Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»15 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.15.553

Факторы, препятствующие развитию семейного бизнеса в России, и эффективные инструменты их регулирования

Мурзина Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики товарных рынков, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Институт менеджмента и бизнеса, Россия

The factors preventing family business development in Russia and the effective tools for their regulation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 55

Аннотация:
В статье представлены результаты теоретического анализа отечественных и зарубежных научных, правовых и государственных источников информации, посвященных проблеме семейного предпринимательства в России и странах Евросоюза. Результаты анализа могут быть использованы для последующих эмпирических исследований, а так же для разработки политики и программ поддержки семейного бизнеса в России.
Цитировать публикацию:
Мурзина Ю.С. Факторы, препятствующие развитию семейного бизнеса в России, и эффективные инструменты их регулирования // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 15. – С. 2335-2354. – doi: 10.18334/rp.16.15.553

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Нестабильность экономической ситуации и семейный бизнес

В быстро меняющихся экономических условиях бизнес перестает быть делом всей жизни человека: его легко зарегистрировать и ликвидировать, если упал спрос или изменилась конъюнктура рынка. Такой подход к ведению дел, ориентированный на поиск быстрых и легких бизнес решений, основывается на психологии «временщика», и, безусловно, отрицательно сказывается как на деловом климате в стране, так и на социальной стабильности. Можно ли изменить сложившуюся ситуацию?

В ответе на этот вопрос нам поможет обращение к семейному бизнесу (Азусена Висентэ Молина, Руттерфорд, 2011; Васильев, 2009; Календжян, Волков, 2011a; Календжян, Волков, 2011b; Мананникова, Плотникова, 2014; Рамазанова, 2014; Салиенко, Кочетков, 2012; A Zahra, 2003; Astrachan, 2010; Brenes, Madrigal, Molina-Navarro, 2006; Dascher, Jens, 1999; Dewi, Dhewanto, 2012; Fletcher, Melin, Gimeno, 2012; Kidwell, Hoy, Ibarreche, 2012; Mussolino, Calabrò, 2014; Tirdasari, Dhewanto, 2012; Zhang, Venus, Wang, 2012). В нем наблюдается совсем иное отношение владельцев к делу: оно ориентировано на долговременную стабильность, ответственность, ценность самого предприятия. Поэтому семейный бизнес – это не столько характеристика взаимоотношений людей, работающих в нем, сколько принципиально иной подход к организации бизнеса. Однако на сегодняшний день из-за нестабильности экономической ситуации в России семейный бизнес испытывает немало сложностей и только проходит этапы своего становления.

Вместе с тем, в Европе 70–80% предприятий являются семейным бизнесом (в основном, это 3–4 поколение), и они составляют 40–50% занятости населения в таких секторах, как сельское хозяйство, производство, строительство, туризм и розничная торговля. Их доля в ВВП колеблется от 20% до 70% (Sharma, 2004). Поэтому семейные предприятия вносят существенный вклад в стабильность экономики европейских стран.

К сожалению, подобной статистики по семейному бизнесу нет в нашей стране. Вместе с тем, на долю всего малого бизнеса в России приходится лишь около 20% ВВП. Несмотря на номинальный рост числа действующих компаний в России, малый бизнес по-прежнему находится в сложном положении. Всего за два года с 2012-го по 2014-й число действующих индивидуальных предпринимателей сократилось почти на полмиллиона, или на 15%, хотя в начале 2015 года наблюдается медленный рост. Последние исследования показывают, что макроэкономическая нестабильность стала главной проблемой как для малого, так и для крупного бизнеса [1]. Так, индекс предпринимательской уверенности обновляет свои минимальные значения даже по отношению к кризису 2008–2009 годов [2].

Рисунок 1. Индекс предпринимательской уверенности (2006-2015гг.)

Динамика индекса деловой активности RSBI [3], составляемого «Опорой России», показывает, что в 1-м квартале 2015 года наблюдается умеренное восстановление и фиксируется замедление спада деловой активности в сегменте малого бизнеса. Тем не менее, показатель по-прежнему находится существенно ниже 50,0.

