Возможности стратегического управления российскими угледобывающими компаниями

Комиссарова М.А., Дулин Р.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (267), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Комиссарова М.А., Дулин Р.А. Возможности стратегического управления российскими угледобывающими компаниями // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 21. – С. 47-53.

Аннотация:
В статье говорится об использовании возможностей стратегического управления промышленными предприятиями угледобывающей отрасли в современных условиях и представлена схема реализации элементов программы развития угольных компаний на основе процессов бизнес-интегрирования.

Ключевые слова: стратегическое управление, угледобывающие компании

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящий момент российские ученые склонны рассматривать системный подход в качестве методологии стратегического планирования и управления во всех областях его проявления. Стратегическому управлению присущ ряд негативных моментов, зачастую присутствующих при моделировании реальных процессов, протекающих вокруг нас. К основным из них следует отнести:

- наличие только качественного описания желаемого состояния организации, отсутствие детальной картины будущего;

- потребность внесения изменений в стратегию в процессе возникновения изменений во внутренней и внешней среде организации;

- отсутствие возможности формализации процесса управления;

- достаточно высокая степень риска, отсутствие гарантии положительного результата реализации стратегического плана;

- большой объем негативных последствий при выборе негативной тенденции.

Тем не менее, поиски путей выхода из участившихся в последнее время затяжных экономических кризисов заставили менеджеров большинства компаний во всем мире всерьез задуматься о происхождении негативных социально-экономических процессов и явлений. Стало необходимым использовать возможности разработки эффективных ответных мер.

Основополагающие моменты новой модели стратегического управления

До сих пор внимание руководителей организаций было сконцентрировано на совершенствовании обучения и переподготовки кадров специалистов и менеджеров. Но затем и отечественные, и западные специалисты пришли к выводу, что специализированного образования в области управления совершенно недостаточно. У многих управляющих компаниями появилась идея о необходимости составления новых принципов построения системы управления, разработки новой управленческой модели, соответствующей современным условиям развития мировой экономики.

Основополагающие моменты новой модели стратегического управления можно кратко сформулировать следующим образом.

1) Частичное несовпадение с принципами традиционно сформировавшейся рационалистической управленческой парадигмы, которой в настоящее время продолжают следовать многие компании. Результативность и эффективность организации предприниматели видят в улучшении ее деятельности, обеспечении конкурентоспособных преимуществ, росте производительности труда, правильного использования потенциала компании и т.д. В области управления считаются необходимыми высокая квалификация персонала, дисциплинированность, хорошая информированность об организации и технологии компании.

2) Проблема поиска эффективности деятельности компании не внутри себя, а во внешнем окружении. Фирма (компания) должна уметь правильно оценить свой статус, продукцию и услуги, которые будут востребованы потребителями.

3) Поскольку постоянно активно меняется внешнее окружение, должна меняться и организация, т.к. изменение всех внутренних факторов – бизнес-процессов, структуры, культуры и других – являются реакцией организации внешние изменения.

4) Изменения, которые затрагивают персонал организации (трудовые ресурсы), ее деятельность, представляются не менее значимыми, чем изменения в технологии, расширении портфеля товаров, рынков и других производственных элементов. Поэтому современную организацию следует анализировать как открытую социально-экономическую систему.

Одной из основных задач стратегического управления выступает формулировка и дальнейшая реализация необходимой и экономически выгодной для каждой отдельно взятой организации стратегии, которая, несомненно, потребует использования современных нестандартных организационных и управленческих решений. Затем, в процессе реализации стратегии, следует получить ряд соответствующих результатов: удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон, являющихся элементами внешней среды, таких как: производство, персонал, поставщики, потребители, инвесторы, а также интересы социальной сферы и сферы разработки инноваций.

Базируясь на основных положениях Энергетической Стратегии РФ до 2030 г. [1], можно сделать вывод, что важнейшими стратегическими целями предприятий угольной промышленности выступают:

- удовлетворение внешнего и внутреннего спроса на твердое топливо высокого качества и продукты его переработки;

- повышение конкурентоспособности продукции угледобычи в условиях присутствия на рынках других энергоресурсов;

- снижение вредного воздействия на окружающую среду;

- повышение уровня безопасности функционирования угледобывающих компаний.

Помимо вышесказанного, в качестве глобальной цели необходимо рассматривать упрочение и расширение внешнеэкономических позиций России в условиях перехода к новой модели пространственного развития российской экономики. Эти приоритеты стратегического развития угольных компаний являются определяющими с позиций государства. В процессе деятельности угледобывающих предприятий в связи с их отраслевой спецификой наиболее весомыми являются следующие моменты:

- нанесение ущерба окружающей среде;

- сокращение рабочих мест вследствие ликвидации и консервации большого количества шахт. В связи с этим в целях стратегического управления угольным компаниям, помимо роста прибыли и повышения конкурентоспособности, необходимо уделять особое внимание двум вышеназванным составляющим.

