ISSN: 1994-6937 (print), 2409-4420 (online)

Российское предпринимательство

научно-практический журнал, выпускался по апрель 2019 года.

Том 20, Номер 3 (Март 2019)

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Кратко

Вартанова Марина Львовна, старший научный сотрудник Центра исследования процессов евразийской интеграции, заведующая отделом докторантуры и аспирантуры Института социально-политических исследований Российской академии наук Федерального научно-исследовательского социологического центра, кандидат экономических наук, доцент (Институт социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН ФНИСЦ))

 Формирование и перспективы развития единого рынка органической продукции стран ЕАЭС

633-644

В ходе изучения проблем формирования и перспектив развития единого рынка органической продукции стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) подчеркивается необходимость разнопланового исследования нормативно-правового обеспечения развития органического производства и обращения органической продукции в рамках ЕАЭС как на национальном, так и на наднациональном уровнях, задачи повышения экспортного потенциала органического сельского хозяйства в ЕАЭС. Предлагается выработать предложения по наднациональной координации политики стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в области регулирования органического сельского хозяйства в целях обеспечения беспрепятственного обращения органической продукции, сформулировать единые подходы в законодательстве стран ЕАЭС для повышения экспортного потенциала стран. Отмечается, что законы должны благоприятствовать производству и экспорту органической продукции, а не ставить барьеры.

Сергеева Наталия Митрофановна, кандидат фармацевтических наук, доцент (Курский государственный медицинский университет)

 Анализ отраслевой структуры ВРП регионов Центрального федерального округа

645-654

В условиях структурного кризиса необходимость диверсификации экономики как страны, так и отдельных регионов определяется потребностью в обеспечении импортозамещения. В статье показано, что имеющиеся диспропорции в отраслевом развитии регионов приводят к развитию негативных тенденций, чреватых миграцией трудоспособного населения в более благополучные территории и деградацией социально-экономической среды депрессивных и экономически слабых регионов. Автором распределены округа страны по приоритетам в структуре экономических процессов: в СЗФО, ПФО и СФО преобладают обрабатывающие производства; в УФО и ДФО – добыча полезных ископаемых, а в ЦФО, ЮФО и СКФО — торговля. Экономика развитых стран характеризуется высокой долей услуг и торговли, однако без адекватного развития промышленности такое положение дел для российских регионов будет способствовать дальнейшему нарастанию негативных социально-экономических проблем, в том числе будет наблюдаться замедление реализации процессов импортозамещения. Автором на примере регионов ЦФО выявлено, что в ряде областей, где в структуре ВРП выявлен приоритетный вклад именно торговли, уровень экономического развития слабее, чем в других областях округа (за исключением Москвы и Московской области). Поэтому важно при социально-экономическом развитии страны создавать условия для диверсификации экономики регионов, так как концентрация бизнеса не в отраслях, которые можно отнести к реальному сектору экономики, не способна привести к улучшению уровня и качества жизни населения этих регионов, а только усугубляет неблагоприятную социально-экономическую ситуацию.

Саломатина Евгения Вадимовна, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук (Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий)

 Влияние акцизного налогообложения на рост нелегального рынка табачной продукции в Российской Федерации

655-666

Стремительное повышение стоимости табачной продукции способствует увеличению не только доходной части бюджет, но росту теневого сектора табачной отрасли. В статье представлено соотношение производства табачной продукции и суммы уплаченных акцизных сборов, проанализирована динамика изменения налоговой базы акциза. Охарактеризован нелегальный рынок сигаретной продукции в России. Предложен комплекс мер, способствующих снижению объема контрафактной продукции на территории России. Необходимо отметить, что данная статья будет интересна не только специалистам в области налогообложения, но и всем интересующимся вопросом акцизного налогообложения табачных изделий.

Филатова Оксана Сергеевна, старший преподаватель кафедры экономики, экономического анализа и менеджмента им. Н. Г. Нечаева (Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина)
Селезнева Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита (Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина)

 Государственная поддержка АПК как необходимый фактор развития отрасли

667-678

Сельское хозяйство, являясь основной отраслью, обеспечивающей продовольственную безопасность страны, нуждается в постоянной государственной поддержке. Авторы статьи утверждают, что собственные накопления не могут обеспечить расширенное воспроизводство сельхозтоваропроизводителей. В статье отмечено, что в последние десятилетия вектор на поддержку устойчивого развития этой отрасли стал одним из приоритетных направлений экономической политики государства. В статье приведен обзор нормативно-правовых актов и государственных программ в рассматриваемой области, проведен анализ эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий России. В качестве примера рассматриваются показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий Липецкой области. Авторы выделяют основные отличительные особенности кредитования предприятий сельского хозяйства, отмечают проблемы и определяют необходимость дальнейшего продолжения применения различных механизмов государственной поддержки данной отрасли экономики.