Рисунок 2. Динамика индекса RSBI

Как показывает мировой опыт, роль малого семейного бизнеса особенно возрастает в условиях экономического кризиса, когда наблюдаются тенденции сокращения объемов производства, массовое высвобождение персонала и повышения уровня безработицы. Положительным примером такого «обновления» в семейном бизнесе является Греция, где после фискального кризиса (осень 2009 г.) альтернативные возможности трудоустройства, особенно для молодого поколения, стали очень ограничены. Поэтому семейные предприятия приобрели особую значимость, и преемники с еще большим энтузиазмом стали продолжать бизнес своих родителей (Vassiliadis, Vassiliadis, 2014).

Подобные тенденции мы можем ожидать и в России. Косвенно о росте интереса к теме семейного бизнеса мы можем говорить с опорой на статистику научных публикаций. Для сравнения мы проанализировали содержание библиографических баз научных публикаций РИНЦ и Scopus. В обоих случаях поисковый запрос по теме семейного бизнеса нами формировался по статьям и материалам конференций: в названиях публикаций, в аннотации и ключевых словах. Таким образом, в базе РИНЦ за 2005г. было опубликовано 4 источника, а в 2014 г. – уже 51. В базе Scopus за 2005 г. было размещено 464 публикации на эту тему, а в 2014 г. – 1096. Представленная статистика вполне красноречива – мы можем констатировать неуклонный рост числа публикаций по теме семейного бизнеса во всем мире.

«Препятствия» на пути семейного бизнеса и способы их преодоления

В чем же основные причины, мешающие подъему семейного бизнеса в России? Мы перечислим наиболее значимые факторы, препятствующее развитию этой формы предпринимательства в нашей стране, и предложим эффективные инструменты регулирования, уже зарекомендовавшие себя в мировой практике.

Рисунок 3. Факторы, препятствующие развитию семейного бизнеса

1.   Кризис доверия в семье

Семейный бизнес возможен только при условии доверия и взаимного уважения членов семьи друг к другу. Кризис русского купечества начался с кризиса доверия в семье с середины XIX века. Купец П.А. Бурышкин справедливо связывал кризис купечества с кризисом семейного предприятия: «Трудно найти объяснение тому обстоятельству, что среди московского купечества было очень мало фамилий, которые насчитывали бы более ста лет существования, но это факт. Редко в каком деле было три или четыре поколения. Или выходили из дела, или сходили на нет» (Важенин, Сухих, 2013).

Финансовое благополучие и успех в делах сопутствуют лишь тем семейным фирмам, где сохраняется доверие между участвующими в делах родственниками и где добиваются доверия к самой фирме со стороны покупателей и партнеров, заботясь о репутации.

Тема доверия в семейном бизнесе активно разрабатывается в зарубежной психологии бизнеса. Вот некоторые эмпирические тезисы (Sundaramurthy, 2008), лежащие в основе практической работы бизнес-консультантов и коучеров, которые сопровождают и поддерживают семейный бизнес:

-                   на ранних стадиях развития бизнеса все семейные фирмы имеют очень высокий уровень межличностного доверия, после чего неизбежно наступают кризисы;

-                   фирмы, открытые внешнему опыту и знаниям, легче проходят все кризисы, и доверие между членами семьи растет;

-                   доверие не может вырасти из недоверия;

-                   на более поздних этапах развития предприятия понятные и прозрачные бизнес-регламенты повышают семейное доверие;

-                   фирма проходит последовательно развитие трех этапов доверия, после чего круг повторяется: 1 – межличностное доверие, 2 – доверие к квалификации, 3 – доверие к системе.

Таким образом, доверие в семейном бизнесе рассматривается на межличностном и групповом уровне и тесно связывается с фазами развития самой фирмы.

Зная эти циклы и законы, в Европе работают консультативные центры, помогающие семейным фирмам менее болезненно преодолевать «сложности роста». В Испании, например, региональное правительство Валенсии оказывает финансовую поддержку для покрытия расходов специализированных консультантов для компаний, желающих развивать семейную форму бизнеса [ [14].

