Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»21 / 2014

Инновационные направления развития жилищно-коммунального хозяйства

Хайретдинова Регина Сергеевна, аспирантка, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия

Innovative directions of development of housing and utility services - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 32

Аннотация:
Сегодня все более высокие требования ставятся перед жилищно-коммунальным комплексом, и первостепенную роль в этом играют передовые технологии в производстве, монтаже и эксплуатации инженерного оборудования и систем. Данная новизна принципиальна для систем водоснабжения и отопления, а также для строительства жилых и социальных объектов. К основным проблемам, которые необходимо решать в этой сфере, относятся недостаточность инвестиционных ресурсов и отсутствие заинтересованности собственников жилищного фонда во внедрении энергоресурсосберегающих технологий как методов инновационного развития коммунальной отрасли.
Цитировать публикацию:
Хайретдинова Р.С. Инновационные направления развития жилищно-коммунального хозяйства // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 21. – С. 161-167.

Эффективная инновационная система управления коммунальным комплексом может формироваться на основе разделения функций и ответственности между собственниками жилищного фонда, управляющими организациями, подрядными ремонтно-эксплуатационными и ресурсоснабжающими предприятиями, участвующими в процессе предоставления жилищно-коммунальных услуг [1, 8].

Перестройка методов управления городским (муниципальным) сектором (отделом) жилищно-коммунального хозяйства позволит радикально изменить условия его функционирования, будет способствовать развитию конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом, расширению практики применения ресурсосберегающих технологий, улучшению технического состояния домов.

Перестройка методов управления ЖКХ

Достижение основных целей инновационной системы управления коммунальным сектором позволит создать мощные ремонтно-инвестиционные предприятия и увеличить объемы капитального ремонта путем привлечения средств собственников, стимулировать их инициативу по проведению работ капитального характера. Однако вопрос повышения комфортности жилья в связи с отсутствием должной инфраструктуры по тепло-, водоснабжению, канализации за пределами жилого дома и границами ответственности управляющих компаний далек от решения. Не могут его решить и муниципалитеты ввиду несоответствия размера местных бюджетов и требуемых финансовых ресурсов для модернизации объектов [4]. Между тем, зарубежный опыт показывает различные примеры эффективного управления.

В рамках становления и реформирования отрасли ЖКХ в мире сформировались три модели взаимодействия различных видов собственности. Представителями первой модели взаимодействия государственной власти и бизнеса являются Великобритания и Чили, где проведена полная приватизация объектов ЖКХ.

Германия – яркий представитель второй модели, где на рынке коммунальных услуг работает смешанный капитал (акционерные общества) с владением контрольного пакета акций у муниципальных властей.

Образцом третьей модели является Франция, где объекты ЖКХ находятся в муниципальной собственности, но управление ими передано частным компаниям на основе договоров аренды и концессионных соглашений.

К основным мероприятиям реконструкции и модернизации устаревшего жилищного фонда можно отнести перепланировку жилых помещений, улучшение освещенности жилых помещений и т.п. Неоспоримым преимуществом пользуется концепция энерго- и ресурсосбережения, все еще далекая от массовости в сфере ЖКХ и, тем не менее, так сильно в этой сфере востребованная [5].

Важным для эффективного управления жилым фондом является сохранение приближенности к процессу управления, этому могут поспособствовать жилищно-строительные кооперативы [9]. Использование этого инструмента не только для организации строительства, но и для эксплуатации жилого фонда может обеспечить его сохранение в надлежащем состоянии.

Мероприятия по энергосбережению в системе ЖКХ

Основные мероприятия по энергосбережению в жилых зданиях систематизированы нами в таблице.

Таблица

Структура энергосберегающих мероприятий в жилых зданиях

Отопление

Кондициони-рование

Вентиляция

Освещение

Холодное и горячее водоснабжение

Автономные источники теплоснабжения

Индивидуальные системы

Рационали-зация системы вентиляции

Максимальное использование естественного освещения

Снижение прямых затрат

Выбор оптимальной теплозащиты ограждающих конструкций

Использование энерго-эффективного оборудования

Аккумуляция тепла вентиляцион-ного воздуха в ограждающих конструкциях

Экономичные источники света

Утилизация тепла горячей воды

Совешенство-вание системы отопления

Оптимальный выбор солнцезащитных устройств

Рекуперация тепла вентиляцион-ного воздуха

Авторегули-рование освещения

Нетрадицион-ные источники водоснабжения

Авторегули-рование отопления

Автоматическое управление солнцезащитными устройствами

Автомати-ческое регулирование воздухообмена

Утилизация энергии искусственного освещения

Утилизация тепла сточных вод

Снижение прямых потерь тепла

Рациональное расположение мест труда и отдыха

Эффективное оборудование

Установка приборов контроля и учета энергоносителей, введение энергосберегающих стандартов на бытовые приборы и источники освещения

Важными энергосберегающими мероприятиями являются также утепление ограждающих конструкций и модернизация систем инженерного оборудования, что уточнено на рисунке.


