Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»22 / 2014

Анализ типов инновационных кластеров

Захаренко Ирина Кимовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и логистики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

The analysis of the innovative clusters types - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 46

Аннотация:
В статье представлены типы и виды кластеров, выделены критерии классификации кластеров, даны их отличия от других объединений, опираясь на приведенную классификацию кластеров определено место инновационных кластеров в общей классификации кластеров. Обозначена актуальность кластерного подхода в экономике разных стран.
Цитировать публикацию:
Захаренко И.К. Анализ типов инновационных кластеров // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 22. – С. 65-76.

Введение

 Мировой опыт показывает, что современное высокотехнологичное производство должно базироваться на процессах интеграции научных, инновационных и производственных компаний различных типов. Научно технический прогресс движется объединениями, группами, кластерами и сетями с горизонтальными, вертикальными и региональными связями. Благодаря этому в развитых странах доля занятости в интенсивных отраслях экономики, от общего числа работающих постоянно возрастает и составляет: в Германии - 27,7%, в Японии - 23,5%, в Италии - 20,4% и в США - 15,5%.

Кластерный подход является основой для создания новых форм объединения знаний, стимулируя возникновение новых научно-технических направлений и их коммерческих приложений, а также косвенным образом поддерживая сферу образования, университетскую науку и венчурный бизнес.

Отличие инновационного кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями, образующими кластер и за его пределами. В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации, особенно в инновационных процессах.

Анализ различного  видов кластеров (таблица 1), позволило выделить более 10 критериев классификации кластеров: результаты деятельности, тип выпускаемой продукции, накопление знаний внутри компаний совокупности малых фирм, тип отраслей, различия в структуре взаимосвязей внутри кластера, поведение на рынке, масштаб производства, уровень притязаний и зрелость отношений в кластере предприятий, степень концентрации производства, юридические основания, предпосылки формирования кластеров.

Таблица 1

Общий классификатор кластеров предприятий

Критерии классификации

Описание кластера

Результаты деятельности

Промышленные кластеры - производящие товара

Кластеры, предоставляющие услуги

Типу продукции

Кустарные, индустриальные кластеры - производящие традиционные товары и услуги

Инновационные или интеллектуальные кластеры - стремящиеся создать принципиально новое решение удовлетворение потребностей

Накопление знаний внутри компаний совокупности малых фирм

Технологические кластеры - ориентированные, хорошо адаптированные к восприимчивости знаний, образовывающиеся вокруг известных университетских или исследовательских центров

Исторически сложившиеся кластеры - основанные на традиционной деятельности, которая поддерживает их преимущества в ноу-хау в течение ряда лет. В основном, это индустриальные кластеры

Тип отраслей [6]

Добывающие и перерабатывающие кластеры - основанные на добыче и обработке природных ресурсов

Кластеры, основанные на промышленном производстве и транспорте

Кластеры, основанные на предоставление услуг, в том числе финансовых

Кластеры Маршалла, состоящие из малых и средних предприятий, работающих в сфере сервиса, высоких технологий, ремесел, собственники расположены в районах размещения предприятий

Кластер «центра и спиц» (hub & spoke) - доминирующая роль принадлежит одной или нескольким крупным фирмам, окруженным большим количеством поставщиков и подрядчиков

Кластер-спутник - доминирующая роль принадлежит одному, обычно независимому филиалу, расположенному вне основной зоны

Кластер государственных предприятий - регионы, в которых местное бизнес окружение обслуживает интересы государственного или некоммерческого предприятия (университет, военная база, правительственные учреждения)

Различия в структуре взаимосвязей внутри кластера [6]

Кластеры, которые образовались в результате оптимизации эффективности

Кластеры, основанные на связанности рынков

Кластеры, основанные на разделе производственных процессов

Кластеры, основанные на общих технологиях и продуктовой линейки

Кластеры, основанные на системных взаимосвязях

Кластеры, основанные на контроле над сбытом (дистрибуции)

Кластеры, основанные на уникальных свойствах компаний

Тип поведения на рынке [4]

