Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2003

Методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала современной организации

Мельников Олег Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры "Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность" факультета "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 42

Аннотация:
Мы уже неоднократно писали о том, что в связи с непрерывной интеллектуализацией бизнеса, включающей в себя все стороны решения предпринимательских задач (от маркетинговых исследований до производства, продвижения товаров и услуг на рынок и далее до поддержания и управления, в том числе, виртуальными запросами потребителей), основной проблемой сегодня становится формирование и целенаправленное руководство творческим потенциалом современных (часто высокотехнологичных) организаций. Анализ методов и приемов менеджмента интеллектуальных процессов показал, что они, в основном, сводятся к учету социально-психологических факторов, несомненно влияющих (но не более) на управление интеллектуально-креативными возможностями организаций. Однако они оставляют в стороне основные творческие характеристики сотрудников – носителей, авторов и исполнителей всех материальных и духовных преобразований, необходимых для удовлетворения текущих, перспективных и даже виртуальных рыночных потребностей.
Цитировать публикацию:
Мельников О.Н. Методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала современной организации // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 4. – С. 105-111.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Мы уже неоднократно писали о том, что в связи с непрерывной интеллектуализацией бизнеса, включающей в себя все стороны решения предпринимательских задач (от маркетинговых исследований до производства, продвижения товаров и услуг на рынок и далее до поддержания и управления, в том числе, виртуальными запросами потребителей), основной проблемой сегодня становится формирование и целенаправленное руководство творческим потенциалом современных (часто высокотехнологичных) организаций. Анализ методов и приемов менеджмента интеллектуальных процессов показал, что они, в основном, сводятся к учету социально-психологических факторов, несомненно влияющих (но не более) на управление интеллектуально-креативными возможностями организаций. Однако они оставляют в стороне основные творческие характеристики сотрудников – носителей, авторов и исполнителей всех материальных и духовных преобразований, необходимых для удовлетворения текущих, перспективных и даже виртуальных рыночных потребностей.

Сегодня уже широко признается тот факт, что не столько материально-финансовые, сколько интеллектуальные ресурсы определяют рыночную устойчивость организаций и фирм. «Настала эпоха, в которой все решают талант и время. Деньги делаются на продаже таланта и времени, на эксплуатации таланта и времени, на организации таланта и времени, на упаковке таланта и времени. Наиважнейший для производства ресурс расхаживает в ботинках и ежедневно покидает рабочее место ровно в 5 часов» [1]. Это не просто метафора или яркая фраза талантливых экономистов из Швеции, это суровая действительность наших дней. Попробуем показать ее значимость с интеллектуально-творческих позиций в экономике, которые ранее были нами неоднократно сформулированы в журнале «Российское предпринимательство», в других изданиях, в том числе, в монографиях автора данной статьи.

«Талант – единственная новость, которая всегда нова», ‑ сказал О. Табаков о знаменитом актере А. А. Попове 12 апреля т.г. «Слово «талант» значило первоначально «деньги» и обозначает способности, благодаря которым приобретают одобрение толпы и, следовательно, деньги», ‑ писал выдающийся немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр. Однако с позиций креативных способностей человека, данных ему природой, развивая эту мысль, можно утверждать, что талант – это максимальная сумма векторов биологической и социальной составляющих его творческой (созидательной) энергии, которая воспринимается и экономически оценивается той самой «толпой», имеющей «деньги».

Следует особо подчеркнуть, что способность человека, который, в отличие от других, за одно и то же время может вносить наибольшие изменения в окружающий человека духовный или предметный мир, всегда проявляется в конкретных областях его деятельности. То есть все люди по-своему талантливы, но только там, где «им начертано судьбой». Поэтому основной социально-экономической задачей бизнеса является создание через свои структуры управления таких условий, которые были бы способны каждому субъекту рыночных отношений обеспечить возможности максимального проявления своего «таланта».

По Шопенгауэру – признание этого выражается в денежном эквиваленте. Но деньги ‑ это социально-экономический инструмент, соотнесенный с величиной средств материального и духовного обмена в обществе. Талант человека, как экономическая категория, выражается в максимальных изменениях (ΔNmax), вносимых им в продукты своего труда, которые он предлагает к продаже потребителям в минимальное tmin(конкурентоспособное) время. Однако степень проявления таланта каждого человека, который представляет собой большую биосоциальную систему, зависит от огромного числа ежедневно меняющихся внешних факторов, способных низвести его до минимума или возвысить до максимума. В современной экономике это обстоятельство является решающим, поскольку в конечном итоге уровень проявления «таланта» (креативной, или творческой энергии) характеризует экономическую сущность использования интеллектуальных ресурсов организации.

Основные ресурсы фирмы или предприятия, которые согласно общепринятому мнению объединяют в себе человеческие ресурсы, капитал, материалы, технологию и информацию [2]., являются и всегда останутся базовыми для нынешних и будущих предприятий и фирм. Однако сегодня все большее смещение акцента и «весового» значения происходит не просто в сторону человеческих, а именно интеллектуальных ресурсов организации, от которых зависит, в том числе, и реализация вышеуказанной формулы, когда рыночный успех фирмы определяют «талант и время». Все группы ресурсов мертвы без соприкосновения с интеллектуально-креативными центрами организации. При этом только креативная составляющая интеллектуальных ресурсов способна обеспечивать достижения экономических целей организации. Другими словами, очевиден факт: от уровня и степени развитости интеллектуальных ресурсов, используемых организацией, которые правильнее было бы перевести в более высокий ранг и называть «креативными», зависят экономические показатели всех остальных видов ресурсов (Рис. 1).

