Модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства

Руденко Л.Г.1
1 Московский университет им. С.Ю. Витте

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 10 (Май 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Руденко Л.Г. Модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 10. – С. 1431-1442. – doi: 10.18334/rp.16.10.265.

Аннотация:

Рассматривается роль малого предпринимательства в развитии экономики страны, выявляются проблемы его развития, показывается динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства, строится модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, рассматриваются приоритетные направления поддержки малого предпринимательства и результаты реализации программ поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, инфраструктура поддержки, модель инфраструктурной поддержки



Введение

Устойчивое развитие экономики зависит от эффективности и рациональности использования экономических ресурсов и самого из них важнейшего – предпринимательства. Малое предпринимательство (МП) является резервом экономического роста, оно наиболее мобильно и гибко в современных условиях, чем в значительной степени создает конкуренцию большому бизнесу. Обозначенная тема актуальна, т.к. малое предпринимательство позволяет решать проблемы трудоустройства и экономического развития страны. Автор ставит перед собой цель разработать обновленную модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства и показать ее результативность. Исследования основываются на статистических и аналитических данных Ресурсного центра поддержки малого и среднего предпринимательства, Федерального портала малого и среднего предпринимательства, Национального института системного исследования проблем предпринимательства, Росстата, Минэкономразвития РФ, а также на основных положениях трудов отечественных и зарубежных ученых.

Роль и проблемы развития малого предпринимательства

Малое предпринимательство в экономике страны играет значительную роль: обеспечивает ее стабильный рост и динамику развития. Малый бизнес формирует рыночную структуру, способствует структурным перестройкам экономики, решает социально-экономические задачи, такие как создание рабочих мест, поддержание социальной стабильности, формирование среднего класса, увеличение конкуренции, и как следствие улучшение качества продукции и обслуживания населения, расширение потребительского рынка, снижение цены на продукцию и услуги. Малый бизнес создает возможности для предпринимательской деятельности населения, стимулируя развертывание его творческих сил и использование свободных производственных мощностей. МП способно обслуживать крупный бизнес и благодаря своей гибкости и мобильности заполнять экономические ниши недоступные крупным компаниям, повышая при этом качество жизни населения [1-7].

За последние пять лет с 2008 по 2013г. при поддержке Правительства количество МП (без индивидуальных предпринимателей) увеличилось почти в 2 раза (см. табл.), количество занятых увеличилось за пять лет незначительно всего на 408,8 тыс. чел. (на 3,9%). Произошло увеличение инвестиций на 21,7% и объема оборота на 32,6% [8,9].

Основными отраслями деятельности малого предпринимательства являются: деревообработка, мебельное производство, пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, общественное питание, сфера услуг [10].

Несмотря на динамичный рост числа МП существует ряд проблем его развития. Приведем лишь некоторые из них: в финансовой сфере сложность привлечения инвестиционных и финансовых ресурсов для реализации инвестиционных и инновационных проектов; недостаточная информационная поддержка, в частности, низкое качество консалтинговых услуг; нехватка квалифицированных кадров в сфере хозяйствования малого бизнеса; отсутствие инструментария и методики управления развитием малого бизнеса; неразвитость инфраструктурной поддержки МП и низкий уровень обеспеченности инфраструктурой; сохранение определенной степени недоверия между властью и бизнесом в связи с высокими административными барьерами и др. [1, 3, 4, 7].

Таблица

Динамика основных показателей деятельности МП по РФ за 2008-2013 г. (источник - составлено автором по данным Росстата)

Из таблицы также видно, в 2009 г. произошло уменьшение инвестиций и оборота МП, что связано с мировым финансовым кризисом. В России кризис затронул банки и перекинулся в реальный сектор экономики в сентябре-ноябре 2008 г. Стали уменьшаться инвестиции, продажи, увеличилось количество безработных, как последствие, в 2010 г. мы наблюдаем снижение числа МП на 360 тыс. ед. и уменьшение занятых в МП на 464 тыс. чел. по сравнению с данными 2009 г.