Защитные кластеры свойственны: закрытый рынок; картели; общая стратегия; «консервирующее» поведение

Агрессивные кластеры свойственны: ориентация на глобальный рынок; синтез конкуренции и кооперации; различные стратегии; стремление к инновациям

Масштаб производства [5]

Малый кластер – уровень прибыли от экспорта до $ 5 млн, количество фирм и организаций  до 5, число занятых в кластере до 100

Средний кластер – уровень прибыли от экспорта от $5 до $50 млн, количество фирм и организаций от 5  до 15, число занятых в кластере от 101 до 1000

Крупный кластер – уровень прибыли от экспорта  более $50 млн, количество фирм и организаций свыше 15, число занятых в кластере более 1000

Влияние семейных фирм.

 

Зависимость от уровня притязаний и от зрелости отношений в кластере предприятий [2]

Нормальный, локальный кластер предприятий:

• основой создания кластера является семейная фирма;

• высокий уровень государственной поддержки кластера;

• большинство предпринимателей из данной местности и из одной касты;

• стиль бизнеса и его партнеров общий;

• все участники кластера имеют одинаковые конкурентные преимущества;

• источник финансирования – семья; первоначальный капитал получен от сельского хозяйства;

• участники кластера обладают высоким уровнем знаний о себе и низким – о конкурентах

Национальный кластер предприятий:

• создание национального кластера – это результат развития семейного бизнеса;

• поддержка правительством незначительна;

• большинство предпринимателей из данной местности и из одной касты;

• стиль бизнеса и его партнеров общий;

• все участники кластера имеют одинаковые конкурентные преимущества;

• источник финансов – семья, деньги банков не привлекаются;

• участники кластера обладают незначительными знаниями о себе;

• координация действий сложна из-за отсутствия компетенций

Глобальный кластер предприятий (как цель):

• обмен знаниями

• распределение компетенций и полномочий

• разделение труда среди участников

• обмен технологиями

• обмен и распределение продукции

• обмен и раздел рынков

Степень концентрации производства

На Национальной конференции по кластерам в Аризоне (США) в 1995 году была предложена формула определения доминирующих кластеров, где концентрация производства должна достигать 40%, рост - 10%, связи по кооперации – 10% среди предприятий - участников кластера. Это позволило выявить 380 крупнейших кластеров США в сферах высоких технологий, производства потребительских товаров, индустрии сервиса, добычи природных ресурсов. В этих кластерах работало 57% всего трудового потенциала страны и производился 61% ВВП

Юридические

Основания

Явные кластеры – кластер предприятий представляет собой структуру, оформленную документально

Неявные кластеры – неформальная совокупность юридически независимых малых и средних фирм

Предпосылки формирования

Спонтанные кластеры – рынок вынуждает производителей прибегнуть и к перепрофилированию бизнеса, и к установлению доверительных отношений между производителями региона

Искусственные кластеры – продукт усилий администрации, местных органов власти

Стадии развития кластеров

Пре-кластер или агломерат – первый этап формирования развития кластеров, в регионе существует ряд компаний малого бизнеса

Зарождающийся кластер – в регионе появляется несколько компаний, объединяющихся вокруг «ключевой» сферы деятельности кластеров, расширяются общие перспективы сотрудничества

Развивающийся кластер – новые участники, привлеченные возможностями кластерной организации, приходят в регион, возникают новые взаимосвязи. Возникает действительное объединение участников кластера по неформальным признакам

Зрелый кластер – развивается критическая масса участников и кластер развивает связи за пределами региона. Данная стадия характеризуется динамичным развитием новых форм внутри кластера

Трансформирующийся кластер - концентрация вокруг новых возможностей, продуктов или технологий. Кластер начинает либо трансформироваться в несколько новых кластеров, либо изменяет характеристики своей продукции

Количество рабочих мест

Стабильный кластер -  количество рабочих мест изменяется в течение года незначительно

Развивающийся кластер – количество рабочих мест увеличивается

Свертывающийся кластер – количество рабочих мест сокращается

       

В июне 2000 г., в рамках Международной конференции по инновационной политике и технологиям в Бразилии [1], была предложена  типология инновационных кластеров (зависимый или усеченный кластер, индустриальный  кластер, индустриально-инновационный кластер, инновационно-ориентированный кластер, про-инновационный кластер), где собраны различные оттенки взаимодействия инновационно-направленных и индустриальных кластеров предприятий (табл.3).  

