Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.5.127

Развитие малого предпринимательства в условиях антироссийских санкций

Гончарова Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, Россия

The development of small business under conditions of anti-Russian sanctions - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 191

Аннотация:
Новая экономическая реальность, связанная с введением антироссийских экономических санкций и снижением стоимости экспортируемых углеводородов, придают особую актуальность вопросам создания конкурентоспособной экономики, импортозамещения и стимулирования внутреннего спроса.В данной статье автор проводит анализ роли малых предприятий в обеспечении импортозамещения и развития экономики и мер государственной поддержки малого предпринимательства на примере аналогичных мер, принятых ранее в зарубежных странах. 
Цитировать публикацию:
Гончарова О.Ю. Развитие малого предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 5. – С. 679-690. – doi: 10.18334/rp.16.5.127

Россия переживает сложный период экономической и политической жизни: обостряется внешнеполитическая ситуация, затянулся внутрироссийский экономический и финансовый кризис, растут масштаб и острота проблем, которые испытывает на себе наше общество.

Новая экономическая реальность, связанная с введением США и ЕС опосредованных политическими обстоятельствами антироссийских экономических санкций, а также с принятием Россией ответных защитных мер, происходящих на фоне замедления экономического роста в стране и снижения стоимости экспортируемых углеводородов, придают вопросам создания конкурентоспособной экономики, импортозамещения и стимулирования внутреннего спроса и потребления особую актуальность.

Западные санкции, направленные на подрыв ­­­основ российской экономической стабильности, поставили на повестку дня вопрос о поиске новых путей развития всех сфер экономики, снижения зависимости российской экономики от импорта.

 О серьезности проблемы свидетельствуют данные официальной статистики и экспертные оценки реального состояния зависимости российской экономики от импорта. В последние годы острота данной проблемы не только не ослабевает, а, напротив, усиливается. Специфическим направлением импорта в последние годы стал массовый ввоз узлов, частей и агрегатов. Сейчас в порядке технологической кооперации их используют до 40% предприятий страны. В наши дни в стране функционирует целая индустрия «промышленной сборки» из импортных деталей продукции зарубежных марок (легковые и грузовые автомобили, ближнемагистральные самолеты, бытовая техника и электроника, телевизоры, холодильники, утюги, ноутбуки и т.д.). Снижение импортных тарифов на комплектующие, льготный налоговый, административный и инвестиционный режим обеспечивают сверхдоходы иностранным корпорациям и снижают интерес российских предпринимателей к развитию отечественного производства полного цикла и инвестициям в основной капитал.

Россия практически во всех отраслях экономики, в том числе в обрабатывающей и добывающей промышленности, зависит от западных поставок, импортируя около половины потребляемого продовольствия, от 30 до 70% промышленных потребительских товаров, ¾ оборудования. [1, С. 4] Так, доля импорта в станкостроении превышает 90%, тяжелом машиностроении – 60-80%, легкой промышленности – 70-90%, радиоэлектронной промышленности – 80 - 90%, фармацевтики и медицинской промышленности - 70-80%. [4] Даже в отечественных образцах вооружений и военной техники иностранная элементная база составляет до 65%, а перспективные разработки обеспечены российскими компонентами и деталями лишь на 40-50%. При этом только 13% поставляемого зарубежного оборудования отвечает современному уровню развития техники. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что закономерным результатом сложившейся ситуации являются критическая зависимость российской экономики от импорта, и позволяют увидеть сколь сложные и объемные задачи предстоит решать в России в ближайшие годы.

Ситуация усугублялась в последние годы падением темпов экономического роста, затем - стагнацией и рецессией, нарастающими масштабами оттока капитала, увеличением внешнего корпоративного долга и др. Санкции лишь обострили вопрос, снова затронув многолетнюю проблему взаимоотношений государства и предпринимательского сообщества.

Цель санкций состоит в том, чтобы нанести удар именно по стратегическим секторам российской экономики, в определенной степени зависящих от западных технологий отраслям. Поводя первые итоги применения санкций, можно констатировать такие негативные последствия для экономики нашей страны, как повышение цен на внутреннем рынке, увеличение ставок по кредитам, рост масштабов оттока капитала, падение курса национальной валюты и цен на нефть, сокращение доходов государственного бюджета и рост бюджетного дефицита, в перспективе – сокращение социальных расходов бюджета и реальных доходов значительной части населения и т.д.

