Анализ проблем перехода хозяйствующих субъектов Крыма на налоговый учет по российским стандартам

Карплюк Ю.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (267), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Карплюк Ю.А. Анализ проблем перехода хозяйствующих субъектов Крыма на налоговый учет по российским стандартам // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 21. – С. 109-118.

Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные проблемы налогоплательщиков Крыма и Севастополя при переходе на работу по российским стандартам налогового учета. Автор анализирует особенности налогового учета в России и на Украине и рассматривает возможные трудности, связанные с работой крымских компаний по новому законодательству.

Ключевые слова: налоги, налоговый учет, Крым, проблемы перехода

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сравнение основных правил налогового учета в России и на Украине приобрело особую актуальность в свете событий, произошедших в марте-апреле 2014 г.

16 марта 2014 г. был проведен всекрымский референдум о статусе Автономной Республики Крым и расширении ее полномочий, на котором более 90% граждан проголосовали за воссоединение Крыма с Россией.

17 марта результаты референдума были утверждены Верховным Советом АР Крым и Городским советом Севастополя, и 11 апреля 2014 г. Республика Крым и город федерального значения Севастополь включены в перечень субъектов РФ в Конституции России.

Несмотря на то, что референдум не был признан представителями новой власти Украины, а также международным сообществом, Россия и Крым настаивают на его легитимности. США и страны Евросоюза ввели санкции в отношении России, т.к. проведенный референдум расценили как посягательство на территориальную целостность Украины.

В связи с присоединением Крыма к России сравнение основных правил ведения российского и украинского налогового учета стало критически важно для упрощения перехода хозяйствующих субъектов Крыма на работу по российским законам и нормам ведения учета. Бухгалтерский учет не менее важен для анализа проблем, с которыми столкнутся хозяйствующие субъекты Крыма, но в статье будут упомянуты лишь некоторые особенности учета на Украине, т.к. изучение данной темы требует более структурированного подхода.

Украинские стандарты бухгалтерского учета

Переход крымских компаний на работу по правилам бухгалтерского учета России займет достаточно продолжительное время в силу своей масштабности. Несмотря на единую систему ведения бухгалтерского учета России и Украины до распада Советского Союза, развитие бухгалтерских систем после распада СССР имело различные направленности.

В настоящее время на Украине действуют Украинские положения (стандарты) бухгалтерского учета (УП(С)БУ) [5]. Стандарты утверждены Министерством финансов Украины и определяют методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности на Украине. В настоящее время все больше стран приходят к решению о необходимости ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Украина не стала исключением, поэтому национальные стандарты не противоречат международным. Данные стандарты предназначены для определения порядка учета операций всех юридических лиц, которые зарегистрированы в стране, независимо от их организационно-правовых форм и форм владения.

Основным нормативным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета на Украине, является Закон Украины от 16.07.99 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине. В законе определен порядок регулирования и ведения бухгалтерского учета, а также составления финансовой отчетности на Украине. По закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» переход на новые национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности начался с 01 января 2000 г.

Разработкой стандартов бухгалтерского учета на Украине занимается Методологический совет по бухгалтерскому учету, который является совещательным органом при Министерстве финансов Украины. Его основные задачи связаны с разработкой и рассмотрением проектов национальных стандартов бухучета и составлением финансовой отчетности, а также с совершенствованием методов бухгалтерского учета на Украине.

Разработанные советом стандарты утверждаются Министерством финансов, а стандарты, касающиеся учета в банках, утверждаются Национальным банком Украины.

Как в России, так и на Украине для повышения конкурентоспособности, возможности привлечения иностранных инвестиций многие предприятия, как было сказано выше, перешли на составление отчетности, в том числе и по международным стандартам (МСФО). В частности, с 2012 г. на Украине предоставлять отчетность по МСФО стали публичные акционерные общества, страховые компании и банки [1].

В России основы организации и ведения бухгалтерского учета установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Законодательство России о бухгалтерском учете также состоит из других Федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений, приказов Министерства финансов (в том числе Положений по бухгалтерскому учету - ПБУ) и прочих нормативно-правовых документов министерств и ведомств.