2003_04_melnikov_orgressynerg_small.gif

Рис. 1. Синергия формирования ресурсов современной организации

 

Интеллектуальные ресурсы, как и любой другой вид запасов, необходимых организации для реализации ее деятельности, имеют свой механизм формирования. Поэтому возникает вопрос, каким образом можно управлять интеллектуальными ресурсами современных организаций.

Понятно, что к настоящему моменту имеются результаты многочисленных и достаточно глубоких и разносторонних исследований в области формирования и управления материальными, финансовыми, трудовыми, технологическими и информационными ресурсами, в то время как интеллектуальные ресурсы стали предметом интенсивного изучения только в последние два или чуть больше десятилетия. Однако в большинстве своем эти исследования проводились психологами, социологами, физиологами и другими специалистами, напрямую не связанными с решением чисто экономических задач. Понятно, что результаты их работы чрезвычайно важны, но они относятся лишь к исследованию факторов, оказывающих влияние на экономические показатели. Основным же, центральным параметром, определяющим экономическую суть интеллектуальных ресурсов организации, является ее способность обеспечивать реализацию проектных задач в конкурентоспособное время. Причем все проекты строятся на принципе привнесения в результате маркетинговых исследований заданной или предлагаемой новизны (ΔN) в минимально возможное время (t).

В обществе, которое действует в режиме реального времени, способность работать на опережение исключительно важна. Необходимо постоянное совершенствование как революционного, так и эволюционного характера [1].. Или как сказал глава Northen Telecom Давид Вайс: «В будущем будет только два вида компаний – быстрые и мертвые» [3]. Ответить на этот вызов времени способны не просто интеллектуально развитые личности, а те, кто способен свой интеллект, являющийся их внутренней личной собственностью, преобразовывать в социально значимые экономические и социальные результаты, которые проявляются только через ту новизну (ΔN), которая требуется на рынке в данное конкурентоспособное время (t).

Отношение ΔN/t, которое ранее [4] мы называли коэффициентом творческой энергии личности, одновременно отражает решение проблемы удовлетворения рыночных потребностей (ΔN) в тот единственный и экономически оправданный период времени, когда они должны быть реализованы. Таким образом, мы видим, насколько важное экономическое значение приобретает это выражение сегодня.

Чтобы управлять интеллектуальными ресурсами организации, т.е. целеустремленно воздействовать на людей с целью направления их действий в единственно верное русло получения желаемых результатов, необходимо владеть информацией об интеллектуально-личностном капитале каждого из сотрудников. Для этого во всех организациях должен быть создан банк данных  интеллектуальных ресурсов, который включает в себя многоуровневую информацию об интеллектуально-креативных способностях каждого специалиста в самых различных направлениях деятельности организации. Методологически это достигается в результате выполнения следующих задач:

I. Проводится анализ человеческого актива предприятия. Разрабатывается интеллектуально-креативная карта (ИКК) организации. Создается банк данных ее интеллектуально-личностного капитала. Разработка ИКК включает в себя два этапа:

1 этап. Проводятся специальное тестирование вновь принимаемых сотрудников и периодическая экспертная оценка сотрудников, проработавших в организации не менее 3-х месяцев, с целью выявления векторного пространства, определяющего параметры коэффициентов творческой энергии каждого из сотрудников [5, 6].

2 этап. Разрабатываются персональные карты интеллектульно-креативного ресурса сотрудников, оценивающие творческие способности каждого сотрудника с учетом их возможного применения во всех направлениях деятельности организации (независимо от занимаемой должности, подразделения и  выполняемой по штату работы).

II. Проводится анализ и синтез всех возможных вариантов реализации проектных задач, закрепленных за организацией. Опираясь на результаты, зафиксированные в ИКК, создается банк данных проектных решений, учитывающих интеллектуально-креативные возможности организации.

III. Анализируются структурные активы организации, отражающие техническое, технологическое, информационное и организационное обеспечение реализации креативного потенциала фирмы на практике.

IV. Разрабатывается множество возможных вариантов оперативных изменений (перестройки) структурного капитала, обеспечивающих гибкость управления интеллектуальными ресурсами организации.

V. Разрабатываются методы оперативного управления интеллектуально-креативными системами организации, являющимися интегрированными системами диверсификации ее интеллектуальных ресурсов. Основным рычагом, направляющим функционирование ИКС в нужном организации направлении, является система управления развитием и использованием личностного интеллектуального потенциала сотрудников, главной задачей которой является генерирование их креативных способностей с целью достижении корпоративных, в том числе, экономических целей фирмы.

VI. Разрабатывается математическое и программное обеспечение оперативного управления использованием ИКС. Цель – подготовка объективированных предложений руководству по оптимизации (практически ежедневной) корректировки структуры управления интеллектуальными ресурсами организации в зависимости от внешних факторов, влияющих на ежедневное изменение величины коэффициента творческой энергии каждого сотрудника (Кэ).


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Нордстрем К.А., Ридерстралле Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. / Пер. с англ. – С.Пб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2002.
3. Peters T., Alfred P.Knopf. Liberation Management. - New York, 1992
4. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. – М.: МЕЛАП, 2000.
5. Селиванов С.Н., Мельников О.Н. Детерминированные модели оценки творческого потенциала организации // Интеллектуальный капитал как основной фактор развития информационной экономики России: Тез. докл. всероссийской научно-практ. конф. 11-12 янв. 2002. – Изд. УРАО, 2002.
6. Мельников О.Н. Неоплаченное богатство. Новые принципы управления трудовыми ресурсами предприятия // Российское предпринимательство, № 8, 2001.