Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.6.151

Проблемы комплексного анализа грузового железнодорожного транспорта в тарифном регулировании

Семенова Оксана Владимировна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Центр экономики естественных монополий на транспорте Института экономики естественных монополий Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Мозговая Оксана Олеговна, зам. директора по экономике, Центр экономики естественных монополий на транспорте Института экономики естественных монополий Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Репетюк Сергей Вячеславович, директор по экономике, Центр экономики естественных монополий на транспорте Института экономики естественных монополий Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Problems of complex analysis of rail freight transport in tariff regulation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 54

Аннотация:
Предметом исследования являются показатели, характеризующие работу грузового железнодорожного транспорта с целью создания системы, консолидирующей информацию, отчетность, показатели и экономические стимулы в рыночных условиях, позволяющей регулирующему органу оценивать выгодность принимаемых решений с точки зрения экономики страны в целом и предоставляющей возможность осуществлять контроль правильности административной и хозяйственной деятельности  регулируемых организаций на железнодорожном транспорте с макроэкономических позиций.
Цитировать публикацию:
Семенова О.В., Мозговая О.О., Репетюк С.В. Проблемы комплексного анализа грузового железнодорожного транспорта в тарифном регулировании // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 6. – С. 935-946. – doi: 10.18334/rp.16.6.151

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Железнодорожный транспорт является составным элементом любого производственного процесса. Обслуживая сферу обращения, он доставляет продукцию от пунктов ее производства в пункты потребления. Кроме того, большое значение железнодорожный транспорт имеет при решении вопросов оптимальности размещения производительных сил и рационализации экономических связей, специализации и кооперирования производства, поскольку транспортные издержки, составляющие значительную долю в себестоимости продукции, оказывают существенное влияние на выбор вариантов размещения пунктов производства и потребления.

В условиях реформирования железнодорожной отрасли появилась необходимость использования показателей, характеризующих работу грузового железнодорожного транспорта в рыночных условиях  [1]. Возникла проблема их расчета и исчисления, которая не ограничивается технической расчетно-статистической стороной, а связана с тем, что с изменением структуры отрасли сами показатели приобрели совершенно иной смысл и значение, кроме того, возник ряд проблем, касающихся природы, роли и структуры данных показателей.

Задача выбора системы показателей, характеризующих работу грузового железнодорожного транспорта в рыночных условиях, заключается в создании системы, консолидирующей информацию, отчетность, показатели и экономические стимулы. Такая система, во-первых, позволит регулирующему органу оценивать выгодность принимаемых решений с точки зрения экономики страны в целом; во-вторых, предоставит возможность осуществлять контроль правильности административной и хозяйственной деятельности регулируемых организаций на железнодорожном транспорте с макроэкономических позиций.

По-прежнему является актуальной такая тематика, как резервы снижения себестоимости услуг железнодорожного транспорта [7]. В связи с этим необходимо продолжить исследования в области усиления стимулирования научно-технического прогресса посредством тарифов (цен), а также более объективного отражения в тарифах (ценах) потребительной стоимости продукции (услуг), качества и эффективности предоставления услуг грузового железнодорожного транспорта. [8].

Железнодорожный транспорт как важнейшая отрасль инфраструктуры связан со всеми отраслями экономики, техническими и экономическими возможностями и ограничениями. Проблема оценки эффективности принятых решений регулирующим органом по уровню тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта в экономике требует установления эффективного соответствия между параметрами и режимами работы грузового железнодорожного транспорта. Это очень сложная задача, которая в практическом плане вряд ли может быть решена чисто формализованным путем и является предметом системного анализа. По-видимому, для ее решения необходимо привлечь весь имеющийся арсенал – различные типы моделей и их систем, мнения опытных экспертов.

В условиях реформирования железнодорожного транспорта проблема обоснования уровня грузовых тарифов и их регулирования постоянно актуализируется. Возникает вопрос о том, как количественно оценивать качество однородной и разнородной транспортной услуги, а также нужно ли отражать в тарифах на пе­ревозки грузовым железнодорожным транспортом внетранспортный эффект и многие другие факторы.