2.   Смещение ценностных приоритетов «семья ® бизнес»

Крайне интересен опыт Китая в развитии семейного бизнеса. Традиционная семейственность китайского бизнеса и высокое доверие между родственниками, освященное конфуцианской традицией, позволяют активно развиваться малому и среднему бизнесу. Антрополог М. Вулф писала об особенностях китайских родовых связей: «У денег нет прошлого, нет будущего, нет обязательств, а у родственников есть». Поэтому главной ценностью является семья, а не бизнес, и именно заботы семьи определяют решения в бизнесе. Этот принцип: «На первом месте семья, на втором – бизнес» является наиболее жизнеспособным (Важенин, Сухих, 2013).

Некоторые европейские страны признают возможность избегания потенциальных конфликтов между семьей и бизнесом и предлагают ряд мер. Например, наличие «Кодов управления для семейного бизнеса» является одним из наиболее распространенных мер в этой области. Они обеспечивают стандартные решения, которые могут быть использованы (и адаптированы) к любой семье. Примечателен пример «Семейный контракт», который публикуются Промышленной палатой г. Анкара (Турция). Он четко описывает потенциальные проблемы семейных фирм, с которыми придется столкнуться, и предлагает решения для смягчения негативного воздействия этих проблем на непрерывность бизнеса [14].

3.   Отлучение детей от семьи

На сегодняшний день многие бизнесмены отправляют преемников учиться в центральные города России (Москва, Санкт-Петербург) или за границу. Тем самым нарушается линия преемственности, у детей появляются другие интересы, увлечения, не связанные с родительскими. За границей же формируются и другие ценности, культурные навыки.

Семейный бизнес в основе своей патриотичен, он учит любить то место, где человек родился и вырос. Лучше всего, чтобы дети видели работу родителей, участвовали в ней. В европейских странах такой опыт воспитания накапливали столетиями. Устойчивая семья – это основа стабильного общества. Общий бизнес – это общие семейные интересы, проблемы и радости. Дети, участвуя в нем, становятся дружнее и духовно ближе к родителям и друг другу (Трушин, 2009).

Поэтому в европейских странах, где на государственном уровне поддерживается семейный бизнес, существуют специальные программы обучения для семейных фирм, где преемники обязаны помимо обучения в образовательном учреждении, еще и работать на семейной фирме. Подробнее об этом в следующем пункте.

4.   Отсутствие процедур подготовки преемников бизнеса

Передача бизнеса последующим поколениям – это сложный юридический и социально-психологический процесс. Его надо «настраивать» и готовить заранее, так как в процессе его осуществления организационно-экономическая структура компании оказывается нежизнеспособной.

Процесс обеспечения успешной преемственности для семейного бизнеса, в соответствии с 21 главой книги «Handbook of Research on Family Business» [4], включает в себя шесть этапов:

1 – передача профессиональных знаний, ценностей, характеристик стиля управления и «души» семейного бизнеса следующим поколениям;

2 – обучение преемников: дети должны получить более высокую степень образования, чем их родители, до их полного включения в семейный бизнес;

3 – внутреннее обучение для всех членов семьи (работа с консультантами);

4 – приобретение наследником краткосрочного (!) опыта работы в другой компании в своей стране или за рубежом;

5 – включение в семейный бизнес с низших должностей: наследники должны завоевать доверие сотрудников, открыть дочернюю компанию, производство и узнать особенности работы с клиентами, научиться на своих ошибках.

6 – бизнес-планирование и подготовка соглашений, в т.ч. юридической передачи фирмы по наследству. Само бизнес-планирование может не гарантировать успешной передачи бизнеса следующему поколению, но плохое планирование этого процесса обязательно станет фатальным.

5.   Отсутствие бизнес-обучения для семейных фирм

Уже с 2004 г. Американская ассоциация развития бизнес образования (Association to Advance Collegiate Schools of Business, сокр. – AACSB) насчитывала около 50 аккредитованных бизнес школ с программами по семейному бизнесу, и более 70 университетов с активно работающей программой по обучению семейному бизнесу, включая такие как Harvard, North-Western, Notre Dame, the University of California in Los Angeles (UCLA), Wharton, INSEAD, and IMD [ [18].