На саммите G20, состоявшемся в сентябре 2013 г. в Санкт-Петербурге, было отмечено, что в мировой экономике сохраняется тенденция к спаду, в Евросоюзе отмечается рецессия, продолжает сохраняться безработица. Мировой валютный фонд ухудшил прогнозы развития экономики. В период кризисных ситуаций государство берет на себя задачи по сглаживанию экономических циклов, сохранению рабочих мест, разработке новых механизмов и комплексных программ развития экономики. На уровне регионов и городов принимаются программы поддержки развития МП. На примере подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.» можно отметить, что за 7 лет запланировано увеличение количества МП на 21,9 тыс. единиц, увеличение оборота на 1116 млрд руб., среднесписочной численности на 217 тыс. чел.

Модель инфраструктуры поддержки МП

Положительная динамика показателей во многом определяется ролью государства в поддержке развития предпринимательства, в частности, через формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса (МБ).

Под инфраструктурой поддержки малого предпринимательства автор понимает совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого бизнеса в целом.

К объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в 2008г. мы относили следующие структуры [4]: торгово-промышленные палаты (ТПП) и общественные предпринимательские организации, образовательные структуры, информационные агентства, фонды поддержки малого предпринимательства, организации финансирования и кредитования, консалтинговые фирмы, специализированные государственные структуры, технопарки и бизнес-инкубаторы и др.

Исследуя инфраструктуру поддержки МП в 2014 г., можно заметить, что все элементы структуры работают и оказывают более широкий спектр услуг, увеличилось число организаций, оказывающих поддержку МП, и выделился ряд приоритетных направлений: поддержка производственных МП, инновационная и научно-техническая поддержка, поддержка экспортно-ориентированных МП, социальная поддержка. В соответствии с приоритетными направлениями поддержки в 2014 г., добавив экономическое, административное, нормативно-правовое государственное регулирование, автор предлагает новую модель инфраструктурной поддержки МП, представленную на рисунке.

Рисунок. Модель инфраструктурной поддержки МП

К экономическим мерам регулирования поддержки малых предприятий относят: обеспечение доступности финансовых средств для развития МП и продвижение их разработок; привлечение инвестиционных средств в инновационную отрасль; создание льготных налоговых режимов для деятельности МП; развитие рыночных отношений в инновационной, промышленной, социальной сферах и пресечение недобросовестной конкуренции; распределение предпринимательского риска между объектами инфраструктуры; формирование системы страхования проектов; развитие лизинга; предоставление льготных кредитов и гарантий и др.

Нормативно-правовые аспекты государственного регулирования хозяйственной деятельности малых предприятий включают: разработку нормативно-правовой базы развития хозяйственной деятельности МП; защиту интеллектуальной и имущественной собственности, прав и свобод; установление правовых основ взаимодействия МП с другими субъектами экономических процессов.

К организационным факторам регулирования относят: обеспечение трансфера и коммерциализации проектов; экспертизу и отбор проектов для государственной поддержки; создание благоприятных посевных и предпосевных условий для создания МП; поддержку и реализацию венчурных проектов; разработку и создание механизмов взаимодействия с информационными, аналитическими, экспертными центрами; создание материально-технической базы для формирования и развития МП; содействие в получении услуг инжиниринга, высококвалифицированного консалтинга, аудита, рекламы, экспертных услуг; обеспечение доступа к данным о завершенных научно-исследовательских разработках; формирование инновационно-информационных сетей, обеспечивающих поддержку МП, в том числе и на международном уровне; подготовку и обучение кадров для работы в предпринимательской среде; оказание помощи в налаживании международных связей, в получении информации об иностранных партнерах, подготовке и подаче заявок в международные фонды.

В данной статье остановимся на отдельных приоритетных направлениях поддержки МП в 2014 г. Продолжают свое развитие бизнес-инкубаторы, которые на конкурсной основе призваны обеспечивать начинающих МП на льготных условиях связью, оргтехникой, оборудованием, помещениями, земельными участками и в целом создавать благоприятный инвестиционный климат. Помещения бизнес-инкубатора сдаются в аренду МП в первый год под 40% от арендной платы, во второй год не более 60% и в третий год не более 100%.