Проведение комплексного анализа показателей работы грузового железнодорожного транспорта следует рассматривать в качестве важнейшей составной части проблемы формирования научно обоснованной методической базы, необходимой для эффективного регулирования тарифов регулируемых организаций. В связи с этим анализ показателей работы грузового железнодорожного транспорта должен образовывать единую целостную систему и распространяться как на показатели, характеризующие внутрипроиз­водственную деятельность грузового железнодорожного транспорта, связанную с организацией и осуществлением перевозочного процесса, так и на показатели, характери­зующие конечную услугу по перевозке грузов железнодорожным транспортом.

В данном случае речь идет об оценке работы грузового железнодорожного транспорта с двух сторон: с внутренней и с внешней, со стороны производителей услуг (перевозчиков, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта) и со стороны пользователей услуг грузового железнодорожного транспорта. В соответствии с этим можно выделить две группы показателей, являющихся объектом анализа: внутриотраслевые и внешние, связанные с качеством обслуживания пользователей услуг грузового железнодорожного транспорта и обеспечением перевозок, связанных с на­циональной безопасностью государства, с чрезвычайными ситуациями и др.

Кроме того, поскольку железнодорожный транспорт России после реструктуризации был разделен на множество компаний-операторов, каждая из которых добивается наибольшей экономической выгоды для себя, а не для сети в целом, учет только рыночных условий, т.е. конкуренции с другими видами транспорта, недостаточно [2]. Следовательно, в процессе проведения анализа работы грузового железнодорожного транспорта необходимо учитывать конкуренцию внутри самой отрасли.

Текущая экономическая ситуация формирует условия развития грузового железнодорожного транспорта, основным из которых является требование, согласно которому российская система грузоперевозок должна развиваться, в первую очередь, в интересах пользователей услуг грузового железнодорожного транспорта адекватно спросу на транспорт­ные услуги. Отсюда вытекает необходимость по­стоянного мониторинга сферы грузовых железнодорожных перевозок посредством эффективной системы показателей мониторинга и контроля рынка железнодорожных грузовых перевозок, отвечающей совре­менным требованиям и действующим международным стандартам.

Углубленный анализ показателей работы грузового железнодорожного транспорта должен дать ответы на вопросы стратегической значимости:

дос­таточно ли перехода на иную модель управления для финансовой стабилизации отрасли;  

достаточно ли ожидаемого снижения издержек для поддержания грузовых тарифов на каком-то фиксированном уровне;

нет ли другого, более короткого и легкого пути решения проблема снижения издержек грузового железнодорожного транспорта [9].

Формируемая система показателей работы грузового железнодорожного транспорта должна, с одной стороны, позволять регулирующему органу оценивать выгодность тех или иных решений с точки зрения их влияния на экономику страны и возможность реализации государственной политики направленной на снижение транспортной составляющей в конечной цене перевозимых товаров, а с другой – включать показатели, оценивающие удовлетворённость  пользователей услуг грузового железнодорожного транспорта качеством оказания услуг, их ценой и доступностью.

Система показателей работы грузовых железнодорожных перевозок включает следующие группы показателей:

внутриотраслевые показатели;

– внешние показатели, характеризующие внешнюю сторону работы грузового железнодорожного транспорта;

– систему тарифных показателей в сфере желез­нодорожных грузовых перевозок.

 Группа внутриотраслевых показателей. Анализ внутриотраслевых показателей имеет целью повышение производительности и экономичности технических средств транспорта, внедрение прогрессивных технологий с целью осуществления перевозки грузов с наименьшими затратами средств, повышение конкурентоспособности и экономической устойчивости работы отрасли. К таким показателям относят объемные и качественные показатели, характеризующие работу подвижного состава.  Анализ данных показателей необходим для определения потребности в трудовых и финансовых ресурсах, для расчета потребностей в вагонах и локомотивах и материальном обеспечении эксплуатационной работы.

К объемным показателям группы внутриотраслевых показателей относятся показатели, отражающие объемы выполненной работы (число погруженных/выгруженных вагонов, количество принятых вагонов), пробеги вагонов и локомотивов, позволяющие определить расходы вагонного и локомотивного хозяйств на перевозки, затраты времени вагонами и локомотивами, необходимого для определения потребности вагонов и локомотивов [4].

