Концепция управленческого учета на промышленных предприятиях

Пикунова С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (58), Октябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пикунова С.А. Концепция управленческого учета на промышленных предприятиях // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 10. – С. 87-91.

Аннотация:
Концепция управленческого учета, а правильнее ‑ учета для управления, постоянно развивалась вместе с экономической средой предприятия и отвечала требованиям времени. Учет, в широком понимании этого слова, представляет собой процесс сбора, регистрации, систематизации информации о деятельности предприятия и передачи ее для внешних и внутренних пользователей.

Ключевые слова: промышленные предприятия, управленческий учет, учет, калькулирование себестоимости продукции

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Концепция управленческого учета, а правильнее ‑ учета для управления, постоянно развивалась вместе с экономической средой предприятия и отвечала требованиям времени. Учет, в широком понимании этого слова, представляет собой процесс сбора, регистрации, систематизации информации о деятельности предприятия и передачи ее для внешних и внутренних пользователей.

Для внешних пользователей, которыми являются государственные органы по статистике и налогам, внебюджетные фонды, собственники предприятия, банки, инвесторы и пр., предназначена финансовая, налоговая и статистическая отчетность предприятия. Внешняя отчетность предприятия составляется ежеквартально. Она отражает информацию о свершившихся фактах и событиях в жизни предприятия и включает в себя как интервальные, так и моментные оценки различных показателей деятельности предприятия, относящихся к прошедшим отчетным периодам.

Для внутренних пользователей, которыми являются различные службы и категории работников предприятия, информация, представленная во внешней отчетности, интересна для оценки результатов деятельности предприятия в целом за отчетный период, сравнения с предыдущими аналогичными показателями, выявления тенденций развития и пр. Однако для успешной работы предприятия в производственной, финансовой и инвестиционной сфере необходим огромный массив внутренней информации, регулярно поступающий менеджерам различного уровня управления. Периодичность поступления, объем и точность такой информации зависят от сферы деятельности и вида решаемых задач.

Для обеспечения внешних и внутренних пользователей соответствующей информацией на отечественных промышленных предприятиях до недавнего времени хозяйственный учет проводился в трех направлениях: оперативном, бухгалтерском и статистическом.

В начале 90-х годов прошлого столетия в нашей стране появились первые американские переводные учебники по управленческому учету. Они вызвали определенный интерес, прежде всего, у специалистов в области бухгалтерского учета, так как в названии книг присутствовало слово «учет», хотя оно не в полной мере отражает его сущность. Остановимся немного на основных этапах развития управленческого учета.

Промышленная революция привела в конце девятнадцатого столетия к коренной перестройке системы управления как промышленным производством, так и предприятием в целом. Функциональное и организационное отделение основного и вспомогательного производства, внедрение принципов специализации и кооперации, пооперационное разделение труда и рождение поточного производства потребовали разработки новых методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, определения финансовых результатов деятельности промышленного предприятия. На этапе становления и развития массового промышленного производства на предприятиях организовывался промышленный учет, основная цель которого заключалась в учете затрат на производство и калькулировании себестоимости продукции, определении величины запасов и финансовых результатов по реализации продукции, работ, услуг.

Мировой экономический кризис 30-х годов заставил предприятия изменить стратегию производства. Появляется маркетинговая философия производства, направленная на удовлетворение потребностей покупателей. В борьбе за выживаемость предприятия расширяют сферу бизнеса, номенклатуру производимой продукции, совершенствуют методы организации и управления производством. Промышленный учет сменяется аналитическим учетом, в рамках которого калькулируется себестоимость по каждому виду производимой продукции, разрабатываются новые методы и новые подходы к определению производственных затрат.

Быстрый рост научно-технического прогресса в послевоенные годы сопровождается вложением значительных объемов финансовых ресурсов в развитие и совершенствование наукоемкого промышленного производства. Усиливается конкурентная борьба промышленных корпораций за сферы влияния на мировых рынках, значительно повышается степень ответственности руководства за принимаемые решения. Эти условия потребовали и новых подходов в системе управления промышленными предприятиями. Зарождается и развивается концепция управленческого учета, направленная на управление затратами и результатами деятельности предприятия: по видам продукции, по видам деятельности, по сегментам рынка, по покупателям.