Не умаляя сложность ситуации, все же воспринимать экономические санкции как трагедию не стоит. Скорее, их надо рассматривать как толчок для перемен к лучшему, как мощный импульс для перехода страны на рельсы суверенного социально-экономического развития, на создание экономически и политически независимой России, развивающей собственное производство.

 На встрече с молодыми учеными в Сарове 19 сентября 2014 года заявил, что санкции, которые западные страны ввели в отношении России, способны оказать позитивное влияние на российскую экономику, стимулируя ее диверсификацию. [7] Появился стимул для интенсивного развития современных технологий, включая программное обеспечение, внедрение прогрессивных методов ведения сельскохозяйственного производства и т.д.

Действительно, уже в первые месяцы после введения экономических санкций наблюдалась положительная динамика производства некоторых видов промышленной продукции (стали, железнодорожных вагонов, электрооборудования), был отмечен рост числа новых проектов в биотехнологиях, фармацевтике, микроэлектронике, сельском хозяйстве, создании беспилотных средств и робототехники. Наиболее продвинутыми в обеспечении импортозамещения оказались отрасли оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые были включены в эту работу задолго до объявления антироссийских западных санкций.

Вопросы импортозамещения возникли не сегодня. Соответствующие мероприятия заложены практически во всех государственных стратегиях развития конкретных отраслей промышленности до 2020-2030 гг.     Сегодня решается задача их актуализировать, свести в единый документ, охватывающий всю промышленность России в целом и разработать комплексную программу по импортозамещению. Такая программа, включающая также преодоление возможных рисков и по возможности сохраняющая кооперацию с зарубежными партнерами должна придать дополнительный импульс развитию реального сектора экономики.

В то же время программы и практические действия в промышленном и сельскохозяйственном производстве должны быть ориентированы не только на решение вопросов импортозамещения, но и одновременное решение проблемы опережающего развития производства на базе качественно новых технологий, решение не только задач сегодняшнего дня, но и обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны в будущем.

Особую роль в решении обозначенных выше проблем будет играть российское малое и среднее предпринимательство. Западные санкции затронули не только крупный промышленный и сельскохозяйственный бизнес и финансовую систему, но и поставили под удар малое предпринимательство – наиболее массовую и мобильную часть предпринимательства, выполняющую важную роль в российской экономике, незаменимую при возникновении и решении наиболее острых экономических и социальных задач.

В связи с новыми экономическими условиями объективно возрастает необходимость актуализации государственной политики в области развития малого предпринимательства, представляющей целый комплекс мероприятий правового, экономического, политического, социального, информационного, консультационного, образовательного, организационного характера, которые должны быть направлены на обеспечение получения высоких экономических показателей в этом секторе экономики.

Для обоснованного влияния на повышение роли малого предпринимательства в обеспечении импортозамещения, прежде всего, необходимо иметь четкое представление о его реальных характеристиках, потенциальных возможностях и проблемах в настоящее время.

По оценкам специалистов, «критическая масса» малых и средних предприятий, обеспечивающая устойчивость этого сектора и необратимость его развития в условиях современной России должна составлять не менее 3-5 миллионов малых предприятий, производящих около трети ВВП. Однако сегодня в России около миллиона субъектов малого предпринимательства, вклад малых и средних предприятий в экономику России в 3-4 раза ниже, чем в других странах. Причем, несмотря на усилия по поддержке малого предпринимательства, доля этого сектора в российской экономике в последние годы сокращается.

Особенно данные тенденции заметны на примере индивидуального предпринимательства и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ). Только за период с 1 ноября 2012 г. по 1 октября 2013 г. прекратили свою деятельность 943 457 ранее зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и 36305 фермеров. Сократилось и число желающих стать предпринимателем. За период с 1 сентября 2012 года по 1 сентября 2013 г. количество желающих начать свой бизнес в РФ сократилось более чем на 30%. [3, С. 109]

По этому поводу Д. Медведев заметил: «сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда нет такого желания заниматься бизнесом, как это было, например, лет 15 назад… нам нужно обязательно её переломить, потому что во всём мире собственное дело считается лучшим применением своих талантов при максимальном уважении к тем, кто служит государству. Именно такую атмосферу государство обязано создать.» [2]

Рассмотрим некоторые из возможных направлений реализации потенциала малого предпринимательства в решении проблем, стоящих перед экономикой РФ в условиях санкций.

