Формирование организационно-экономического механизма воздействия на рынок гостиничных услуг в регионе

Розанова Т.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Розанова Т.П. Формирование организационно-экономического механизма воздействия на рынок гостиничных услуг в регионе // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 9. – С. 98-102.

Аннотация:
В современном представлении туризм как важная часть национальной экономики страны представляет собой межотраслевой социально-экономический комплекс, состоящий из совокупности взаимосвязанных отраслей и производств. Одной из предпосылок формирования туристского комплекса является тот факт, что каждая из входящих в комплекс отраслей целенаправленно удовлетворяет конкретные индивидуальные потребности туристов в различных услугах. Из-за множественности взаимосвязанных эффектов услуги данных отраслей в большей степени обладают взаимодополняемостью и взаимосвязанностью развития, чем взаимозаменяемостью.

Ключевые слова: туризм, организационно-экономический механизм, санаторно-курортный и туристический комплекс, туристические услуги

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В современном представлении туризм как важная часть национальной экономики страны представляет собой межотраслевой социально-экономический комплекс, состоящий из совокупности взаимосвязанных отраслей и производств. Одной из предпосылок формирования туристского комплекса является тот факт, что каждая из входящих в комплекс отраслей целенаправленно удовлетворяет конкретные индивидуальные потребности туристов в различных услугах. Из-за множественности взаимосвязанных эффектов услуги данных отраслей в большей степени обладают взаимодополняемостью и взаимосвязанностью развития, чем взаимозаменяемостью.

Каждая отрасль туристского комплекса вносит свой вклад в повышение эффективности функционирования туризма как социально-экономического явления, обусловленный следующими отраслевыми особенностями: специфическим характером производимых услуг, технологий и организации их производства, а также экономических отношений между субъектами рынка, сложившихся условий регулирования и управления этой деятельностью.

В нашей стране регулирование и управление в туристском комплексе на национальном уровне осуществляется через определённые структуры, имеющие прямые и косвенные взаимосвязи. Прямые взаимосвязи обеспечивают

‑ Департамент туризма Минэкономразвития России;

‑ комитеты, департаменты, отделы по туризму в администрациях субъектов Российской Федерации;

‑ комитеты и комиссии в законодательных органах субъектов Российской Федерации.

В качестве косвенных структурных звеньев выступают

‑ Совет по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации;

‑ Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспорт России);

‑ Национальная туристская ассоциация (НТА);

‑ Российский союз туриндустрии (РАТА);

‑ Финансово-промышленная группа ‑ Национальная туристская корпорация (НТК).

Кроме того, существуют ассоциативные формы объединений предприятий в туристском комплексе, которые решают важные проблемы по улучшению организационно-экономической деятельности предприятий отрасли. Например, в сфере рынка гостиничных услуг в России действуют такие крупные объединения как:

‑ Государственное акционерное общество «Москва», занимающееся развитием гостиничного комплекса, поиском инвесторов для реконструкции, модернизации и строительства гостиниц, формированием страховой, аудиторской, банковской инфраструктуры гостиничного комплекса;

‑ Российская гостиничная ассоциация, деятельность которой направлена на развитие рынка гостиничных услуг, повышение качества гостиничного обслуживания, продвижение гостиничных услуг на международный рынок, участие в разработке региональных программ развития туризма.

В практической деятельности формирование организационно-экономического механизма регулирования развития рынка туристских услуг проявляется в централизации функций на уровне регионов. Значение данного механизма определяется тем, что он позволяет учитывать и согласовывать цели функционирования и развития субъектов различных уровней хозяйствования или управления, а также оптимизировать их соотношение. Рассматривая вопрос оценки эффективности организационно-экономического механизма, следует отметить, что при выборе критериев и показателей эффективности следует исходить из того, на какой ступени иерархии они будут применяться, так как локальные критерии и показатели эффективности часто не совпадают с показателями и критериями эффективности функционирования системы в целом. Считается, что существующая организационная система эффективна, если получено высокое значение результата, определяющего поставленную цель.

В зависимости от горизонта планирования меняется структура целевой системы развития рынка. На первый план выдвигаются основные цели рыночного механизма, т.е. экономические, а в направлении перспективного развития рыночной системы актуализируются социальные и экологические последствия принимаемых решений. Особенность исследования межотраслевого туристского комплекса заключается в том, что кроме основных целей, каждая из отраслей имеет собственную систему показателей, характеризующую её эффективность и применяемую как при ситуационном анализе отрасли, так и при её перспективном планировании.

В связи с этим, процесс определения целей развития рынка гостиничных услуг разбивается на два этапа: а) сопоставляются цели развития туризма и рынка гостиничных услуг; б) проводится иерархическая структуризация целей развития рынка гостиничных услуг с выделением наиболее значимых целей. Так, в США целями развития туризма выступают:

‑ экономия энергетических ресурсов;

‑ обеспечение полной занятости;

‑ обеспечение экономического роста с низким уровнем инфляции;

‑ улучшение деятельности федерального правительства;

‑ защита окружающей среды;

‑ рациональное использование ресурсов;

‑ экономическое развитие городов;

‑ сохранение национального богатства;

‑ защита прав потребителей туристских услуг;

‑ борьба с дискриминацией по национальному и другим признакам в сфере туристского потребления;

‑ улучшение физического и психического здоровья потребителей;

‑ покрытие отрицательного сальдо от внешней торговли;

‑ использование системы сбалансированного налогообложения;

‑ поддержка малого бизнеса;

‑ минимизация государственного вмешательства в частный бизнес;

‑ улучшение имиджа туристского региона или центра на международном рынке;

‑ рациональное использование национальной транспортной системы [1].

Среди целей развития туризма можно также выделить те из них, которые способствуют экономическому и социальному развитию региона за счет:

достижения стабильности экономической системы;

оптимизации вклада туризма и рекреации в экономическое процветание;

улучшения внешнеторгового баланса;

формирования имиджа территории, основанного на культурной и национальной уникальности региона;

активизации предпринимательской деятельности;

формирования стратегии полного использования трудовых ресурсов;

поддержки личностного роста и повышения уровня образования населения;

правового регулирования общественного благополучия;

рационального использования туристских ресурсов региона.

В процессе разработки направлений развития рынка гостиничных услуг, в регионе важным моментом является учёт факторов, влияющих на развитие рассматриваемого рынка, образующих внешнюю среду и условно разделяемых на две группы: а) факторы макросреды рынка, т.е. факторы, которые влияют на развитие как международного, так и национального и регионального рынка гостиничных услуг; б) факторы микросреды рынка, в существенной степени определяющие развитие именно регионального рынка гостиничных услуг.

Факторы макросреды рынка формируют следующие виды среды: социальную, технологическую, экологическую, политическую, экономическую.

В рамках конкретного региона на развитие рынка гостиничных услуг существенное влияние оказывают следующие факторы: а) туристский спрос или спрос на туристские ресурсы региона; б) уровень развития транспортной инфраструктуры; в) уровень деловой активности региона.

Наличие потенциального спроса на туристские ресурсы и туристская инфраструктура в регионе являются наиболее важными факторами развития туризма. Особо следует отметить, что оценка прогнозируемого спроса должна учитывать возможности строительства гостиниц и их эффективное функционирование, включающее экологические, экономические и социальные последствия принимаемых решений. В качестве туристских ресурсов немаловажное значение имеют природно-климатические условия региона (флора и фауна), архитектурные и исторические сооружения, музеи и выставки.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:38