Основные этапы стабилизации состояния социально-экологической сферы угледобывающих компаний

На рисунке представлены основные этапы стабилизации состояния социально-экологической сферы угледобывающих компаний, которые следует реализовать в процессе осуществления стратегического управления такими компаниями.

Источник: составлено автором [2, 3].

Рис. Основные направления улучшения социально-экологической сферы

деятельности угольных компаний

Как видно из рисунка, для удовлетворения интересов производства и устойчивого развития предприятия, на наш взгляд, необходимым шагом представляется перестройка организационной структуры управления, в связи с чем необходимым элементом будет являться внедрение технических и технологических новшеств, за счет чего произойдет улучшение качественных характеристик продукции, упрочение позиций на внешнем и внутреннем рынках и увеличение стратегического конкурентоспособного потенциала. Соответствие всем этим направлениям должно будет существенно способствовать достижению конечной цели любого коммерческого предприятия – повышению прибыли.

В качестве примера авторами была рассмотрена угледобывающая территория Ростовской области. Опираясь на основные положения, изложенные в программе развития Ростовской области [2], следует сформировать основные цели и задачи, стоящие перед угольной отраслью экономики региона, а также определить возможные механизмы по их достижению (см. табл.). Для реализации приведенных ниже целей предшествует вывод городов из кризисного состояния. Для этого должны быть решены следующие задачи:

- определены причины возникновения кризисного состояния, при этом представляется необходимым выделить внешние факторы, на которые региональные и муниципальные органы власти практически не могут оказывать влияние, и внутренние, зачастую не зависящие от действий городской администрации местных органов власти, хозяйствующих субъектов, населения;

- осуществлен глубокий анализ социально-экономического, градостроительного и природного потенциала и прилегающих к нему районов, степени использования его ресурсов и ограничений в его развитии;

- исследовано состояние базовых градообразующих объектов, определены факторы, приведшие к кризисному состоянию, дана оценка мер, принятых руководством предприятий и степени их эффективности, кроме того, деятельности органов местной администрации по осуществлению вывода шахтерских городов из кризиса и степени их эффективности, разработать рекомендации по выводу населенных пунктов региона из кризиса и созданию условий для стабилизации и дальнейшему развитию города;

- выявлен объем затрат, источники их финансирования, механизмы предоставления ресурсов и контроля за их использованием на основе системы соответствующих документов.

Таблица

Стратегическое развитие угольной промышленности в Ростовской области

Цели и задачи
Механизмы
- удовлетворение спроса на высококачественное топливо внутри области и за ее пределами;
- обеспечение конкуренто-способности угольной продукции наряду с альтернативными энергоресурсами;
- техническое переоснащение и модернизация угольных компаний;
- снижение вредного влияния предприятий на окружающую среду;
- обеспечение занятости рабочих за счет строительства новых мощностей по добыче и повышение уровня безопасности их труда
- активизация процессов бизнес-интегрирования и кооперации с администрацией региональных и муниципальных образований;
- внедрение новых технологий для процессов добычи и переработки минерального сырья (угля);
- реализация кластерной политики с привлечением внешних инвесторов;
- повышение инвестиционной привлекательности территорий за счет совершенствования инфраструктуры региона;
- создание особых экономических зон, технопарков регионального уровня;
- кооперация угольщиков и машиностроителей, в том числе на основе бизнес-интегрирования;
- целевая подготовка высококвалифицированных специалистов, создание предпосылок для привлечения внешних трудовых ресурсов
Источник: составлено автором по [2, 3].

Оценивая деятельность предприятий угледобывающей отрасли, хотелось бы также отметить, что в России сложилось довольно тяжелое положение на рынке труда в отличие от Западной Европы, которая в течении 20 лет перестраивала свою экономику, создавала рабочие места и т.п. Это объясняется тем, что предприятия данной отрасли выступали основным источником дохода для населения шахтерских городов и поселков, выступали основным источником пополнения местных бюджетов, были основополагающими в создании и развитии местных традиций и культурных ценностей. Кроме того, угольные монорегионы оказались в наиболее тяжелом положении относительно других отечественных монорегионов, поскольку для них характерными являются ограниченные возможности для экономического роста и высокий уровень социальной напряженности. Поэтому необходим поиск новых путей по выходу таких регионов из депрессивного состояния, которое впоследствии может перейти к полной стагнации.

Выводы

Создание условий и осуществление мероприятий по сохранению работоспособности предприятий позволит перейти к реализации последующего этапа стабилизации и дальнейшему развитию экономической базы городов. В рамках этого этапа целесообразно разработать и реализовать стратегические направления развития городских хозяйств, уделив при этом особое внимание диверсификации экономической базы как по городам в целом, так и внутри его отдельных предприятий.

базовой части государственного задания № 014/143".


Источники:

1. Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Dslib.net >economika-xoziajstva/bekrenevsz.html/.
2. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85416.
3. Комиссарова М.А. Стратегическое управление предприятиями угледобывающей промышленности: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. - Ростов н/Д, 2014. - 269 с.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 13:28:47