в дальнейшем будут игнорироваться, то рассчитывать на возрождение экономики не имеет смысла.

Засилье чиновников имеет дальнейшую перспективу. Так, в наше время создается властная иерархическая вертикаль «от Москвы до самых до окраин», с помощью которой чиновники разных рангов надеются осуществлять централизованное управления в стране.

Во истину, хотим управлять также, как управляли всегда! Но то, что успешно работало в прошлом веке, вряд ли сработает сейчас. Не надо забывать о широко используемой в середине прошлого века системе принуждения, сочетающей в себе методы глобального планирования, систему контроля и карательную систему с бюрократическим подходом управления экономикой. Этот механизм управления относительно эффективно, как тогда казалось, функционировал «в целом», но не может фрагментарно работать сейчас.

Вспомним также о наличии «гулагов», «шарашек» и других атрибутов того времени. В наше относительно либеральное время увеличение числа чиновников при строительстве «вертикали» приведет к росту негативных явлений, связанных с невыполнением обязательств, коррупцией и воровством. Кроме того, увеличение числа чиновников приводит к росту контролирующих органов, что, в свою очередь, способствует возрастанию армии чиновников. Так и будем работать по схеме: чем больше чиновников, тем больше воровства, чем больше воровства, тем требуется больше контролирующих органов, чем больше контролирующих органов, тем больше чиновников, чем больше чиновников, тем больше воровства и далее по спирали.

Теперь поговорим о незыблемости законодательной базы, которая, как известно, является основным условием стабильности и успешного экономического роста в стране.

Вспоминается информация в СМИ о том, когда у министра финансов Швейцарии спросили, что он собирается делать после своей отставки, он ответил, что жить в доме, который построил его дед и управлять бензоколонкой, которой ранее управлял его отец. Согласитесь, что у наших министров совсем другие перспективы.

Строить планы на несколько поколений вперед в России невозможно. Все слишком часто меняется, особенно «правила игры». Отличительной чертой нашего времени является то, что эти правила диктует не закон, а чиновник. В результате, чуть ли не каждый квартал меняется бухгалтерская отчетность предприятий, налоговую систему, как правило, комментирует чиновник, а в случае оспаривания его решения через суд чиновник и налоговые органы не несут финансовой ответственности за нанесенный ущерб предприятию в результате допущенных ими юридических ошибок. По сути дела, игра идет в одни ворота под лозунгом: «Чиновник всегда прав».

Как и все нормальные люди, чиновник стремится к благосостоянию. Но это не обязательно высокая декларируемая зарплата. Главное ‑ это наличие льгот. Сбывается вечная мечта российского народа: каждому по потребностям. И служебную квартиру можно получить, а потом приватизировать, и на курорт съездить с женой бесплатно, и на дачу семью вывезти… Да всего не перечесть. Главное, все, как при коммунизме, бесплатно, то есть в доходах не учитывается и налогом не облагается. Якобы мы рыночную экономику строим, а от самой дорогой коммунистической мечты отказаться не можем. И на практике получается не очень здорово.

Так, арендует олигарх особняк с обслугой и платит сотни тысяч долларов в год за аренду. А прежде чем заплатить за аренду, он должен заплатить налоги и провести отчисления в социальные фонды. Если олигарх платит за аренду из своей зарплаты, то он должен дополнительно около сорока процентов перечислить в социальные фонды, а если за олигарха платят арендную плату его фирмы, то вначале им надо заплатить налог на прибыль. Тоже немалые деньги. А когда олигарх уехал из особняка и туда въехал высокопоставленный чиновник, последний за аренду не платит. Но тогда нет никаких налогов и перечислений в различные социальные фонды. Получается, что наше с вами благосостояние, как простых граждан, зависит от наших доходов, с которых мы платим налоги, а у чиновника благосостояние зависит от льгот и дотаций, во много раз превышающих официальную зарплату, но с которых налоги не платятся. При рыночной экономике реальные доходы и налогооблагаемая база должны быть прозрачны.

…Как-то раз олигарх взял и задекларировал свои доходы и налоги, и начались у него крупные неприятности. Может быть, это ошибка? Говорят, не из-за этого у него неприятности. Просто случайное совпадение по времени... Представить, чтобы наши чиновники декларировали реальные доходы (верней, свои расходы), которые они получают в результате всевозможных льгот и дотаций, невозможно. Тогда зачем требовать деклараций от других?

Создается впечатления, что законы для чиновников и остального народа в России (как это было и раньше) различные. А должны быть ОДИНАКОВЫЕ! Поэтому основное правило управления экономикой страны можно сформулировать так: законы должны выполняться всеми категориями граждан без исключения. Законодательная база должна быть единой для всех организаций, независимо от их формы собственности.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:37