Прежде всего, следует рассмотреть потенциал малого бизнеса в нефтегазовом секторе, поскольку острие удара западных санкций направлено на него. Мировой опыт свидетельствует, что целесообразно создать благоприятные условия для развития независимых средних и малых нефтяных компаний. Например, в США и Колумбии малые компании добывают более 40% годовых объемов нефти. В России в настоящее время доля малых и средних нефтяных компаний в общем объеме добычи нефти не превышает 3%. Для того, чтобы переломить ситуацию, необходима реализация комплекса мер, среди которых: передача федеральным центром на уровень регионов ряда полномочий в сфере недропользования, формирование региональных рынков кредитования малого и среднего бизнеса, обеспечение доступа малых и средних предприятий к неиспользуемым крупными компаниями активам и инфраструктуре (в том числе, к простаивающим и законсервированным скважинам и небольшим месторождениям), создание новой модели привлечения инвестиций и т.п. Реализовать данные меры необходимо, независимо от того, будут отменены санкции в обозримом будущем или нет, поскольку «усиление роли малышей в отечественной нефтедобыче может стать дополнительной подушкой безопасности для страны». [5]

Ориентацию на эту роль малого предпринимательства в нефтегазовой отрасли экономики, особенно при освоении залежей «бедных», «трудных», «тяжелых» - низкорентабельных трудноизвлекаемых полезных ископаемых поддерживают Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ, и Валерий Крюков, член-корреспондент РАН, зам. директора ИЭОПП СО РАН: «участниками процесса освоения новых и выработанных объектов должны стать не только национальные нефтекомпании, но, прежде всего, малые и средние компании, имеющие знания, опыт и желание работать с такими объектами. Глобальный ТЭК динамично развивается благодаря гибкому и динамичному балансу между мощью гигантов и гибкостью мелких и средних инноваторов (в странах, занимающихся активной разработкой нетрадиционных запасов, более 60% добычи нефти обеспечивают такие компании; «сланцевая революция» - во многом их рук дело)». [8]

Не менее значимой может быть роль малого и среднего предпринимательства в производстве сельскохозяйственной продукции.

В ответ на санкции ЕС и США, Россия ввела эмбарго на ряд продуктов сельхозпроизводства из стран Европейского союза. Данное политическое решение вызвало необходимость обеспечить импортозамещение, прежде всего, за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции в России. Запрет на ввоз продовольственных товаров из стран, поддержавших антироссийские санкции, подстегнул пересмотр отношения к малым формам хозяйствования в сфере сельскохозяйственного производства. Он не только заставляет искать резервы для дальнейшего развития, но и открывает окно возможностей для маленьких компаний, которые раньше не имели доступа на российские рынки, создает для них уникальный шанс получить новый импульс к развитию, к расширению рынков сбыта, наращиванию объемов производства.

В настоящее время на долю КФХ приходится свыше 20% всех посевных площадей, около 10% крупного рогатого скота. Однако данные хозяйства производят менее 15% продукции растениеводства и не более 5% продукции животноводства. Наиболее значителен их вклад в производство шерсти, подсолнечника, зерна, овощей и сахарной свеклы. Сектор малого бизнеса в сельском хозяйстве – самый малочисленный (менее 3% малых предприятий России работает в этой сфере, обеспечивая менее 1% общего оборота малых предприятий). Чтобы коренным образом изменить ситуацию, необходимо преодолеть проблемы, тормозящие развитие сельскохозяйственного производства, а также других подразделений агропромышленного комплекса (АПК), обеспечить развитие малого бизнеса в отраслях перерабатывающей промышленности (сахарной, зерноперерабатывающей, молочной и молочно-консервной, плодоовощноконсервной, кондитерской, винодельческой, пивоваренной и др.)

Российские фермеры с воодушевлением встретили решение о запрете импорта продовольственных товаров, лишивших страны ЕС одного из крупнейших рынков сбыта. Они выражают готовность обеспечить страну всем необходимым продовольствием, но необходима последовательная политика государства.

Решить эту задачу на практике не просто. Длительное время наша страна тратила на закупку растениеводческой и животноводческой продукции десятки миллиардов долларов, при значительном сокращении собственной продовольственной базы. Достижение продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе требует последовательных, комплексных и скоординированных действий государственных и рыночных институтов.