Органом, который отвечает за администрирование налогов и сборов в Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба (ФНС).

Основными документами в системе регламентации учета на Украине также являются план счетов [6] и инструкция по его применению, которые были также утверждены Методологическим советом по бухгалтерскому учету. В России план счетов бухгалтерского учета утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Общим в этих планах счетов является то, что номера счетов состоят из знаков (не считая номера забалансовых счетов в российском плане счетов), но номера конкретных счетов бухгалтерского учета отличаются. Например, финансовые вложения согласно российскому плану счетов учитывают на счете 58, по украинскому плану счетов – на счете 14 или 35, основные средства в России учитывают на счете 01, а на Украине на счете 10.

В украинском плане счетов счета делятся на классы. В каждый класс входят счета одного вида активов или пассивов. Принадлежность к классу определяется первой цифрой номера счета. В России счета объединены в разделы, в которых нет прямой зависимости с номером счета. При планируемом переходе крымских предприятий на учет по российскому плану счетов компании могут столкнуться с проблемой корректного переноса остатков по счетам (мэппинга) и достаточностью контрольных процедур для проверки и формирования достоверной финансовой отчетности. Более того, если в компании ведется несколько видов учета, например, бухгалтерский, налоговый, управленческий, учет по МСФО, то мэппинг и трансформация исходной базы потребует привлечения высококвалифицированных специалистов. Стоимость услуг компаний, предоставляющих услуги по внедрению ERP - систем достаточно высока, что в свою очередь неизбежно повлечет рост краткосрочных расходов крымских компаний.

Особенности перехода крымских компаний на российский налоговый учет

Окончательный переход Крыма на российский Налоговый кодекс намечен на 01 января 2015 г. Правительство планирует ввести российские ставки НДФЛ, НДС и налога на прибыль, но налоговая база временно будет определяться по нормам украинского законодательства. До 31 декабря текущего года в Крыму будет действовать Налоговый кодекс Украины. Налоговое законодательство будет постепенно изменяться, приближая все свои требования к российскому.

По планам Министерства финансов России с 01 мая украинская ставка НДС в 20% в Крыму и Севастополе будет заменена российскими 18% и 10%. Крымские компании, которые заявили вычет налога до 18 марта 2014 г., но денег из украинского бюджета не получили, не должны рассчитывать на возврат налогов из российской казны. Тем не менее, Министерством финансов России рассматривается возможность о невзыскании недоимки по НДС, накопившейся у компаний перед бюджетом Украины.

Ставка по налогу на прибыль на Украине ниже на 2%: в России всего 20%, которые распределяются между федеральным бюджетом (2%) и региональным (18%), а на Украине основная ставка составляет 18%.

Налог на прибыль для крымских организаций вырастет с 18% до 20%. При этом организации будут обязаны провести инвентаризацию будущих доходов и расходов, которые подлежат восстановлению или списанию из-за различия старых и новых правил по налогу на прибыль.

Согласно принятому в 2012 г.закону № 5083 [2] были внесены изменения в НКУ, в том числе в части, касающейся порядка начисления и уплаты налога на прибыль с 2013 г. Ежемесячный авансовый взнос по налогу на прибыль в размере не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный налоговый год с марта 2013 г. уплачивается без представления налоговой декларации. Расчет ежемесячных авансовых взносов, которые должны выплачиваться в течение следующих 12 месяцев, налогоплательщик обязан подать в составе годовой налоговой декларации.

Налогоплательщикам Крыма придется осваивать новые для них правила расчета авансовых платежей по налогу на прибыль. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по нему установлен ст. 286 и 287 НК РФ.