Надпись: Утепление с оштукатуриванием фасадов

Рис. Инновационные мероприятия по энергосбережению в жилых зданиях


При реализации данных мер инновационная система управления ЖКХ [2, 7] с использованием принципов энергосбережения будет способствовать:

- укреплению производственного потенциала ремонтно-эксплуатирующих организаций и увеличению объемов капитального ремонта путем привлечения свободных средств частных инвесторов (в том числе, собственников), расширению модернизационных функций жилищного фонда в ходе капи­тального ремонта при развитии инициатив владельцев жилищного фонда;

- сокращению бюджетной нагрузки за счет перехода тарифного расписания на новый порядок оплаты услуг ресурсопоставляющих организаций;

- уточнению (введению целевого контроля) эксплуатационных расходов по обслуживанию жилищного фонда при условии пообъектного использования и рационального планирования финансовых средств на ремонтные работы (в том числе, силами собственников), на расширение модернизационных функций жилищного фонда.

Для реализации мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса следует активно развивать привлечение инвестиционных ресурсов на воспроизводство фондов. Этому, в свою очередь, может способствовать разработка механизма мотивации в осуществлении инвестиций в модернизацию отрасли и в комплексное обновление основных фондов.

Выводы

1. Переход на инновационный путь развития имеет особое значение для жилищно-коммунального комплекса регионов, который, по всеобщему признанию, находится в критическом состоянии.

Также видим обязательным проработку вопросов управления жилым фондом при строительстве жилья в рамках реализации государственных целевых программ [3, 6]. В частности, необходимо обязательно ввести в мероприятия жилищных программ обязательства по использованию перспективных методов управления жилым фондом для обеспечения ресурсосбережения.

2. В результате инновационных преобразований в организационной структуре ЖКХ повысится эффективность управления эксплуатацией жилых домов и коммунальных сетей. Это станет возможным за счет усиления роли и возрастания ответственности объединений собственников и ресурсоснабжающих предприятий, повышения контроля над качеством обслуживания.


Источники:
1. Буркеев Д.О. Управление качеством жилой среды в программах капитального ремонта объектов недвижимости: дис. ... канд. экон. наук: 080005. – Пенза: ПГУАС, 2014.
2. Вахрушева Е.А., Герасимов В.В. Концептуальные основы управления инновационным развитием жилищной сферы региона в России на основе кластерного подхода // Креативная экономика. – 2009. – № 7 (31). – С. 68-71.
3. Гареев И.Ф. О необходимости разработки концепции обеспечения жильем молодых семей в республике Татарстан // Российское предпринимательство. – 2010. – № 12. Вып. 1 (173). – С. 166-170. – http://www.creativeconomy.ru/articles/11226/.
4. Загидуллина Г.М., Романова А.И., Миронова М.Д. Управленческие инновации в системе массового обслуживания (на примере жилищно-коммунального комплекса) // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – № 5. – С. 128-133.
5. Муравина И.В. Социально-ориентированный маркетинг в управлении качеством сервисного обслуживания предприятиями жилищно-коммунального хозяйства // Российское предпринимательство. – 2008. – № 4. Вып. 2 (109). – С. 103-107. – http://www.creativeconomy.ru/articles/13297/.
6. Мустафина Л.Р., Сиразетдинов Р.М., Гареев И.Ф., Беденко И.В. Стратегия обеспечения жильем молодых семей: необходимость инноваций и расстановки приоритетов // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 27. – С. 24-28.
7. Нуруллина О.В., Романова А.И., Добросердова Е.А. Формирование идеологии рационального ресурсопотребления сфере жилищно-коммунальных услуг (на примере Республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 1. – С. 97-101.
8. Романова А.И., Боровских О.Н., Монетова Е.М. Стимулирование внебюджетных инвестиций в региональный жилищно-коммунальный комплекс // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2010. – № 5. – С. 81-85.
9. Файзуллин И.Э., Гареев И.Ф. Специфика деятельности жилищных кооперативов в Республике Татарстан // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 22. – С. 36-43.