Малый бизнес в промышленной и сельскохозяйственной сферах экономики России, развивающийся под воздействием санкций и ответных мер, испытывает одни и те же проблемы и нуждается в государственной поддержке. Реализация комплексных мер системного характера должна быть ориентирована на то, чтобы выгоды и преимущества для малого предпринимательства стали реальными и конкретными, а риски и угрозы были бы минимизированы.

Говоря о поддержке малого предпринимательства, следует отметить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а, в первую очередь, о создании благоприятного климата в стране, способствующего развитию и эффективности функционирования малого предпринимательства.

К сожалению, понимание данного положения не всегда реализуется на практике в полной мере. В качестве примера можно привести определенную непоследовательность государственной поддержки предпринимательства, отсутствие системного подхода в этом вопросе. Например, в 2005-2010 гг объем поддержки малого предпринимательства из федерального бюджета вырос в 16 раз, в большинстве российских регионов также наблюдался многократный рост выделяемых ресурсов. Однако в дальнейшем тенденция сменилась на противоположную: в бюджетных планах на «поддержку» малых предприятий на 2011 г. закладывалось 20,8 млрд руб., на 2012 г - 10 млрд руб., на 2013 г – уже 5,8 млрд рублей. Одновременно с этим отмечается рост процентных ставок (они превышают рентабельность) и тарифов за услуги естественных монополий.

На заседании Госсовета 18 сентября 2014 года В.В. Путин в числе мер развития реального сектора экономики назвал снижение стоимости кредитов, обратил внимание на необходимость развивать инфраструктуру, готовить квалифицированных специалистов, наладить выходы в торговые сети. [7] Он напомнил, что это ключевые темы, даже вне всякой привязки к каким бы то ни было санкциям.

Малые компании нуждаются в предоставлении государственной поддержки в форме софинансирования процентных ставок, госгарантий, частичной компенсации капитальных вложений, налоговых вычетов, ускоренной амортизации.

Многое из того, что необходимо осуществить в ближайшее время, получило уже осмысление до введения антироссийских санкций: уже начал действовать механизм по расширению кредитования малого предпринимательства – функционируют соответствующие федеральный и региональные фонды.

Законом о федеральной контрактной системе определено, что малому и среднему бизнесу в государственных закупках должна быть выделена квота – не менее 15%. Задача заключается в обеспечении условий для действенного применения норм этого закона: обеспечить достаточно жесткий контроль федеральной антимонопольной службы и многих других ведомств, имеющих полномочия в рассматриваемой сфере.

Как показывает зарубежный опыт, механизм госзакупок может быть эффективно использован для:

·                защиты национальных товаропроизводителей. Например, в США закон 1933 года «Покупай американское» (Buy American Act) обязывал государственные органы покупать товары, изготовленные в США, даже если они были несколько дороже импортных. В определенной степени данный подход сохраняется и сегодня;

·                стимулирования инновационного предпринимательства, в том числе, малого и среднего. Например, в Великобритании разработан и реализуется «План действий правительства в сфере государственных закупок для устойчивого развития», в соответствии с которым через механизм государственных закупок реализуются цели экономии электроэнергии, водопотребления, сокращения отходов, повышения эффективности использования невозобновляемых видов ресурсов.

Реализация данных целей не менее актуальна и для современной России.

В последнее время к анализу возможностей малого предпринимательства в различных отраслях и регионах, практики его государственной поддержки, к оценке ситуации, рисков и угроз, поиску путей и механизмов повышения эффективности экономики в целом и малого предпринимательства, в частности, разработке прогнозов привлечены государственные органы, научное сообщество, предпринимательские объединения. Созданы Агентство кредитных гарантий и национальная система кредитных гарантий (региональные фонды созданы в 81 субъектах РФ), 31 декабря 2014 года принят Государственной Думой закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», в государственной Думе обсуждается законопроект о двухлетних налоговых каникулах для впервые зарегистрированных предпринимателей, которые будут действовать в течение шести лет, развивается система микрофинансирования и т.д.

Не менее важно сосредоточить внимание на стимулировании, развития интеграционных связей малого, среднего и крупного предпринимательства, обеспечения согласованности бюджетно-финансовой, денежно-кредитной, структурной политики государства в целях повышения эффективности, инновационности, конкурентоспособности продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, экономической независимости России.