Традиционно такие программы организованы вокруг шести учебных тематических блоков (UE):

UE 1: Семейный бизнес: место и стратегия.

UE 2: Родовое управление семейным бизнесом.

UE 3: Передача семейного бизнеса преемникам.

UE 4: Управление семейным бизнесом.

UE 5: Интернационализация семейного бизнеса.

UE 6: Профессионализация и синтез [5].

Генеральный директорат по предпринимательству и промышленности Еврозоны отмечает, что специальное бизнес-образование еще не так широко распространено во всех странах Евросоюза. Тем не менее, некоторые учебные заведения подготовили очень интересные инициативы, направленные на текущих и будущих владельцев семейных фирм. Некоторые успешные примеры:

-                   Семейная бизнес-академия (организовал Кипрский международный институт менеджмента – модуль MBA),

-                   Master-2 Управление семейным бизнесом Institut d'Administration d'Entreprise Бордо (Франция),

-                   «AIdAF Альберто Фальк – Кафедра стратегического управления семейным бизнесом» из Университета Боккони (Италия),

-                   Шведская программа FBN делает акцент на вызовы и потенциальные возможности использования собственности,

-                   программа обучения «Право собственности и работа в команде» в ведении финской Ассоциации семейных фирм, которая включает в себя модуль в сотрудничестве с Испанским Институтом семейного бизнеса / IESE, что дает участникам из обеих стран ценную возможность международного обмена опытом [6].

6.   Юридическая неподготовленность передачи бизнеса

Исследованные модели семейного бизнеса в России позволили сделать вывод о том, что только 9,38% владельцев бизнеса имеют документы, регламентирующие передачу бизнеса следующему поколению; 6,25% планируют подготовить такие документы; 78,13% владельцев бизнеса не обладают четким представлением относительно политики преемственности в компании (Волков, 2013).

В Европейских странах этому вопросу уделяется большое внимание. Так, некоторые страны разработали очень специфические инструменты для решения этой проблемы. Уникальным примером являются Нидерланды, когда предприниматель, достигая возраста 55 лет, получает письмо с напоминанием о важности планирования передачи бизнеса. Другой пример, «Табло Преемственности» от бельгийского Института Familiebedrijfis – это пример свободной он-лайн самопроверки, которая обеспечивает картину сильных и слабых сторон компании в отношении процесса передачи [7].

7.   Недоступность инноваций

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года указывает на то что, инвестиции в инновации – это ключевая антикризисная мера таких крупнейших стран мира, как США, Япония, Китай и др. [8] Реализация этой стратегии с декабря 2011 г. позволила России занять в 2014 г. 49 место в «Глобальном индексе инноваций» (Global Innovation Index) в списке из 143 стран мира. Это на 13 позиций выше, чем в 2013 г.. Как отмечается в докладе, сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала (30 место), развитием бизнеса (43), развитием знаний и технологий (34). Показатели развития инфраструктуры остаются на среднем уровне (51 место). Мешают развитию инноваций несовершенные институты (88 место), низкие показатели результатов творческой деятельности (72) и развитие внутреннего рынка (111) [9].

Тем не менее, в настоящее время восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера остается низкой. Разработку и внедрение технологических инноваций осуществляют всего 9,4% общего количества предприятий российской промышленности, что значительно ниже значений, характерных, например, для Германии (71,8%). Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8% в общем количестве предприятий. В рейтинге тысячи крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, Россия представлена только тремя компаниями – ОАО «Газпром», ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «СИТРОНИКС» [10].

Семейный бизнес, как в целом и малый бизнес, столкнувшись в период кризиса с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь экономит на развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты, перевооружение. Поэтому одной из самых серьезных проблем, которую испытывают компании в России, является финансовая. Проблема не осталась без внимания: план антикризисных мер, утвержденный правительством 27 января 2015, включает выделение до 5 млрд рублей на нужды инновационных предприятий (в основном, через гранты) [11]. Однако недостаточно лишь выделить деньги, не менее важно их правильно потратить.

