Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»15 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.15.562

Налоговая политика государства в условиях экономической нестабильности в РФ

Засько Вадим Николаевич, д-р экон.наук, профессор кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия

Шакирова Джамиля Юнусовна, канд.экон. наук, заместитель декана факультета налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве РФ, Россия

State tax policy in the conditions of economic instability in the Russian Federation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 46

Аннотация:
Тематика статьи охватывает анализ современного состояния налоговой системы России и основные направления налоговой политики на трехлетнюю перспективу. В статье рассматриваются вопросы государственной поддержки предпринимательства  и комплекс антикризисных мер Правительства РФ.
Цитировать публикацию:
Засько В.Н., Шакирова Д.Ю. Налоговая политика государства в условиях экономической нестабильности в РФ // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 15. – С. 2471-2482. – doi: 10.18334/rp.16.15.562

Введение

Введенные в действие основы российской налоговой системы, отраженные в Налоговом Кодексе России, были сформированы за последние 20 лет и в целом учитывают лучшую мировую практику в области налоговой политики.

Государство определяет цели и задачи налоговой политики, а затем методы и инструменты ее осуществления, как правило, применяя комплексный подход (Александрова, Цапулина, Викторов, 2012; Алиев, Алиев, 2012; Захарьин, 2012; Золочевская, 2012; Каратаев, 2011; Мазур, 2012; Маслова, 2012; Пупкова, Захарова, 2007; Расулев, Воронин, Юсупова, 2007; Сидорова, 2011; Юрзинова, 2007; Akanbi, 2013; Alcántar-Toledo, Venieris, 2014; Bauducco, Caprioli, 2014; Candelon, Lieb, 2013; Dosi, Fagiolo, Napoletano, Roventini, 2013; Flodén, 2013; Kliem, Kriwoluzky, 2014; Liu, Su, Jiang, 2014; Redoano, 2014; Sacchi, Salotti, 2015). Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры.

В условиях рыночной экономики государство использует налоговую политику в качестве определённого регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Сложности решения задач налоговой политики связаны прежде всего с тем, что перед ней стоят две, на первый взгляд, взаимоисключающие задачи: достижения сбалансированности бюджетной системы и снижения налогового бремени.

Данные Федеральной службы государственной службы статистики [1] о налоговых поступлениях консолидированного бюджета свидетельствуют об их увеличении.

Таблица 1

Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации

2010 г

2011 г

2012 г.

2013 г.

2014 г.

7662,9

9719,6

10958,2

11325,9

12669,5

Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах членах ОЭСР в 2013 году составил 34,46% к ВВП, что на 0,35 процентных пункта выше значения в России 34,11% к ВВП. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2013 году составил 23,45% к ВВП, что на 11,01 п. п. ниже среднего значения по ОЭСР [2].

В 2013 году налоговая нагрузка выросла в 21 из 30 стран ОЭСР и снизилась в оставшихся 9 [3]. Наибольший рост налоговой нагрузки в 2013 году произошел в Португалии, Турции, Словакии, Дании и Финляндии, а ее  снижение в Норвегии, Чили и Новой Зеландии.

Необходимо отметить, что показатель налоговой нагрузки по Российской Федерации, по данным Международного валютного фонда,  отличается от показателя налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР по причине использования  различных подходов к определению общей суммы налоговых доходов.

Так, по данным на 2013 год, налоговая нагрузка, согласно данным Международного валютного фонда, составила 36,62%, а по данным ОЭСР 34,11%.

Налоговая нагрузка на экономику России несколько выше, чем в странах БРИКС и Таможенного союза. Исключение составляют такие страны, как Бразилия 38,19% и Беларусь 41,84%, в которой показатель налоговой нагрузки выше, чем в России [4].

Высокий уровень налоговой нагрузки может свидетельствовать, что налоговая система России менее конкурентоспособна и требует проведения грамотной налоговой политики.

По мнению Силуанова А.Г., «дальнейшее снижение налогового бремени неосуществимо без принятия решений по расходам». По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что  высокий уровень нагрузки обусловлен исполнением взятых государством на себя социальных обязательств.

На ближайшие три года объявлен мораторий на увеличение налоговой нагрузки, который позволит обеспечить стабильность налоговой системы, повысит ее привлекательность для инвесторов.

В кризисный период в условиях дефицита федерального бюджета особую актуальность  приобретают проблемы налоговой политики. Необходимо создавать стимулы для развития экономики, в первую очередь, реального сектора, и поддержки малого бизнеса, поддержки инвестиционной активности. Эти проблемы во многом решаются при помощи инструментов и методов налоговой политики.

Налоговый режим имеет немаловажное значение для оценки уровня конкурентоспособности страны. Он входит в состав показателей  для определения индекса экономической свободы Heritage Foundation среди прочих категорий, как: свобода от коррупции,  инвестиционный климат, трудовые отношения [5]. Россия с индексом 52,1 занимает 143 место, уступая место Таджикистану (52,7) и опережая Вьетнам (51.7).

