Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2004

Классификация типов внутрифирменного планирования

Демидова И Н, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 86

Аннотация:
Материал содержит общую характеристику планирования, описание особенностей его применения в российских условиях, содержит информацию о типах планирования и их признаках. Публикация носит познавательно-практический характер и рассчитана на руководителей и сотрудников фирм вне зависимости от формы их собственности и правового статуса. Данное исследование может быть также рекомендовано студентам-экономистам в качестве своеобразной «памятки» по планированию.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Демидова И.Н. Классификация типов внутрифирменного планирования // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 10. – С. 98-102.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Планирование является естественной составляющей современного менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели и результаты деятельности организации, наряду с возможностью обеспечения необходимыми ресурсами выполнение стоящих перед организацией задач.

Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы: «Какова экономическая позиция организации в настоящее время, итоги и условия её деятельности?» и «При помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?».

Как показала практика, применение планирования создаёт следующие важные преимущества:

‑ делает возможной подготовку организации к использованию будущих благоприятных условий;

‑ проясняет возникающие проблемы;

‑ стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

‑ улучшает координацию действий в организации;

‑ создаёт предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

‑ увеличивает возможности по обеспечению фирмы необходимой информацией;

‑ способствует более рациональному распределению ресурсов;

‑ улучшает контроль в организации.

Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования.

1. Вновь возникшие частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привёл к увеличению и усложнению деятельности многих подобных фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рынку.

2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится, в основном, к периоду централизованного управления экономикой. Прежде планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а, следовательно, не предполагало серьёзного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития.

В российской экономике исторически сложилось так, что почти во всех сферах хозяйства преобладают очень крупные предприятия. Конечно, такой гигантизм имеет немало отрицательных последствий, однако, наряду с закономерным укрупнением большого числа вновь возникших частных фирм, он является реальностью. Поэтому можно сказать, что масштабный характер бизнеса – общая черта современных экономик. С другой стороны, усложняется структура деятельности экономических организаций. Причинами этого являются, во-первых, стремление к росту, во-вторых, необходимость перераспределения риска, а значит, инвестирование в новые сферы бизнеса.

Масштабы, сложность и разнообразие направлений деятельности фирмы требуют от неё особого внимания к предварительному определению:

‑ видов выпускаемых товаров;

‑ источников финансирования;

‑ технологических ресурсов, таких, например, как комплекс специального оборудования.

Решения о будущем состоянии фирмы в таких условиях не могут быть приняты на основе интуитивных ощущений.

К факторам, ограничивающим использование планирования в отечественных условиях, относятся:

‑ чрезмерно высокая степень неопределённости на российском рынке, обусловленная продолжающимися глобальными изменениями и коллизиями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной и пр. (непредсказуемость таких изменений снижает масштабы и горизонты планирования  и затрудняет составление плана хотя бы на три года вперёд);

‑ низкий уровень накопления капитала в российских экономических организациях, не позволяющий осуществлять эффективные затраты на организацию планирования;

‑ отсутствие эффективных юридических и этических норм, регулирующих поведение предпринимателей, недостаточный уровень культуры отечественного рынка.

Однако перспективы планирования на российском рынке можно оценить как вполне удовлетворительные, поскольку они напрямую связаны с выживанием и развитием фирм. Сейчас российское планирование переживает свой «интуитивный этап» ‑ успех в бизнесе зависит от таланта, одарённости, энергии предпринимателя. Но с появлением стабильных, зарекомендовавших себя экономических организаций возникают предпосылки для расширения пределов внутреннего планирования.

Типы внутрифирменного планирования. Планирование в организации может относиться к тому или иному типу в зависимости от признака, по которому происходит классификация. Признаками, определяющими тип планирования, являются следующие.

Временнáя ориентация идей планирования. Типы планирования различаются в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования на прошлое, настоящее или будущее. В этом смысле выделяют четыре типа планирования:

‑ реактивное (нацеленное только на прошлое);

‑ инактивное (приспосабливающееся только к настоящему);

‑ преактивное (где предпочтение отдается только будущим перспективам);

‑ интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования).

На рис. 1 представлена обобщенная схема всех четырех типов планирования в соответствии с временной ориентацией.

2004_10_demidova_planningintime.gif

Рис. 1. Схема ориентации планирования во времени.

Горизонт планирования. В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на три типа:

‑ долгосрочное (обычно охватывает длительные периоды времени);

‑ среднесрочное (конкретизирует ориентиры, определённые долгосрочным планом, бывает рассчитано на более короткий период);

‑ краткосрочное (включает в себя конкретные способы использования ресурсов, необходимых для достижения целей, которые определены в более длительных планах; содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам).

Цель планирования. Существует разделение типов планирования в зависимости от того, какое значение имеет тот или иной тип в процессе плановой деятельности. Отсюда планирование разделяют на два основных типа: стратегическое и оперативное (Рис. 2).

 

2004_10_demidova_planninggoal1.gif

Рис. 2. Цель планирования.

Стратегическое долгосрочное планирование вынуждает предприятие ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что степень достоверности информации о будущем очень невелика, а диапазон и скорость ее изменений постоянно растут.

В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными, поскольку такие планы являются инструкциями, которые определяют действия людей и коллективов, реализующих эти планы.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241