Лабораторией исследования корпоративных стратегий и поведения фирм Института прикладных экономических исследований РАНХиГС были проанализированы основные источники финансирования инновационных компаний в России, находящихся на ранних стадиях развития. Было установлено, что объемы венчурного инвестирования соответствуют масштабам отечественной экономики и передовым мировым практикам. А вот грантовое финансирование в России, напротив, недостаточно эффективно, ввиду слабо проработанных требований к отчетности, а также небольших объемов – как валовых, так и непосредственно размеров грантов. Исследование также показало, что традиционное для развитых стран расширение числа источников финансирования не способно ощутимо повысить вероятность инвестирования в инновационные проекты в России в краткосрочном и среднесрочном периодах, ввиду существующих институциональных особенностей [12].

В целом, недостаточность собственных средств у предприятий, ограниченность заемных и привлеченных средств делает инновации практически недоступными для малых предприятий семейного бизнеса. Поэтому необходимо разрабатывать альтернативные инструменты финансирования компаний, стремящихся к инновациям. Опираясь на положительный зарубежный опыт, это могут быть бизнес-акселераторы, краудфандинг, инновационные ваучеры.

Другим перспективным направлением, способным повысить восприимчивость бизнеса к инновациям, было бы создание при университетах и других научных центрах малых технологических фирм, которые бы занимались доведением научных разработок до готового рыночного продукта, а также выпуском малых серий продукта. Эти фирмы играли бы роль медиатора между наукой, производством и рынком: изучали рынок, поставляли заказы на рыночно-ориентированные исследования и разработки, осуществляли продвижение разработок на рынок (Тонышева, 2012).

8.   Отсутствие государственной политики и поддержки семейного бизнеса

В России не ведется скоординированной работы по изучению и поддержке семейного бизнеса. Ассоциации семейного бизнеса России (сокращенно АСБР), согласно данным сайта, последние мероприятия проводила в апреле 2013 г., что свидетельствует о ее нежизнеспособности.

В европейских же странах уделяется большое внимание созданию благоприятной экономической среды, где семейный бизнес может расти и развиваться. Европейская Комиссия так обозначает основные проблемы, с которыми сталкивается семейный бизнес [13]:

-               незнание проблем семейного бизнеса политическими деятелями;

-               сложность доступа к финансовым ресурсам;

-               несовершенство политики налогообложения;

-               необходимость досрочной подготовки документов по передаче бизнеса;

-               семейное управление бизнесом: баланс собственности, правила гендерного баланса и бизнес-аспекты;

-               привлечение и удержание квалифицированных кадров;

-               образование предпринимателей, в т.ч. специальная бизнес-подготовка управления семейным предприятием.

На решение этих проблем направлены усилия политических деятелей, государства и бизнес-сообществ. Для этого европейские правительства создают экспертные группы обсуждения проблем семейного бизнеса, чтобы включить их в политическую повестку дня и разработать меры для улучшения бизнес среды семейных фирм. Эта работа в Норвегии ведется уже более 15 лет вместе с Family Business Network – форум Конфедерации норвежских предприятий. В Финляндии группа экспертов, созданная Министерством занятости и экономики с 2004 г., произвела оперативное определение семейного бизнеса, которое было принято потом и во всей Европе, и разработала законодательные предложения для бизнес-сектора семьи [14].

Согласно данным сайта Еврокомиссии, семейный бизнес в Европе имеет право на такую же поддержку, как и другие представители малого и среднего предпринимательства. Специфика же поддержки именно семейного бизнеса сводится к созданию благоприятной бизнес-среды, созданию специальных программ обучения, распространению информации, а также обмену передовым опытом между странами ЕС.

Действия Еврокомиссии по поддержке семейного бизнеса концептуализируются в следующих документах:

-               Закон о Малом бизнесе, где подчеркивается роль семейного бизнеса и необходимость использовать весь его потенциал;

-               Доклад Группы экспертов по семейному бизнесу (2007-2009 гг.);

-               Исследование «Обзор Семейный бизнес: существующие проблемы» (2008 г.).