Таблица 3

Классификация инновационных кластеров [7]

Критерии классификации

Описание инновационного кластера

Тип взаимодействия инновационно направленных и индустриальных кластеров предприятий

Зависимый или усеченный кластер - состоит из звеньев технологически взаимосвязанных предприятий, иногда значительно разрозненных территориально, деятельность ограничена набором типовых функций (добыча ресурсов, обработка, обогащение, отправка). Применяемые технологии являются достаточно современными, но не передовыми. Новые технологии поступают на производство в виде готового к немедленному использованию продукта

Индустриальный кластер - группа совместно работающих компаний, производящих типовые продукты или услуги. Использование новых технологий ограничено сферой контроля качества и управления персоналом

Инновационно-индустриальный кластер - группа совместно работающих компаний, производящих продукты и услуги, требующие постоянного обновления, улучшения качества, внедрения новых функциональных возможностей. Постоянные и устойчивые связи с научно-исследовательскими центрами, образовательными учреждениями

Инновационно - ориентированный кластер компаний, определяющий промышленную, инвестиционную, социальную структуру региона. Создает динамичные группы компаний, использующих передовые знания и технологии, привлекает талантливые трудовые ресурсы со всего мира, является потребителем и генератором венчурного капитала, определяет и ориентирует направление научных исследований университетов и образовательных учреждений

Про-инновационный кластер компаний, нацеленных на ведущие мировые стандарты. Обычно ориентированы на скорейшее приобретение необходимых знаний и технологий с целью улучшения текущей конкурентоспособности

По типу отраслевой и страновой принадлежности

Кластеры, основанные на научной базе (фармацевтика, авиакосмос)

Кластеры «интенсивного размера» (автомобильная, пищевая промышленность)

Кластеры поставщиков (например, лесозаготовка)

Кластеры специализированных производителей (например, комплектующих компьютерной техники)

От типа связей внутри кластера

Связанные кластеры - группа компаний, которые  располагались неподалеку друг от друга в целях сокращения расходов, размещаются на городских окраинах и в исторических центрах городов Компании в основном специализируются в  отраслях производства, которые требуют быстрой смены производства

Новые промышленные зоны – группа компаний, работающих в сфере высоких технологий, таких как производство компьютеров, информационные технологии (ИТ) и микроэлементы. При создании новых продуктов они в основном полагаются на научные исследования. Их месторасположение - как правило, городские окраины, или они могут располагаться на некотором удалении от городов

Кластеры инновационной среды – группа компаний, основанная на социальных связях, установленных как между отдельными участниками, работающими в одной компании, так и между работниками разных компаний. Эти связи основываются в первую очередь на прошлом совместном опыте работы. Такие кластеры обычно располагаются на территории города, где отношения между фирмами и отдельными участниками давно сформированы

Соседские кластеры – группа компаний, которые располагаются на относительно небольшом расстоянии друг от друга, не привязаны к региону, в котором расположены. Образуются вне больших городов. Такие группы компаний  обладают высоким инновационным потенциалом и разрабатывают специальную продукцию, которую затем реализуют по всему миру. Чаще всего, у таких компаний есть постоянные клиенты - в большинстве случаев посредники, такие как служба здравоохранения и предприятия оборонного комплекса - которые поддерживают скорее сами инновации, а не фирмы, создавшие их

Использование информационных технологий

Виртуальный инновационный кластер - объединение участвующих в инновационном процессе организаций, ключевые компетенции которых составляют цикл инновационного процесса, а взаимодействие осуществляется в виртуальном пространстве на основе технической и семантической совместимости

 

Таким образом, инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности в современных условиях, представляет собой [1] объединение различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, органов государственного управления, общественных организаций), которое позволяет использовать преимущества двух способов координации экономической системы – внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения.