Наибольший индекс у таких стран, как:

- Гонконг 89,6

- Сингарур 89,4

- Новая Зеландия 82,1

Таблица 2 [6]

Сравнительный анализ расходов бюджета стран БРИКС

Расходы

Россия,

% ВВП

Китай

% ВВП

Казахстан

% ВВП

Социальные расходы (здравоохранение

16

Не более 10

Оборона

4

2

1

Налоговое стимулирование предпринимательства

Основными изменениями в ближайшие несколько лет послужит в рамках реализации антикризисных мер стимулирование развития малого предпринимательства.

В 2015 году будут применяться такие меры стимулирования, как налоговые каникулы для определённых категорий малого предпринимательства. Налоговые каникулы могут применять индивидуальные предприниматели, зарегистрировавшиеся в 2015 году и перешедшие на специальные налоговые режимы УСН или патентную систему в производственной, научной, социальной сферах.

В перспективе предлагается распространить право на применение налоговых каникул на деятельность в сфере бытовых услуг.

Правительство создало особые условия ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и восточной Сибири. По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет 0% в течение 10 лет. В бюджет субъектов не более 10% в течение 5 лет и не менее 10% в течение последующих 5 лет.

5-летние налоговые каникулы устанавливаются по НДПИ, земельному налогу, налогу на имущество организаций, которые находятся на этой территории.

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики утвержден комплекс мер дорожных карт, направленных на  создание благоприятного климата в России.

Утверждена  «дорожная  карта» «Совершенствование налогового администрирования»,  направленная на создание комфортных условий взаимодействия бизнеса и  налоговых органов в виде упрощенного порядка сдачи  налоговой отчетности путем использования электронного документооборота, введения института «предварительного разъяснении» и регулирования налогового консультирования, а также сближения бухгалтерское и налогового учета.

Реализация указанной дорожной карты должна привести Россию к достижению 50-го места в 2015 году в рейтинге Doing Business по индикатору «Налогообложение, а также к 60 месту по индикатору «Регистрация юридических лиц»», ко 2 месту к 2018 году, исходя из Плана мероприятий «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Налоговые льготы

В данный момент совершенствуются подходы к установлению налоговых льгот. По данным рис.1 можно сделать вывод, что основная доля налоговых льгот и преференций приходится на налог на прибыль организаций. Применение амортизационной премии и повышенных коэффициентов амортизации в 2013 году составили 0,33% ВВП и составили 216,6 млрд рублей.

В рамках повышения эффективности налоговой системы планируется отказаться от большинства федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам. Предполагается ввести принцип установления льгот исходя из оценки их эффективности и определения срока действия. Механизм предоставления налоговых льгот широко используется сегодня в самых различных целях: для оказания помощи низкооплачиваемым работникам и безработным, стимулирования пенсионных накоплений, содействия получению образования, строительству, здравоохранению, для развития бизнеса, привлечения инвестиций, стимулирования научных исследований и разработок, благотворительной деятельности поддержки определенных отраслей промышленности.

В настоящее время обсуждается законопроект, направленный на представление по решению субъектов РФ налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности «гринфилдам» в пределах общего объема осуществляемых  ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока.

Рисунок 1. Выпадающие доходы бюджета в 2013 году по видам налогов в России

Источник: составлено авторами согласно отчетности ФНС «Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2010‑2013 гг. по видам налогов»

Налоговое администрирование

Безусловные резервы кроются в совершенствовании работы налоговых органов в части проведения налоговых проверок, причем как в росте результативности этих проверок, так и в снижении государственных средств на их проведение. В результате существенных изменений принципов проведения налоговых проверок, количество дорогих и длительных выездных налоговых проверок резко сократилось на 14% в 2012 году, а эффективность одной такой проверки возросла на 30%, средняя сумма доначислений составила 5,6 млн руб.

С 1 января 2015 года для повышения эффективности налогового администрирования был введен новый вид проверок налоговый мониторинг. Он заключается в том, что налогоплательщик в онлайн режиме осведомляет своего инспектора о налоговых рисках, которые он может понести, проводит хозяйственную операцию только после ответа инспектора. Налоговый инспектор получает достоверные сведения и доступ к бухгалтерскому и налоговому учету компании. Т.о. налогоплательщик может разрешить все спорные моменты до подачи налоговой декларации.

Горизонтальный налоговый мониторинг позволяет выявлять риски  как для государства, так и для налогоплательщика, и оценить их последствия на всех уровнях бюджетной системы.

По словам М.В. Мишустина, перечисления в консолидированный бюджет РФ за январь-май 2015 года увеличились  на 12,9% до 5,9 триллиона рублей благодаря улучшению налогового администрирования в части автоматизации процедур и модернизации ИТ-инфраструктуры [7].