К качественным показателям работы железнодорожного подвижного состава в сфере грузовых железнодорожных перевозок, отражающим технологические параметры производства, уровень организации труда и управления, относятся показатели использования подвижного состава по мощности и грузоподъемности вагонов; показатели использования подвижного состава по времени (участковая и техническая скорости движения; среднее время простоя вагонов на станциях); показатели, отражающие долю непроизводительной работы подвижного состава (коэффициенты порожнего пробега вагонов; коэффициенты одиночного следования и простоя локомотивов); обобщающие качественные показатели (полное время оборота вагонов, локомотивов, среднесуточная производительность грузового вагона и поездного локомотива).

Группа внешних показателей. Основные показатели анализа грузовых железнодорожных перевозок, характеризующие внешнюю сторону работы грузового железнодорожного транспорта, также разделяются на объемные и качественные показатели.

К объемным показателям данной группы относят: объем перевозок, грузооборот, количество отправок, густота перевозок, средняя дальность перевозок, неравномерность перевозок.

К качественным показателям, относящимся к внешней стороне работы грузового железнодорожного транспорта, относятся следующие группы показателей: качество услуг железнодорожного транспорта, качество транспортного обслуживания пользователей услугами грузового железнодорожного транспорта и качество транспортного обеспечения страны и/или регионов [4].

Качество услуг железнодорожного транспорта определяют такие показатели, как время, скорость (сроки) доставки грузов и степень их сохранности, которые показывают непосредственное влияние на качество и эффективность обслуживания пользователей услугами грузового железнодорожного транспорта.

Качество транспортного обслуживания пользователей услугами оценивается показателем, отражающим уровень удовлетворения потребностей в грузовых перевозках.

Качество транспортного обеспечения страны и ее регионов определяется совокупностью различных абсолютных и относительных показателей.

Группа тарифных показателей. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки по своей экономиче­ской природе являются ценами реализации услуги железнодорожного транспорта. Кроме того, уровень тарифов в сфере грузовых железнодорожных перевозок самым непосредственным образом определяет эффективность размещения произ­водства в разных регионах страны, а также эффективность функционирова­ния уже действующих предприятий. Это связано с тем, что от уровня тарифов зависят объ­ем, области сбыта и цена их продукции в пунктах потребления. Это предъяв­ляет повышенные требования к отбору показателей для анализа в сис­теме регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

В рамках тарифной группы показателей следует выделить:

финансовые показатели работы грузового железнодорожного транспорта (доходы, расходы, финансовый результат, рентабельность);

показатели, характеризующие величину транспортной составляющей в себестоимости продукции, а также в рыночной цене продукции;

индекс изменения тарифов на перевозку грузов;

индекс изменения цен на продукцию, потребляемую железнодорожным транспортом;

индекс потребительских цен;

индекс инфляции;

структуру себестоимости железнодорожных грузовых перевозок по элементам затрат;

дебиторскую и кредиторскую задолженность;

мониторинг индекс изменения грузовых перевозок по основным позициям перевозимых грузов.

Исследования по проблеме системного управления ценообразованием имеют большое значение для обеспечения связи цен с задачами сбалансированного развития экономики, структурного реформирования отрасли, использования цен как инструмента управления экономикой, выработки единой методологии построения цен во всех отраслях и сферах экономики [12].

Следует также отметить, что проблема статистики цен – исключительно важная область ценообразования. Без анализа структуры, динамики, изучения соотношений цен и их составляющих нельзя принимать обоснованные решения по вопросам совершенствования ценообразования, выработке как общей, так и текущей политики цен, научно обосновать прогнозы цен, предвидеть перспективу их изменений, решать вопросы, касающиеся жизненного уровня населения.

Проведение комплексного анализа экономически обоснованных уровней тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, направленного на создание стимулов к сокращению издержек, возможно только при выполнении следующих условий:

1.             Максимально полно охарактеризовать состояние грузового железнодорожного транспорта с помощью соответствующим образом сформированной системы показателей.

2.             Провести анализ внетранспортного эффекта от улучшения транспортного обслуживания грузовым железнодорожным транспортом экономики страны.