 Ядром инновационного кластера является сеть научных и производственных организаций, связанных друг с другом посредством большого количества инновационных проектов и обладающая внутренним информационным пространством для передачи инноваций.

Анализ существующих классификационных группировок позволил выделить ряд общих критериев классификаций кластеров предприятий: результаты деятельности, тип выпускаемой продукции, накопление знаний внутри компаний совокупности малых фирм, тип отраслей, различия в структуре взаимосвязей внутри кластера, поведение на рынке, масштаб производства, уровень притязаний и зрелость отношений в кластере предприятий, степень концентрации производства, юридические основания, предпосылки формирования кластеров (рис. 1).

Анализ показал, что инновационные кластеры имеют более экзотические формы проявления, как, например, те, что представлены на Международной конференции по инновационной политике и технологиям в Бразилии. При этом практически во всех классификационных группировках инновационных кластеров присутствует так или иначе территориальная близость, которая по прежнему является важным фактором стимулирования инновационной деятельности, что свидетельствует о сохранении актуальности кластерного подхода в условиях современной экономики.

  


Рисунок 1.

Классификация кластеров (разработано автором)

Блок-схема: альтернативный процесс: Кластер, основанный  на промышленном производстве и транспорте

Блок-схема: альтернативный процесс: Кластеры, основанные на контроле над сбытом (дистрибуции)Блок-схема: альтернативный процесс: Кластеры, основанные на системных взаимосвязяхБлок-схема: альтернативный процесс: Инновационный/
Интеллектуальный  кластер

Блок-схема: альтернативный процесс: Тип взаимодействия предприятий
Зависимый или усеченный кластер
Индустриальный кластер
Инновационно-индустриальный кластер
Инновационно-ориентированный кластер
Про-инновационный кластер
Блок-схема: альтернативный процесс: Зрелый  кластерБлок-схема: альтернативный процесс: Тип связей внутри кластера
Связанные кластеры
Новые промышленные зоны
Кластеры инновационной среды
Соседские кластеры

Блок-схема: альтернативный процесс: Кластеры, основанные  на связанности рынковБлок-схема: альтернативный процесс: Кластеры, основанные  на разделении производственных процессовБлок-схема: альтернативный процесс: Кластеры, основанные  на общих технологиях и продуктовой линейкиБлок-схема: альтернативный процесс: Кластер, основанный  на предоставлении услуг

Блок-схема: альтернативный процесс: Кластер  добывающей и перерабатывающей  промышленности

Блок-схема: альтернативный процесс: Промышленный / индустриальный кластер

                                                                                                                  Блок-схема: альтернативный процесс: Кластер «центра и спиц» (hub & spoke)




[1] Воронина Л.А., Ратнер С.В. Научно-инновационные сети в России: опыт, проблемы, перспективы.-М.: ИНФРА-М, 2010, с.-137


