Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2003

Инвестиционные предпочтения среднего класса и возможность привлечения его накоплений для развития малого предпринимательства в России

Морозов Владимир Александрович, канд. экон. наук, генеральный директор предприятия “Блок-group”, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Об уровне доходов представителей среднего класса.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Морозов В.А. Инвестиционные предпочтения среднего класса и возможность привлечения его накоплений для развития малого предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 1. – С. 81-83.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


При анализе источников финансирования малого предпринимательства нужно исследовать вопрос, какая часть «средних» русских готова попробовать себя в роли инвесторов? Согласно исследованиям, проведенным специалистами журнала "Эксперт", инвестиционный климат для небольших частных вложений сильно подпорчен собы­тиями середины и второй половины 90-х го­дов. Внутри среднего класса можно выделить четыре большие статусные группы: рядовые рабочие и служащие; руководители подразделений и ведущие специалисты, руководители небольших компаний и частные предприниматели; руководители крупных и средних ком­паний, их заместители.

 

Почти 40% взрослых трудоспособных представителей среднего класса России яв­ляются рядовыми, квалифицированными и относительно хорошо оплачиваемыми рабо­чими и служащими. Средний доход в этой группе составляет 8,65 тыс. долларов в год на одну семью — чуть менее 350 долларов в месяц на каждого члена семьи. Среди рабочих муж­чин в два раза больше, чем женщин, среди служащих - наоборот.

Группа руководителей структурных под­разделений - цехов, бригад, отделов, про­ектов и т. п. и ведущих специалистов - так­же составляет почти 40% среднего класса. Средний доход в этой группе - 10,4 тыс. долларов в год на одну семью, то есть чуть менее 300 долларов в месяц на каждого чле­на семьи, что ровно на 20% превосходит средний показатель группы рядовых рабо­чих и служащих. Среди руководителей под­разделений мужчин в полтора раза больше, чем женщин, среди ведущих специалистов - наоборот.

12% «средних русских» - предпринимате­ли. Интересно, что в Москве и Санкт-Петepбурге доля предпринимателей среди пред­ставителей среднего класса не превышает 10%, тогда как в других мегаполисах она сос­тавляет не менее 15%. Средний доход семей предпринимателей составляет 12 тыс. дол­ларов в  год на семью - чуть менее 350 дол­ларов в месяц на каждого члена семьи, что почти на 40% превосходит средний показа­тель группы рядовых рабочих и служащих и на 15% — показатели руководителей подраз­делений и ведущих специалистов. Среди предпринимателей мужчин вдвое больше, чем женщин.

12% «средних русских» являются руководи­телями средних и крупных компаний или их заместителями. Доход в этой группе - такой же, как у предпринимателей. Но если в семьях руководителей он на 10% ни­же, чем у предпринимателей, то у руководи­телей компаний он на 25% выше и составля­ет около 15 тыс. долларов в год на одну семью, или более 400 долларов в месяц на че­ловека. Это почти вдвое превосходит сред­ний показатель группы рядовых рабочих и служащих, в полтора раза показатель ру­ководителей подразделений и почти на 40% показатель группы заместителей ру­ководителей,

Среди руководителей и их заместителей мужчин больше, чем женщин. Однако при всех различиях в статусе, до­ходах и материальных возможностях семей среднего класса есть нечто, объединяющее их всех в одну социальную группу. Это - структура распределения доходов по не основ­ным статьям расходов. Структура, задающая и частично формирующая потребительское поведение и образ жизни.

В течение последнего года «средние русские» несколь­ко изменили свое потребительское поведе­ние. Расходы на питание и товары повседневного спроса стабилизировались, расхо­ды на товары длительного пользования (крупную бытовую и видеотехнику, мебель, одежду) немного снизились. При этом дохо­ды продолжают расти. Простая арифметика подсказывает: снижение расходов должно компенсироваться ростом сбережений.

На рост сбережений указывают и данные многочисленных маркетинговых исследова­ний, и официальная статистика. По данным Госкомстата Российской Федерации только за 2001 год объем вкладов физических лиц в кредитных организациях вырос более чем на 50% и к маю текущего 2002 достиг 800 млрд. рублей, или немногим более 25 млрд. долларов. К этим «публичным» сбережениям следует добавить ту часть наличной рублевой денеж­ной массы, которая накопилась на руках у на­селения (порядка 12 млрд. долларов), ак­ции и прочие ценные бумаги на сумму 7 млрд. долларов, а также наличную иностранную ва­люту, объем которой оценивается в 25-45 млрд. долларов. Таким образом, общий объем сбережений российского населения можно оценить в 70-90 млрд. долларов.

При этом часть наличных рублей - никакие не сбережения, а просто оперативный запас. Так что реальными сбережениями следует считать только 60-80 млрд. долларов. Основ­ная масса этих денег, порядка 65-75% принадлежит представителям среднего класса России. То есть российский средний класс контролирует сегодня поряд­ка 50 млрд. долларов сбережений. А посколь­ку к этому социальному слою относится при­мерно 10 млн. российских семей размер сбе­режений одной семьи сегодня составляет 4,5-5 тыс. долларов.

Для чего средний класс сберегает деньги и какие механизмы сбережений смoгyт прив­лечь его внимание?

Треть семей «средних русских» сегодня прак­тически не имеет сбережений. Это либо семьи, доходы и материальные возможнос­ти которых имеют отрицательную динами­ку, и они вынуждены для поддержания при­вычного уровня текущего потребления ис­пользовать накопления предшествующих лет. Либо семьи, которые совсем недавно со­вершили крупные приобретения и истрати­ли свои накопления. Теперь они, можно сказать, находятся в самом начале нового сбе­регательного цикла.

Еще треть имеет небольшие сбереже­ния - в пределах 3-4 тыс. долларов. Эту группу формируют семьи, которые откла­дывают по 500-1000 долларов в год. На до­лю группы из 3,5-4 млн. семей приходится около 12-15 млрд. долларов совокупных сбе­режений. Четверть семей среднего класса распола­гает сбережениями на сумму 5-7 тыс. дол­ларов. Это достаточно разношерстая груп­па из 2,5-3 млн. семей, на долю которой приходит­ся около 15 млрд. долларов совокупных сбережений.

Наконец, 6% семей среднего класса име­ют накопленные сбережения в пределах 8-12 тысяч, а 3% — 15-25 тыс. долларов. На до­лю этих двух групп приходится по 6 млрд. долларов совокупных сбережений. Однако уровень доверия к инвестиционным программам и институтам все еще остается низким. Это является одним из серьезных сдерживающих факторов развития отечественного бизнеса.

 

Окончание следует

 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241