С внедрением новой системы администрирования НДС налоговые органы могут оперативно видеть и сопоставлять все налогооблагаемые операции по всей стране, выходить на проверки, отслеживать цепочки формирования добавленной стоимости, а главное – выявлять разрывы этих цепочек и назначать контрольные мероприятия. Система становится более прозрачной и оказывает положительное воздействие на поведение налогоплательщиков [8]. Система, которую использует ФНС, позволяет автоматически определять уровень налогового риска при анализе поведения налогоплательщика. Со временем технологии позволят перевести всю бухгалтерскую информацию в «облако» ФНС и проводить анализ данных, не беспокоя налогоплательщика [9].

Дальнейшее использование современных автоматизированных информационных систем, электронных сервисов в работе  налоговых органов позволит снизить издержки налогового администрирования, трудозатраты на эксплуатацию и сопровождение системы на местах, обеспечить мониторинг деятельности налоговых органов, повысить качество контрольной работы и информационной безопасности.

Деофшоризация

В 2015 году налоговая политика направлена на деофшоризацию российской экономики. Мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов стали причиной для использования различных способов  минимизации налоговых обязательств путем использования международного налогообложения.

Отток капитала, по данным Центробанка РФ России, в 2014 году оказался рекордным и составил $151 млрд. Потери бюджета от оттока денежных средств связаны с перемещением налоговой базы из России в другие юрисдикции. Санкции, закрывшие рефинансирование на внешних рынках, также поспособствовали увеличению оттока капитала в 2,5 раза по сравнению с 2013 годом.

В начале декабря 2014 года В. Путин поручил правительству до июля 2015 года подготовить закон об оффшорной амнистии. Законопроект направлен на возможный возврат денежных средств в РФ и легализации имеющегося за рубежом имущества, что позволит налоговым органам в дальнейшем контролировать полученные от такого имущества доходы, а также получать платежи от недвижимого имущества организаций. Участники амнистии будут освобождены от уголовной, административной и налоговой ответственности в отношении правонарушений, совершенных до 1 января 2014 года.

На фоне данных изменений несколько ведущих  отечественных компаний объявили о решении перевести акции в российскую юрисдикцию компаний «Мегафон» и «Металинвест» Алишера Усманова,» Абрау-Дюрсо», частные активы аэропорта «Шереметьево».

После  ряда громких налоговых споров в странах Западной Европы (претензии налоговых органов  к международным корпорациям Google, Amazon, Starbucks) ОЭСР подготовила отчеты по проблемам размывания налоговой базы. Был разработан пошаговый  план  действий для устранения проблем  размывания налоговой базы, состоящих из 15 задач [10]:

Вопросы деофшоризации обсуждались на научно-практической конференции «Налоговая база должна остаться в России», проводимая в Финансовом Университете при Правительстве РФ в мае 2015 года.

Заместитель руководителя ФНС Оверчук А.Л. отразил в своем выступлении  особенности Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам в части проведения одновременных налоговых проверок и оказания помощи по взысканию налоговой задолженности за рубежом, выделил методы трансфертного ценообразования в качестве ключевого направления проекта противодействия размыванию налогооблагаемой базы и переносу прибыли [11].

Заключение

В ближайшие годы будет создана законодательная основа для полноценного автоматического обмена налоговой информацией с большинством стран, что позволит в 2018 году присоединиться к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО).

Для пополнения  бюджетов и развития регионов страны будут предлагать различные возможности и льготы, чтобы привлечь налогоплательщиков в свою юрисдикцию, усилится налоговая конкуренция.

Необходимо построить такую  налоговую систему, которая способствовала бы повышению эффективности производства,  обеспечивала бы поступления в бюджеты разных уровней.



[1] Сайт Федеральной службы государственной статистики.

[2] Проект Министерства финансов Российской Федерации от 27.05.2015 «Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов».

[3] Tax revenues rebounding from the crisis but tax mix varying widely, OECD says // OECD website.

[4] Данные сайта Международного валютного фонда.

[5] Country Rankings // Heritage.org

[6] Силуанов, А.Г. (2015, 2 июня). Доклад к парламентским слушаниям по Основным направлениям налоговой политики на 2016 – 2018 годы. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=33184

[7] ФНС РФ выделит 712,6 млн рублей на модернизацию информационной системы // РИА новости.

[8] Силуанов, А.Г. (2015, 2 июня). Доклад к парламентским слушаниям по Основным направлениям налоговой политики на 2016 – 2018 годы. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=33184

[9] Едовина, Т. (2015, 8 июля). Плюс электрификация всех налогов. Газета «Коммерсантъ», 119, 3.

[10] Сайт Российского налогового портала.

[11] Научно-практическая конференция Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Налоговая база должна остаться в России» // Сайт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.