Источники:
1.4th International Conference on Technology Policy and Innovation. Curitiba,Brazil, Aug. 28–31, 2000.
2.Pavitt K. Sectoral Patterns of Technology Change: Towards a Taxonomyand a Theory // Research Policy. Vol. 13. №6. P. 343–373// [Электронный ресурс] - http://www.oecd.org/dataoecd/35/56/2101733.pdf .
3.Stough R.R., Arena . Industrial Cluster Analysis of the Yury L. Vladimirov, Vladimir Tretyak (Moscow, Russia). Virginia Economy / The Mason Enterprise Center; MS 2 C 9; The Institute of Public Policy George Mason University. 1999 // [Электронный ресурс]
http://www.cit.org/VRTAC/2001/ CLUSTERII.pdf#search=‘industrial%20cluster%20types’.
4.Pekka Yla-Anttila. Nokia and Oulu – national and regional growth drivers in Finland // ETLA – The research Institute of the Finnish Economy (www.etla.fi ); а paper presented at the seminar Verdiskaping, kompetanse oginnovasjon, moten ny politikk for nyskaping og naringsutvikling, Oslo,May 8, 2000//[Электронный ресурс] -
http://odin.dep.no/krd/norsk/tema/distrikts/016061-990018/dok-nu.html.
5.Heany, D. F. and Weiss, G. (1983) Integrating Strategies for Clusters of Businesses // Journal of Business Strategy. 1983. № 4 (1). P. 3–11; цит. по:Clusters: Public entrepreneurship at the Marketing interface / Vincent J.Pascal. WA; Eastern Washington University, Cheney // Электронный ресурс].
6.Третьяк В.П. Квазиинтеграция - инновационная основа инновационных кластеров предприятий// Журнал: Экономика.Инновации. Образование. Издательство: Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (Москва) №4, 2008 г. С.: 176-194 - http://elibrary.ru/item.asp?id=20554329.
7.Третьяк В.П., Владимиров Ю.Л. О классификации кластеров предприятий // Журнал: Экономика. Инновации. Образование. Издательство: Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (Москва) №7, 2008 г. С.: 72-86- http://elibrary.ru/item.asp?id=20789309.
8.Азоев.Г.Л. Инновационные кластеры наноиндустрии Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний Сер. Нанотехнологии, 2012, 296с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=19571798.
9.Третьяк В.П. Многовариантность использования кластерной технологии// Журнал: Экономика.Инновации. Образование. Издательство: Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (Москва) №7, 2008 г. С.: 87-89 - http://elibrary.ru/item.asp?id=20789310.
10.Белых А.Г., Иншакова А.О. Теория интеграции: общая политика как основа многонациональной интеграции Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. изд-во Волгоградский государственный университет. 2005. – № 7. – С. 43-54. – http://elibrary.ru/item.asp?id=11671797.
11.Богомолов В.А. Когнитивная модель формирования инновационного кластера Научно-технические ведомости СПБГПУ, издательство: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Санкт-Петербург). 2011. – № 121. – с. 95-98. – http://elibrary.ru/item.asp?id=16535431.
12. Богомолов В.А. Особенности взаимодействия предприятий РКП России с потребителями на международном рынке Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф. Решетнева, издательство: Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева, № 3, 2013г., с. 234-237 - http://elibrary.ru/item.asp?id=20466588.
13.Захаренко И.К. Интеграционная динамика организационных форм и структур управления: дис. … канд. эконом. наук. - Москва: ГОУ ВПО «ГУУ», 1998, с. 150 - http://elibrary.ru/item.asp?id=15967519.
14. Азоев Г.Л. и др. Рынок нано: от нанотехнологий – к нанопродуктам монография, Сер. Нанотехнологии, Издательство: Бином. Лаб. Знаний, 2011 г., с. 319. – http://elibrary.ru/item.asp?id=19570697.
15. Бирюков А.В. преимущества современных инновационных кластеров транспортное дело России, издательство: Редакция газеты «Морские вести России» (Москва). 2009. – № 1. – С. 40-41. – http://elibrary.ru/item.asp?id=11781663.
16.Анисимова Е. Л. Особенности формирования инновационного спроса в инновационном кластереВестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2011. – № 11. – С. 63-71 – http://elibrary.ru/item.asp?id=16905000.
17. Автонова В.Ю. Развитие методологии управления инновационными кластерами в монопродуктовых регионах Вестник томского государственного педагогического университета. 2013. – №12 (140). – С. 31-36. – http://elibrary.ru/item.asp?id=21062360.
18.Тарасенко В.В. Социальный капитал в управлении инновационными кластерамиВестник
московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: социально-экономические науки. 2012. – № 42. – С. 62-76. – http://elibrary.ru/item.asp?id=18906521.
19. Заенчковский А.Э., Бирибкина И.А. Инструментальные методы стратегического управления инновационными кластерами в современной экономике ЖУРНАЛ «ИНТЕГРАЛ», издательство: Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр "Энергоинвест" (Москва), том: 47, № 3, 2009г., с. 84-85 - http://elibrary.ru/item.asp?id=13041749.
20.Хакимова Е.Р. Инновационный кластер как элемент инновационной инфраструктуры Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития, издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск), № 5, 2013г., с. 112-115 – http://elibrary.ru/item.asp?id=20412113.