Лысенко Екатерина Александровна, доцент кафедры экономики и предпринимательства, кандидат экономических наук (Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) — Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал))
Майорова Любовь Николаевна, доцент кафедры экономики и предпринимательства, кандидат экономических наук, доцент (Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) — Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал))

 Кластерный анализ предприятий сферы сельскохозяйственного туризма

679-696

В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось проведение кластерного анализа предприятий сферы сельскохозяйственного туризма и их идентификация в соответствии со структурой получаемых доходов, а также исследование важнейших факторов эффективности использования ограниченных ресурсов и рычагов повышения деловой активности предприятий сферы сельскохозяйственного туризма. Характерной особенностью оценки хозяйственного состояния предприятий сельскохозяйственного туризма, является достаточно большое количество показателей, которые образуют многомерные векторы. Проведенный в статье анализ позволил авторам выявить, что предприятия, в которых доминируют доходы от сельскохозяйственного производства, проявляют низкую эффективность, как по основному виду деятельности, так и в реализации туристического потенциала. Предприятия, специализирующиеся исключительно на производстве туристического продукта, не достигают максимальных показателей реализации своего туристического потенциала. А предприятия, которые сочетают практически равные доли сельскохозяйственной и туристической деятельности, занимают промежуточное положение по всем показателям эффективности. Предлагается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, сокращение производственных затрат, рост выручки и прибыли, получаемой от реализации продукции для достижения экономической эффективности.

Ермолин Евгений Николаевич, аспирант (Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН)
Тутыгин Андрей Геннадьевич, ведущий научный сотрудник, кандидат физико-математических наук, доцент (Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН)
Чижова Людмила Александровна, Должность, ученая степень, научное звание и др. ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент (Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН)

 Модельный подход к исследованию локально-группового поведения бизнес-агентов в условиях институциональных ограничений

697-716

Авторы делятся своим подходом к исследованию локально-группового поведения бизнес-агентов в условиях институциональной среды региона. Исследовательской гипотезой выступает предположение о том, что локальные группы экономических агентов могут формировать самостоятельные поведенческие установки за рамками общих тенденций институционального характера, реагируя на них в режиме рефлексии. В работе, с одной стороны, рассмотрены существующие подходы к понятию институциональной среды бизнеса, институтов, их функций и ограничений, установлено принципиальное различие между внешней и институциональной средами. Обсуждаются различные вопросы, связанные с качеством институтов и факторами их воздействия на бизнес-сообщество региона. С другой стороны, часть исследования посвящена вопросам формирования локальных предпринимательских сообществ, их взаимодействию в существующих институциональных условиях и ограничениях, а также их идентификации в различных системах признаков.

Кетова Наталья Петровна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Маркетинг и коммуникации в бизнесе»
(Южный Федеральный университет)
Поповская Мария Александровна, магистрант факультета управления, программа «Маркетинг» (Южный Федеральный университет)

 Интернет-маркетинг как эффективный инструмент развития современных компаний и повышения их маркетинговой компетентности

717-730

В статье представлены результаты изучения возможностей применения технологий интернет-маркетинга в деятельности современных компаний, ориентированных преимущественно на использование IT-технологий, и выявленные связанные с этим проблемы. Охарактеризованы составляющие элементы маркетинговой деятельности, выполняемой при использовании интернет-технологий, описаны возможности развития современных бизнес-структур, ориентированных преимущественно на Digital Marketing. Раскрыта роль интернет-маркетинга при продвижении товаров и услуг компаниями на рынок, дана оценка его эффективности, изложены возможности роста маркетинговой компетентности предприятий при реализации интернет-технологий.

Бикметов Рамиль Шамилевич, доцент кафедры экономики и управления, кандидат социологических наук ( Башкирский государственный университет — Стерлитамакский филиал)

 Этапы создания инновационного производства на базе традиционного завода

731-742

Актуальность этой статьи обусловлена тем, что сегодня большинство предприятий нуждается во внедрении инновационных производств для устойчивого развития. По мнению автора, важной проблемой является тот факт, что современные российские предприятия сталкиваются с необходимостью кардинального обновления своей деятельности для повышения конкурентоспособности. Предприятиям по всему миру надо научиться выпускать востребованную, качественную и высокотехнологичную продукцию: электромобили и электроскутеры, 3d-принтеры различных типов, телефоны, планшеты и ноутбуки, обладающие впечатляющими характеристиками, новейшие медицинские приборы. Цель статьи – разработка стратегии по внедрению инновационных производств на традиционных заводах. В работе представлены направления стратегии по переходу к производству инновационных продуктов, востребованных сегодня в самых разных странах мира. Автор предлагает базовую формулу, с помощью которой можно рассчитать необходимый объем инвестиций для перехода к инновационному производству.