Работа с представителями семейного бизнеса стоится по принципу «Сначала подумай о малом» («Think Small First»). Благодаря этому принципу, интересы субъектов малого бизнеса учитываются на очень ранней стадии разработки политики в области предпринимательства.

Инструменты, позволяющие эффективно применять этот принцип:

1.             Тестирование малого и среднего бизнеса (SME-Test анализирует возможные последствия законодательных предложений ЕС);

2.             Использование специальных ставок и положений законов, избавляющих малый бизнес от несоразмерно тяжелого административного и налогового бремени;

3.             Консалтинг и «слушание» субъектов малого бизнеса;

4.             Работа доверенных лиц (уполномоченных) в сфере субъектов малого бизнеса;

5.             Создание Общих начальных дат для бизнеса: законодательные акты вступают в силу с определенных фиксированных дат, что делает жизнь малого и среднего бизнеса проще [15].

Еврокомиссия постоянно анализирует лучшие практики государств Еврозоны и в качестве рекомендаций дает правительствам стран направления для интенсификации работ по поддержке предприятий семейного бизнеса.

В 2014 г. Еврокомиссия сформулировала новую политику в поддержке малого и среднего бизнеса. Вот их ключевые направления [16]:

-               снижение административной нагрузки,

-               доступ к финансированию,

-               содействие доступу на рынки для предприятий малого бизнеса,

-               стимулирование предпринимательского и инновационного потенциала,

-               развитие навыков, обучение.

Все указанные направления поддержки малого бизнеса выглядят очень знакомо – они вполне могли бы быть актуальны и для России. Это означает, что проблемы субъектов малого бизнеса едины. Вероятно, также универсальны и инструменты регулирования. Поэтому изучение мирового успешного опыта и поддержка семейного бизнеса позволит задать новый вектор развития и активизирует, в целом, рост субъектов малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Предложения и рекомендации

Тема поддержки семейного бизнеса отчасти перекликается с работой по поддержке молодежного предпринимательства, осуществляемого Федеральным агентством по делам молодёжи, где за последние пять лет сделано достаточно много (Мурзина, 2013). Однако семейный бизнес, на наш взгляд, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с молодежным:

1)            Семейный бизнес более стабилен по своей сути, он ориентирован на долгое существование и готов терпеливее ждать прибыли.

2)            Семейный бизнес может аккумулировать не только семейный капитал, но и опыт, знания всех членов семьи.

3)            Доверие социума к семейному бизнесу выше, чем к молодежному. Примером тому являются эмблемы, которые размещают семейные предприятия на своей продукции с целью подчеркнуть их «клановость».

Family_Owned_Business_lg

Рисунок 4. Американская эмблема «семейный бизнес»

Федеральное агентство по делам молодёжи в качестве одного из направлений своей работы занимается формированием у молодёжи традиционных семейных ценностей. Усилия направлены на создание условий для укрепления семьи, развитие семейного образа жизни, обеспечение экономической и социальной основ семейных ценностей [17]. И здесь тема семейного бизнеса могла бы быть логическим продолжением этой работы.

Государственная программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2011–2015 гг.», предполагавшая объем финансирования на 5 лет в размер 777,2 млн. рублей, уже косвенно начала работу по пропаганде ценности семьи, любви к истории своей страны и гордости за свое отечество [18]. Так, программное мероприятие Всероссийская выставка-форум по поддержке молодых предпринимателей России «Сделано в России» работает не только на популяризацию отечественных производителей, но и формирует у подрастающего поколения чувство гордости за свою страну.

Поэтому предлагаемое нами новое направление в поддержке малого и среднего бизнеса вполне согласуется с уже существующими программами Правительства РФ, но позволит еще больше усилить их социально-экономический эффект.

Отправной точкой в работе по подъему семейного бизнеса в России должны стать законодательные инициативы федеральных и региональных органов власти по разработке программ поддержки и развития семейного бизнеса. Этот вопрос вполне логично мог бы войти в повестку рабочих заседаний региональных Советов по поддержке малого и среднего бизнеса.