Ужесточение конкуренции вызывает необходимость переноса внимания с проблемы ценообразования на проблемы калькулирования себестоимости и управления затратами, с проблемы констатации фактов хозяйственной деятельности предприятия на проблемы планирования и прогнозирования его деятельности.

В отличие от производственного учета, который ограничивался сбором и обработкой внутренней информации предприятия, управленческий учет использует как внутреннюю, так и внешнюю информацию. Это потребовало непрерывного мониторинга внешней среды, прежде всего, в области цен на используемые производственные ресурсы; цен на аналогичную продукцию конкурентов; объема продаж конкурентов; спроса покупателей и их платежеспособности и т. д. Таким образом, в рамках управленческого учета на промышленном предприятии решаются задачи не только учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции, но и задачи ценообразования, определения оптимальной номенклатуры производимой продукции, планирования и оценки затрат и результатов деятельности.

Дальнейшее развитие системы управленческого учета связано с совершенствованием методов управления предприятием и его организационной структуры, прежде всего, с переходом от централизованной системы управления предприятием к децентрализованной. Делегирование части полномочий высшего руководства на низшие уровни управления сопровождается совершенствованием организационной структуры предприятия и выделением центров ответственности. Каждый менеджер такого центра ответственности наделяется не только правами в принятии решений, но и ответственностью за показатели деятельности центра. В этих условиях возрастает значение таких функций менеджмента, как планирование, учет, контроль и анализ. Происходит интеграция этих функций в единую информационную систему предприятия в рамках управленческого учета по центрам ответственности.

Под центром ответственности понимается часть организации, в рамках которой целесообразно планировать, учитывать, контролировать и анализировать деятельность такого центра. В зависимости от организационной структуры управления предприятием различается и состав центров ответственности. Для линейно-функциональной структуры управления целесообразно выделить центры затрат и центры выручки. Для дивизиональной структуры управления выделяют центры затрат и центры прибыли. Для разветвленной организационной структуры крупных компаний дочерние компании выделяют в центры инвестиций. Характеристика типов центров ответственности достаточно широко представлена в современной литературе.

Но для решения таких задач, как формирование оптимальной номенклатуры выпускаемой продукции, определение рентабельных видов деятельности предприятия, эффективных методов сбыта продукции и ряда других задач потребовалась информация не только по центрам затрат, но и по носителям затрат, по видам деятельности, по сегментам рынка, по покупателям. Для этих целей создаются виртуальные финансовые центры, в рамках которых аккумулируется информация в зависимости от типа решаемых задач.

Децентрализация системы управления, с одной стороны привела к совершенствованию структуры предприятия и выделению центров ответственности, а с другой – потребовала совершенствования методов управления предприятием в целом. Логическим продолжением развития системы управления в новых условиях деятельности предприятия стала разработка концепции централизованного управления различными видами центров ответственности в рамках предприятия. Разработанная концепция была названа контроллингом, она объединила основные функции управления, но на наиболее высоком уровне интеграции. Система контроллинга, прежде всего, направлена на повышение эффективности работы предприятия в целом, а не отдельного центра ответственности. Хотя надо отметить, что концепция контроллинга может быть использована и внутри центра ответственности, если в нем выделены другие центры ответственности.

Таким образом, на предприятии сформировались два контура управления: нижний и верхний. Нижний контур направлен на эффективное управление деятельностью структурных единиц предприятия, а именно - центров ответственности, и базируется на методологии управленческого учета. А верхний контур направлен на эффективное управление деятельностью предприятия в целом и обеспечение координации и взаимосвязи всех видов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Внедрение современных методов управления на предприятиях является необходимым условием его существования в долгосрочной перспективе.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:56:43