Ситуация с налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) для налогоплательщиков Крыма будет в целом оптимистичная. В России основная ставка НДФЛ составляет 13%, для дивидендов - 9%, 35% - для выигрышей и призов, а также материальной выгоды по займам, 30% - для нерезидентов. На Украине ставки НДФЛ определялись в IV-м разделе НКУ, где указано, что ставка 15% применяется в случае, когда сумма дохода за отчетный месяц не превышает десятикратный размер минимальной зарплаты, установленной на начало отчетного года, 17% - с суммы доходов, превышающей десять минимальных размеров заработной платы в месяц, 10% - для отдельных профессий, 5% - с дивидендов.

Для граждан Крыма налоги с доходов снизятся до российских 13%, но для отдельных групп граждан, которые попадали по украинскому законодательству под «льготное» обложение в 10%, эта ставка по факту возрастет. В настоящее время не решен вопрос о предоставлении социальных и имущественных вычетов по расходам физических лиц, совершенным до 18 марта 2014 г.

По НДФЛ поменяется и подход к расчету налогооблагаемой базы, которая согласно российскому законодательству включает в полной мере доход, полученный от работодателя, с учетом налоговых вычетов, положенных по закону. По украинским законам налогооблагаемая часть заработной платы представляет собой разницу между заработной платой и суммой единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование [3], суммой взносов в Накопительный фонд, обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд и налоговой социальной льготой [4].

В письме Министерства доходов и сборов Украины (Письмо от 24.03.2014 № 6679/7/99-99-17-02-01-17) содержится обращение к налоговым агентам, которые имеют подразделения на территории АР Крым и г. Севастополь и за которых головное предприятие уплачивало налог в местные бюджеты на казначейские счета АР Крым и г. Севастополя, о том, что вступает в действие будущее перечисление налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет по местонахождению (расположению) головного предприятия, расположенного, как правило, на территории Украины.

Ставки налога на добавленную стоимость в России также ниже, чем на Украине. В России 18% - основная ставка, 10% - для отдельных видов товаров, 0% - для экспорта, а на Украине соответственно 20% - основная ставка, 0% - для экспорта.

Упрощенная система налогообложения на Украине регулируется гл. 1 р. XIV кодекса. Данная система заменяет уплату отдельных налогов и сборов на уплату единого налога с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.

Предприниматель может самостоятельно избрать для себя такую систему налогообложения доходов, если он отвечает определенным требованиям и зарегистрируется плательщиком единого налога. Все субъекты хозяйствования, которые могут работать на едином налоге, разделены на 6 групп. Четыре группы предусмотрены для физических лиц – предпринимателей, а две (четвертая и шестая) для юридических лиц. Каждая группа имеет свои критерии, при соблюдении которых можно избрать ту или иную группу налогоплательщиков единого налога.

В России для налогоплательщиков, желающих применять упрощенную систему налогообложения, установлены ограничения, например:

- средняя численность работников за налоговый (отчетный) период - не более 100 человек;

- доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать 45 млн рублей (с 2014 г. сумма индексируется на коэффициент-дефлятор).

Несмотря на видимые отличия в законодательном регулировании данного спецрежима в России и на Украине, не должно возникнуть больших проблем у крымских налогоплательщиков при переходе на УСН согласно НК РФ, т.к. в России организации и предприниматели переходят на УСН с начала календарного года, лишь уведомив налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, в котором планируется переход.

В России ставки налога при упрощенной системе составляют 6% для налогоплательщиков, которые платят налог с доходов и от 5 до 15% для тех, кто платит налог с разницы между доходами и расходами, а на Украине ставки различаются в зависимости от категории налогоплательщика: от 3 до 7% от дохода и до 20% от минимальной зарплаты.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) в 2013 г. перестал быть обязательным как на Украине, так и в России. Согласно НКУ применение ЕНВД исключает индивидуальных предпринимателей, у которых численность работников более 100 человек. Аналогичное ограничение действует и в России. Ставка налога, применяемого при ЕНВД на Украине и в России, 15%.

До 01 декабря 2014 г. власти Крыма и Севастополя должны принять законы о вводе Упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход, патентной системы и единого сельскохозяйственного налога по российским стандартам с 01 января 2015 г.