С 2005 года создано и действует при поддержке Правительства РФ 115 бизнес-инкубаторов, общей площадью 249,5 тыс. кв.м., на которых размещаются 1,6 тыс. предпринимателей с годовым оборотом 4,3 млрд руб. Развитие сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов осуществляется с 2005 г., хотя по себе бизнес-инкубаторы как отдельные хозяйствующие субъекты существуют давно [10].

Формируется и работает инфраструктура поддержки промышленных МП. При поддержке Правительства с 2007 стали создаваться новые промышленные парки и технопарки. Цель действия таких элементов инфраструктуры – комплексная поддержка промышленных МП: переоборудование производства, технологическая и консультационная поддержка.

Созданы и действуют промышленные парки в Республике Татарстан (КИП «Мастер»), в Белгородской области, Ивановской обл., Ярославской обл., технопарк в Пензенской обл. Создаются промышленные парки в Республике Татарстан и Бурятии, Красноярском крае, в Брянской обл., техопарк в Якутии.

С 2013 г. приоритетным стало развитие частных промышленных парков, которых насчитывалось 52, государственных – 44. Основная цель их – обеспечение МСП (малого и среднего предпринимательства) необходимыми производственными площадями по приемлемой арендной плате. Планировалась финансовая поддержка индустриальных парков в виде софинансирования до 50% уставного капитала. Финансовые средства должны быть направлены на создание инженерной инфраструктуры, установку оборудования, оснащение транспортными средствами, логистической сетью и коммуникациями.

Следующей важной приоритетной поддержкой развития МП является формирование инфраструктуры инноваций и высоких технологий.

Государство реализует программу создания региональных центров инжиниринга (РЦИ). Подобные центры позволят повысить производственную технологическую готовность бизнеса. РЦИ помогут МП внедрять инжиниринговые технологии в бизнес, создавать и проектировать технологические производственные процессы, развивать инновационный потенциал, увеличивая технологическую готовность инновационных разработок.

На базе РЦИ предполагается предоставление следующих услуг: оценка технологического состояния для реализации инноваций, инженерно-консалтинговые услуги по созданию промышленных объектов, инженерно-исследовательские услуги по созданию новых технологических процессов и технологий, оборудование производства, маркетинговые услуги по исследованию рынков производства и технологий, исследование и анализ инженерных компаний регионов и привлечение их к реализации программ.

К инновационной инфраструктуре поддержки МП относятся: центры кластерного развития, территориальные, промышленные, инновационные и логистические кластеры, центры коллективного пользования оборудованием, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции, центры трансфера технологий.

По программе Минэкономразвития за 2010-2012 гг. создано: тринадцать центров кластерного развития, шесть центров прототипирования, пять центров коллективного пользования, два центра трансфера технологий, два центра коммерциализации технологий, один центр субконтрактации, один центр дизайна.

В рамках реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» по итогам 2014 года создано 195 объектов инфраструктуры, в том числе 132 бизнес-инкубаторов, 87 центров поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, 5 промышленных парков, 2 технопарка [11].

В целях реализации мер гарантийной поддержки МСП и формирования национальной системы гарантийных организаций в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 740-р создано ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», которое по итогам 2014 года заключило 27 соглашений с коммерческими банками и 75 соглашений с региональными гарантийными организациями, утвердило 332 заявки на предоставление гарантий на сумму 3 091, 3 млн руб., выдало 212 гарантий на сумму 1 433,6 млн руб. [11].

Создаются центры молодежного инновационного творчества, которые обеспечивают материально-техническую, экономическую, информационную, социальную базу, условия для коммерциализации проектов для создания и развития инновационных предприятий. В настоящее время открыт один центр а Москве, пять центров в Республике Татарстан, планируется открыть пять центров в Пезинской обл. и два центра в Белгародской обл. Центру молодежного инновационного творчества выделяется до 10 млн руб. для приобретения оргтехники, программного обеспечения, высокотехнологичного оборудования.