В рамках проведения анализа внетранспортного эффекта можно выделить четыре основных типа потерь, которые несет экономика страны в связи с отставанием развития грузового железнодорожного транспорта или неоптимальным его функционированием:

первый тип потерь: прямые потери добытого сырья и созданной готовой продукции;

второй тип потерь: потери в виде недополученной продукции;

третий тип потерь: дополнительные (единовременные или текущие) затраты в обслуживаемых грузовым железнодорожным транспортом отраслях;

четвертый тип потерь: дополнительные затраты на самом грузовом железнодорожном транспорте.

Первые три типа потерь влияют на экономические результаты деятельности обслуживаемых железнодорожным транспортом отраслей. На показателях работы самого железнодорожного транспорта они практически не отражаются.

Кроме того, с железнодорожным транспортом связаны потери социального характера, такие как:

нанесение ущерба здоровью людей при различных дорожно-транспортных происшествиях;

вредное влияние шума на здоровье людей;

низкий уровень медицинского обслуживания, школьного образования, культурно-бытового обслуживания в районах с недостаточной транспортной обеспеченностью и др.

Кроме того, при оценке эффективности работы грузового железнодорожного транспорта в рамках проведения комплексного анализа целесообразно исходить из следующих исходных положений:

1. Экономика нашей страны, включая грузовой железнодорожный транспорт, представляет собой сложную систему.

2. При оценке эффективности работы грузового железнодорожного транспорта необходимо использовать действующую нормативно-правовую базу.

3. Наряду с экономическими результатами учитываются и социальные результаты, и затраты хозяйственных мероприятий на железнодорожном транспорте.

4. Сопоставление затрат и результатов, необходимое при расчетах эффективности условие, которое целесообразно базировать на следующих принципах:

системность;

комплексность;

применения макроэкономического подхода;

целевого характера расчетов;

учета ограниченных ресурсов;

согласованность;

субоптимальность, т.е. предварительный выбор оптимальных значений параметров работы и развития по каждому из вариантов;

динамичность, т.е. необходимость всестороннего учета многочисленных последствий фактора времени (изменение во времени характеристик, экономической неравноценности разновременных затрат и результатов);

управляемость, т.е. при выборе оптимального варианта параметров работы грузового железнодорожного транспорта учитывать лишь те составляющие затрат и результатов, которые зависят от принимаемых решений.

степень удовлетворения спроса, т.е. необходима единая научно обоснованная методика выявления спроса.

В рамках проведения комплексного анализа экономически обоснованных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки следует отметить такой показатель, как расходы на оказание услуг грузовым железнодорожным транспортом. Эффективное управление расходами невозможно без знания того, как они меняются под влиянием различных факторов и, прежде всего, под влиянием объема перевозимых грузов, размеров движения и/или количества отдельных операций.

На железнодорожном транспорте, как и в промышленности, имеются расходы, изменяющиеся при росте или сокращении объема работы. В промышленности такие расходы называют переменными, на железнодорожном транспорте чаще применяют термин «зависящие» от объема работы (объема перевозок, размеров движения) расходы. Другая часть расходов не реагирует на изменение объема работы до тех пор, пока не потребуется развитие технических средств (увеличение пропускной способности участков и перерабатывающей способности отдельных объектов) при росте объема работы или не появится возможность избавиться от излишних производственных мощностей при значительном его уменьшении. Такие расходы называют условно-постоянными (условно – потому что в длительном периоде под влиянием объема работы так или иначе изменяются почти все расходы), «независящими», а в последнее время – периодическими (по аналогии с термином, встречающимися в зарубежной литературе) [8].

В настоящее время деление расходов (издержек производства) на переменные и постоянные активно используется в целях управления затратами и финансовыми результатами посредством введения системы, обозначаемой термином «контроллинг». Одним из важных элементов такой системы является контрибуционный анализ, при котором исследуется взаимосвязь выручки, затрат и прибыли и формируется информация для регулирования их величин. С помощью такого анализа определяются критический объем производства («точка безубыточности»), оптимальная структура ассортимента продукции, наилучшие варианты использования производственных мощностей [6].

Заключение

В действующих условиях функционирования грузового железнодорожного транспорта, при проведении комплексного анализа  экономически обоснованных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, позволяющего создавать стимулы к сокращению издержек, невозможно ориентироваться на какой-то один показатель для достижения максимального экономического, социального и других видов эффектов, что делает необходимым проведение анализа с учетом целой группы показателей, характеризующих работу грузового железнодорожного транспорта в разных его аспектах.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241