Общие проблемы перехода хозяйствующих субъектов Крыма на работу по российским стандартам

Одна из наиболее острых проблем, которая встала перед крымскими налогоплательщиками – это проблема языка, на котором должны подаваться налоговые документы: на каком языке необходимо подавать декларацию за 2014 г.? Официально в рамках обращения к Федеральному собранию Президент России Владимир Путин объявил о том, что в Крыму должно быть три равнозначных государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Таким образом, налогоплательщики могут выбрать язык, на котором будут предоставлять налоговую отчетность. В будущем, вероятно, произойдет унификация документооборота и ведущим языком будет русский.

В настоящий момент значительная часть документов, как в электронном виде, так и в печатном, сформирована на украинском языке. Налоговым органам предстоит решить проблему языка, который будет использоваться в налоговой практике в кратчайшие сроки. В случае принятия решения об использовании трех языков, налоговым службам необходимо рассчитать будущие расходы, связанные с переводом документов и наймом дополнительных сотрудников, владеющих недостающими языками.

В настоящее время вопросы уплаты налогов, таможенных сборов и перерегистрации предприятий являются наиболее важными для налогоплательщиков Крыма. Важным остается вопрос о месте уплаты налогов. При этом местные налоговые органы Крыма уже сейчас осуществляют полностью и самостоятельно сбор налогов в бюджет Крыма.

Тем не менее, в письме Национального банка Украины № 25-110/12171 от 24 марта 2014 г. всем желающим было предложено остаться в сфере действия украинского законодательства и рекомендовано сменить крымское местонахождение на любой другой регион (например, в областях и городе Киеве).

Для обособленных крымских подразделений, головной офис которых находится на украинской территории, предложено платить налоги, сборы и единый взнос подразделений на счета, открытые в органах Казначейства Украины по месту регистрации юридического лица, т.е. головной организации. Однако вопрос об уплате налогов для таких подразделений останется трудно разрешимым, т.к. налоговые проверки, которые могут быть позднее проведены на территории Крыма, выявят «неплательщиков» в российский бюджет в виде вышеуказанных подразделений.

Со стороны Украины были сделаны шаги по внесению изменений в ряд законов социально-страхового характера, защищающих бюджет Украины. Согласно закону Украины от 27.03.2014 г. № 1166-VII (1) граждане, проживающие в Крыму, получают социальное материальное обеспечение только за счет денежных средств, поступающих от плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, расположенных на территории Крыма и г. Севастополя.

В настоящее время украинское законодательство несколько мягче, чем российское, поэтому необходимо, чтобы переход Крыма и Севастополя на работу по российскому законодательству осуществился с минимальными потерями. Многие крымские предприниматели высказывают опасения, что российский бизнес будет пытаться вытеснить их с рынка.

Выводы

Со стороны госорганов России потребуется максимальная открытость и непрерывность работы, чтобы переход прошел максимально безболезненно. Так как в Крыму работает порядка 200 тыс. бухгалтеров, то в течение ближайшего времени необходимо организовать их полноценное обучение, чтобы за полгода научить составлять российскую отчетность и платить российские налоги.

В статье затронуты лишь некоторые важные вопросы перехода хозяйствующих субъектов Крыма на налоговый учет по российским стандартам, а более детальная работа, несомненно, должна быть проведена совместной комиссией, в которой соотношение российских и крымских экспертов по налоговому и бухгалтерскому учету было бы одинаковым.


Источники:

1. Закон Украины от 16.07.99 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»
2. Закон України від 5 липня 2012 року № 5083-VI.
3. Закон Украины от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
4. Закон № 889-4 «О налоге с доходов физических лиц».
5. Министерство финансов Украины Статья 1 // 34 положення (стандарти) бухгалтерського обліку / Пашутинський Є.К. - К.: КНТ, 2009. - С. 6.
6. Министерство финансов Украины. ПЛАН рахунків бухгалтерського обліку активів, капіталу, зобов'язань і господарських операцій підприємств і організацій (укр.). - ЛИГА-Закон (21 грудня 1999 р.).
7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ
8. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
9. Налоги и бухгалтерский учет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nibu.factor.ua/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:28:35