Для поддержки экспортно-ориентированных МП создаются региональные центры координации поддержки экспортно-ориентированных МП и Евро инфо корреспондентские центры (ЕИКЦ). По аналитическим данным создано в 40 регионов 42 ЕИКЦ, которые оказали поддержку 9 682 МСП [10]. Поддержка осуществляется по следующим направлениям: субсидирование части затрат на выплату процентов по экспортным кредитам, выставочную деятельность, сертификацию товаров, правовую защиту интеллектуальной собственности.

С 2012 г. находит поддержку государства социально-ориентированный бизнес [12]. На создание центров дневного пребывания детей в 2012 г. по программе Минэкономразвития РФ выделено более 294 млн руб. Софинансирование осуществляется в размере 600 тыс. руб. на объект при условии, что 15% от полученной суммы МП финансирует за собственные средства. Субсидии имеют целевой характер и предоставляются на покрытие расходов по аренде помещения, для его выкупа и ремонта, закупку мебели, оснастки, материалов, инвентаря, оборудования, необходимого по требованиям Роспотребнадзора и МЧС, на оплату коммунальных услуг, электроснабжения.

Были созданы центры инноваций социальной сферы совместно с Агентством стратегических инициатив.

Назначение центров поддержки социально-ориентированного бизнеса состоит в оказании консалтинговых услуг в составлении бизнес-плана, отчетности, консультировании по льготному налогообложению, по кредитованию, в правовой поддержке, в помощи при составлении заявок на гранты, конкурсы, в оказании услуг по социальной рекламе, в подготовке кадров.

Поддержка центров осуществляется в части льготной аренды помещения, ремонта помещения, покупки оргтехники и программного обеспечения, подготовки кадров, проведении семинаров, тренингов, информационном обеспечение. На создание подобного центра выделяется 5 млн руб.

В действие вступил новый и спорный с некоторых позиций институт защиты бизнеса: институт омбудсмена по защите прав и свобод МСП. Данный институт наиболее актуален в современных условиях замедления экономического роста страны. Правовой основой создания института Уполномоченного на федеральном и региональном уровнях по защите прав предпринимателей стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, на которую назначен Б.Ю. Титов. Предусмотрено создание должности Уполномоченного по правам предпринимателей в субъектах РФ.

Уполномоченные вправе на общественных началах создавать рабочие группы, экспертные и консультативные советы и иные совещательные органы. Для их участия могут привлекаться представители общественных организаций, предпринимательского сообщества, а также представители органов государственной власти и местного самоуправления.

Наряду с федеральными программами поддержки МП реализуются муниципальные программы. Ежегодно финансируется 800 муниципальных программ поддержки МСП. В рамках муниципальных программ поддержки МП осуществляется: создание центров поддержки МСП и/или бизнес-инкубаторов, грантовая поддержка начинающих МП и индивидуальных редпринимателей (до 300 тыс. руб.), капитализация микрофинансовых организаций, обучение предпринимателей, субсидирование части расходов по лизинговым сделкам, финансирование маркетинговой деятельности, включающей маркетинговые исследования, рекламу, организацию выставочно-ярморочной деятельности, работу со СМИ и др.

Заключение

Сформированная модель инфраструктурной поддержки МП отвечает требованиям времени, за пятилетний период, помимо ранее существующих форм поддержки (финансовой, имущественной, консалтинговой, информационной, образовательной), появились новые: частные промышленные парки, региональные центры инжиниринга, центры молодежного инновационного творчества, региональные центры поддержки экспортно-ориентированных МП, центры инновационной социальной сферы. Совершенствуются инструменты реализации поддержки, возникают новые механизмы финансовой поддержки, гарантий, кредитов, лизинга.

Через содействие развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства по программам Федерального и муниципального уровня государство регулирует развитие МБ, способствует росту результативности хозяйственной деятельности МП, так количество МП увеличилось за исследуемый период почти в два раза, увеличился оборот МП на 36,2%. Соответственно, реализуются стратегические цели поддержки МП: повышается вклад МП в экономический рост страны, решается социальная проблема занятости и трудоустройства населения.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:34