Подводя итог, мы предлагаем мероприятия по поддержке семейного бизнеса в России, которые были сформулированы с опорой на передовой зарубежный опыт и с учетом российских реалий:

1)            разработка федеральной программы поддержки и развития семейного бизнеса;

2)            создание академических научных направлений и школ, посвященных теме семейного бизнеса;

3)            организация тематических конференций и семинаров;

4)            активизация работы ВУЗов по расширению перечня образовательных программ и включению в них специальных дисциплин по управлению семейным бизнесом, тем самым появится возможность готовить преемников и юридически корректно оформлять передачу бизнеса;

5)            создание при региональных бизнес-инкубаторах Института наставничества (в международной практике – «менторства», как, например, MIT Venture Mentoring Service), который осуществлял бы управленческое и консультационное сопровождение семейных компаний как по юридическим вопросам, так и по вопросам социально-психологического характера, в том числе взаимоотношений в бизнес -семье;

6)            Использование новейших механизмов финансовой поддержки для внедрения инноваций – инновационных ваучеров/ чеков/ сертификатов, которые выдавались бы государством для оплаты услуг научно-исследовательских работ или консультационных услуг сторонних организаций (что гарантировало бы целевое расходование государственных средств).

Выводы

Анализируя положительных опыт других стран, мы можем утверждать, что возрождение семейного бизнеса в России будет драйвером к запуску многих положительных социальных и экономических процессов: создадутся новые рабочие места, повысится занятость населения, и сам бизнес будет более ориентирован на долговременную перспективу и большую ответственность. Окрепнув, семейный бизнес может стать надежной опорой для экономической стабильности страны.



[1] Баринова, В., Еремкин, В. (2015, 4 июня). Ваучеры и наставники: как помочь инновационным компаниям // Forbes.ru.

[2] Опережающие индикаторы по видам экономической деятельности // Сайт Федеральной службы государственной статистики.

[3] «Индекс Опоры RSBI» рассчитан на основе данных ежеквартального опроса руководителей компаний в сегменте МСБ. Индекс отражает настроения и ожидания российского бизнеса по 4 основным показателям: продажи, кадры, доступность финансирования, инвестиции. Индекс рассчитан как среднее взвешенное значение разности числа положительных и отрицательных ответов на вопросы по каждому показателю. Значение Индекса выше 50 пунктов интерпретируется как рост деловой активности; ниже 50 пунктов – снижение деловой активности. Ровно 50 пунктов – нейтральное значение. Выборочная совокупность насчитывает более 2000 компании в 19 регионах РФ. Отраслевые и региональные квоты сформированы на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики.

[4] Lambrecht, J. Donckels, R. (2006). Towards a Business Family Dynasty: A life long, continuing process. In Handbook of Research on Family Business (P. 388-401). UK: Edward Elgar Publishing Ltd.

[5] Overview of Family Business Relevant Issues (2008). Retrieved from the European Commission website: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/files/craft/family_business/doc/familybusiness_study_en.pdf

[6] Overview of Family–Business–Relevant Issues: research, networks, policy measures and existing studies. (2009). Retrieved from the European Commission website: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/promoting-entrepreneurship/family-business/family_business_expert_group_report_en.pdf

[7] Там же.

[8] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227‑р.

[9] The Global Innovation Index 2014. The Human Factor in Innovation (2014). Retrieved from the The Global Innovation Index website: https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf/GII-2014-v5.pdf

[10] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227‑р.

[11] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» (ред. от 16.07.2015).

[12] Баринова, В. (2015, 4 июня). Ваучеры и наставники: как помочь инновационным компаниям // Информационное агентство «ТПП-Информ».

[13] Family business // European Commission website.

[14] Overview of Family–Business–Relevant Issues: research, networks, policy measures and existing studies. (2009). Retrieved from the European Commission website: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/promoting-entrepreneurship/family-business/family_business_expert_group_report_en.pdf

[15] Family business // European Commission website.

[16] Report on the public consultation on the "New SME Policy" (2014). Retrieved from the European Commission website: http://ec.europa.eu

[17] Формирование у молодёжи традиционных семейных ценностей // Сайт Федерального агентства по делам молодёжи.

[18] Сайт Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241