Устинова Ольга Евгеньевна, доцент Департамента менеджмента, кандидат экономических наук (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)

 Бизнес-модели индустрии сервиса в условиях цифровизации экономики

743-756

Одним из эффективных инструментов менеджмента современных компаний становится разработка бизнес-моделей, включающая инновационные принципы и подходы к управлению и позволяющая сформировать конкурентные преимущества и устойчивое положение на рынке. Использование технологий бизнес-моделирования индустрии сервиса в условиях цифровизации экономики является одним из аспектов, рассматриваемых инвесторами в качестве оценки перспективности проектов. Исследование проблем, связанных с формированием типовых элементов бизнес-моделей и их взаимосвязей в современных условиях роста сервисной индустрии, становятся особо актуальным.

Низова Людмила Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры социальных наук и технологий (Поволжский Государственный технологический университет)
Бирюкова Ольга Геннадьевна, магистрант факультета социальных технологий (Поволжский Государственный технологический университет)

 Торгово-промышленная палата как феномен развития предпринимательства (на примере Республики Марий Эл)

757-770

Исследуется роль территориальной торгово-промышленной палаты в развитии экономической инфраструктуры в сфере предпринимательства. На основе авторского мониторинга определена динамика и структура членской базы по размеру и видам деятельности. К приоритетным направлениям относятся рост членской базы ТПП и широкий арсенал оказываемых бизнес услуг. Это положительно сказалось на росте численности предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, увеличение среднесписочной численности работающих, рост среднемесячной заработной платы, увеличение оборота. На этом фоне продолжает иметь место следующие проблемы: непредвиденные обстоятельства в условиях рыночной экономики, зависимость от инвестиционного климата и системы управления малым и средним бизнесом, сложности с финансовым состоянием предприятий. Это требует дальнейшего совершенствования условий конкуренции, формирования межведомственного взаимодействия бизнеса и государства, внедрения новых инновационных проектов с использованием не сырьевых отраслей экономики, развитие самозанятости в рамках национального проекта. Статья будет интересна для предпринимателей, самозанятых, членов попечительского совета ВУЗов, членов палаты ТПП Республики Марий Эл, специалистов региональных и муниципальных органов власти, труда и занятости, некоммерческих организаций и бизнес сообществ.

Мезенцев Евгений Михайлович, доцент кафедры «Управление в социальных и экономических системах» (Уральский государственный университет путей сообщения)

 Характер и тенденции развития предпринимательских сетей Свердловской области

771-788

В статье рассмотрен процесс развития предпринимательского сектора экономики Свердловской области. Выявлены коэволюция развития сетей и макроэкономических процессов, а также процесс сетизации экономики (на примере экономики региона – Свердловской области). Введена модель системы показателей оценки результативности предпринимательской сети, а также модель соотношения эффективности сетевого взаимодействия и сбалансирован-ной системы показателей. Найдены обоснования для индикаторов структурно-управленческих характеристик сети. Проведена апробация разработанной методики на основе ее внедрения в деятельность предпринимательских сетей ООО «Титан», ООО «Плеяда» и ООО «Инструментальный Центр Магнит». Выдвинута и экспериментально обоснована гипотеза о динамике сетевой результативности.

Калмыков Николай Николаевич, к.с.н., директор
(Экспертно-аналитический центр РАНХиГС)
Иванова Татьяна Борисовна, д.э.н., профессор кафедры корпоративного управления
(Волгоградский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)
Землянская Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент кафедры учета, анализа и аудита (Волгоградский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)
Мирошников Николай Игнатьевич, д.э.н., профессор (Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС
)
Исаев Алексей Петрович, д.и.н., профессор, декан факультета экономики и финансов (СЗИУ РАНХиГС)

 О совершенствовании механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

789-806

В течение последних несколько лет малому и среднему бизнесу в России оказывается всесторонняя системная поддержка со стороны Правительства РФ в целом и Минэкономразвития России в частности, как на федеральном, так и региональном уровне. Для реализации поддержки малого и среднего бизнеса была разработана и принята в 2016 году «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». В статье рассмотрены основные программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, гарантийная, имущественная, правовая и информационно-маркетинговая поддержки.

Имамвердиева Чинара Руфат, докторант, кафедры экономики (Азербайджанский Университет Туризма и Менеджмента)

 Повышение эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в туристическом секторе Азербайджана

807-816

Сегодня основной задачей является осуществление государственного регулирования предпринимательства в правильном и плановом порядке для оценки богатого туристического потенциала с целью обеспечения развития туристического сектора страны. В этой связи в статье показана важность государственного регулирования малого предпринимательства и организации эффективной деятельности туристического сектора. В то же время показаны трудности, с которыми сталкивается малое предпринимательство в туристическом секторе, пути их преодоления и основные направления государственного регулирования. Автор исследует эффективность государственной поддержки малому предпринимательству в туризме с позиции таких направлений, как финансы, инвестиции, инновации, политика сотрудничества, развитие социального туризма и т.д. В целом, автор анализирует государственную поддержку развития туристической сферы деятельности и выдвигает ряд предложений, способствующих повышению ее эффективности.

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск