Развитие рынка фармацевтической продукции и принципы логистического менеджмента (на примере ООО «Фарм-Сервис», г. Казань)

Табакчи Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (41), Май 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Табакчи Г.А. Развитие рынка фармацевтической продукции и принципы логистического менеджмента (на примере ООО «Фарм-Сервис», г. Казань) // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 5. – С. 33-37.

Аннотация:
В условиях современной российской действительности, формируемой под влиянием радикальных социально-экономических реформ и построения цивилизованных рыночных отношений, особое место занимают процессы формирования фармацевтического рынка. Сегодня удовлетворение населения в жизненно-важных лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения рассматривается как один из факторов национальной безопасности страны. Поэтому социально-экономическая программа Республики Татарстан предусматривает широкое развитие фармацевтического рынка.

Ключевые слова: Республика Татарстан, фармацевтический рынок, фармацевтика, логистический менеджмент, фармацевтическая продукция

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях современной российской действительности, формируемой под влиянием радикальных социально-экономических реформ и построения цивилизованных рыночных отношений, особое место занимают процессы формирования фармацевтического рынка. Сегодня удовлетворение населения в жизненно важных лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения рассматривается как один из факторов национальной безопасности страны. Поэтому социально-экономическая программа Республики Татарстан предусматривает широкое развитие фармацевтического рынка.

В последнее десятилетие ХХ века фармацевтический рынок России характеризуется быстрорастущим внедрением новых производственных технологий, высоким уровнем специализации, широким использованием зарубежных технологий, государственным регулированием рынка лекарственных средств, положительным инвестиционным климатом и т.д. Фармацевтический рынок Республики Татарстан включает в свою структуру производство, оптовую и розничную реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения, расширяя поле влияние за пределы республики. Это обусловлено открытостью географических границ, уровнем развития конкурентной среды и степенью организации и управления деятельностью предприятий различных форм собственности.

Существовавшие ранее монополизированные структуры государственных предприятий «Фармация» (в состав которых входили оптовые аптечные базы и склады, розничные аптеки, их филиалы, аптечные пункты, киоски, контрольно-аналитические лаборатории) стали тормозом в развитии предпринимательства и конкуренции в фармацевтическом секторе экономики.

Сосредоточение в одних руках функций реализации и контроля качества лекарственных средств негативно влияло на уровень лекарственного обеспечения населения, приводило к сужению ассортимента и ухудшению качества лекарственных средств, росту цен на них. В этих условиях демонополизация оставшихся от прежней планово-распределительной системы структур, развитие конкуренции и поиск путей оптимизации процессов лекарственного обеспечения стали настоятельной необходимостью.

Отмена централизованной системы снабжения аптек лекарственными средствами стимулировала появление на фармацевтическом рынке негосударственных форм собственности, которые стали не только субъектами рынка, распространяющими отечественную продукцию, но и официальными дистрибьюторами зарубежных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Особенности менеджмента негосударственных форм собственности диктовали необходимость освоения новых видов деятельности по руководству людьми в самых разнообразных структурах управления: снабжением, закупками, транспортировкой, упаковкой, доставкой препаратов потребителю.

Особая роль принадлежала внедрению методов логистического менеджмента в практику бизнеса, что позволило более эффективно осуществлять поиск резервов в производстве, закупках, импорте фармацевтической продукции. С позиции бизнеса это означало внедрение эффективного управления материальными, информационными, финансовыми, сервисными потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов.

Внедрение принципов, средств и методов логистического менеджмента, в практику бизнеса позволило значительной части предприятий улучшить деятельность всех служб по ускорению оборачиваемости капитала, снижению себестоимости фармацевтической продукции, затрат в дистрибуции, обеспечению наиболее полного удовлетворения потребителя в ассортименте, качестве и сервисе. Нагляднее это можно продемонстрировать на модели организации работ ООО «Фарм-Сервис», которое было создано в 1994 году.

Это была первая и единственная тогда в городе Казани альтернативная государственным частная аптека. Организаторы фирмы понимали, что вступают в жесткие условия конкуренции, и выживание в этих условиях, особенно в сфере реализации лекарственных средств, возможно было только за счет снижения цен и увеличения ассортимента фармацевтической продукции. Решать эти задачи можно было при выработке твердой и определенной цели, которая была поставлена перед работниками фирмы и положена в основу действующей программы. Главная и общая цель ООО «Фарм-Сервис» – это качественное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, а также, что особенно важно, необходимыми средствами для поддержания здоровья

Первые годы развития акцент в менеджменте был сделан на интеграции функций управления закупками, снабжением и общего управления. Структура фирмы, персонал, отделы по управлению товарными потоками, команды по снабжению товарами и подразделения с перекрестными функциями по осуществлению закупок и снабжению были ориентированы на главную цель, реализация которой во многом зависела от применения информационных технологий. Это обстоятельство сориентировало нас на обучение и отбор персонала, обладающего профессиональным образованием, знаниями и навыками.

Известно, что вложения в бизнес должны окупаться в пределах 1-3 лет и давать удовлетворительные первоначальные результаты в течение 4- 5 лет. Если предприятие успешно пройдет этот начальный этап своей деятельности, то дальше его руководство уже может и должно думать о долгосрочных перспективах развития фирмы. Логистический менеджмент позволил выбрать для фирмы наиболее оптимальный вариант развития, который привел к росту и разрастанию аптечной сети ООО «Фарм-Сервис». Диаграмма развития сети представлена ‑ на рис. 1.

1-1994 год, 2-2000 год, 3- 2001год, 4- 2002год

Рис. 1. Количество аптек, аптечных киосков и численность сотрудников ООО «Фарм-Сервис»

Таким образом, ООО ''Фарм-Сервис'', включавшее в себя одну аптеку с двенадцатью сотрудниками в 1994 году, превратилось в одну из крупных аптечных сетей в Республике в 2002 году.

С учетом специфики формирующихся рыночных отношений и зарубежного опыта, наиболее эффективной формой обеспечения лекарственными средствами оказалось внедрение новых типов аптечных учреждений. К ним, прежде всего, относится создание аптек-магазинов, которые обеспечивают население не только лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, но и лечебной косметикой, парфюмерией, детским питанием, средствами по уходу за больными, за детьми, ветеринарией и т.д. К 2000 году фирма «Фарм-Сервис» отработала модели таких аптек-магазинов и стала готовиться к их реализации.

В октябре 2001 года был открыт первый фарм-маркет, который представлял принципиально новое направление в фармацевтическом бизнесе в Казани. Для размещения фарм-маркета было подобрано помещение, удачно расположенное по многим параметрам. Здание находится на пересечении двух достаточно многолюдных улиц, на оживленном транспортном участке; поблизости находятся поликлиника, продовольственный рынок, общежития и, наконец, несколько корпусов Казанского Технологического Университета, что и обеспечивало значительный поток потенциальных и реальных покупателей. Такое удобное территориальное месторасположение явилось одним из факторов конкурентоспособности фарм-маркета, хотя это был неосновной фактор.

Главное, на наш взгляд, это стратегия ассортиментной политики, грамотное ценообразование и оптимальная кадровая политика. В итоге, логистический менеджмент объединил в синергическом подходе все факторы и элементы, способствующие совершенствованию фармацевтического рынка.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:14:23