Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2003

Сети будущего. Логистичесий подход к формированию эффективных международных предпринимательских сетей

мищенко л, Кубанский государственный университет, Россия

Кизим Анатолий Александрович, Кубанский государственный университет, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 57

Аннотация:
Особенности формирования международных предпринимательских сетей и логистических центров.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Мищенко Л.Я, Кизим А.А. Сети будущего. Логистичесий подход к формированию эффективных международных предпринимательских сетей // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 1. – С. 3-8.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Современное состояние экономики характеризуется неуклонным ростом уровня конкуренции между производителями. Предложение все ближе придвигается к границам роста платежеспособного спроса. Обострение конкуренции требует от производителей непрерывного совершенствования и обновления продукта. Возрастают требования к научному потенциалу производства, к объему средств, направляемых на цели научно-технического развития. Одновременно растут инновационные риски.

Перед производственными системами все более остро стоит задача не только удовлетворять потребности рынка, но и  делать это наилучшим образом для потребителя. Переход доминирующей роли на рынке от производителей к потребителям порождает ситуацию, при которой потребитель определяет, что и на каких условиях он хочет получить и сколько при этом готов заплатить. Изменение приоритетов с одной стороны в пользу потребителей, а с другой в пользу качественных параметров изделий потребовало максимальной адаптации производства к потребностям рынка. Причем на фоне ускорения темпов научно-технического прогресса и связанного с ним сокращения жизненного цикла продукта речь идет не только об удовлетворении текущих потребностей, но и об учете их ожидаемого изменения в перспективе.

Как показало время, возможности концепции адаптации также оказались отнюдь не безграничны, поскольку адаптация производственного процесса к изменяющимся потребностям рынка ограничена темпами изменения этих потребностей. С одной стороны, активизация научно-исследовательской деятельности, наряду с развитием научно-технического потенциала предприятий, способствовала появлению  принципиально новых возможностей для разработки различного рода инноваций и ускорению темпов динамики потребительского спроса. С другой стороны, производство с его узкой специализацией, многоступенчатым, требующим координации всех этапов производственного процесса разделением труда, оторванностью производителей от тех, для кого предназначен их труд, оказалось неспособным к восприятию этих изменений.

Для решения проблемы в современных условиях уже недостаточно ограничиваться внесением тех или иных изменений в производственный процесс. Встает задача коренной перестройки системы производственной и распределительной деятельности, осуществления подлинного прорыва в развитии в соответствии с новыми параметрами функционирования рыночной экономики. Новая идеология предполагает отказ от традиционных организационных принципов и привычных структур. Современные научно-производственные системы должны развиваться на основе идеи интеграции отдельных стадий воспроизводственного процесса в единую сеть, создающую результат, который представляет ценность для потребителя.

Стремление к освоению все новых рыночных пространств, необходимость вовлекать в процесс расширенного потребления все новые группы населения, поиск путей снижения издержек за счет использования более дешевых ресурсов и льготных условий производственной и коммерческой деятельности других стран привели к небывалым масштабам  глобализации производства и потребления.

Одним из следствий глобализации явилось дальнейшее усиление власти потребителей. В прежних условиях экономической интеграцией управляли поставщики, стремившиеся к получению доступа на новые рынки. Причем поскольку затраты на взаимодействие при поиске поставщиков за рубежом были несоизмеримо более высокими, чем на внутреннем рынке, возможности приобретения товаров иностранных производителей были ограничены. В результате все большей либерализации внешнеэкономической деятельности практически все виды бизнеса потеряли географически привилегированный доступ к потребителям, рабочей силе, капиталу, технологиям и производственным методам.

Глобализация коренным образом изменила характер международного разделения труда. Сегодня процессы обмена и взаимодействия идут не столько между государствами, сколько между мировыми воспроизводственными центрами и внутри них. Стыки взаимодействия центров представляют собой экономические границы, не совпадающие с национальными. Они подвижны, носят изменяющийся характер, именно по этим границам идет непрерывный передел мира. В этом новом геоэкономическом пространстве национальные экономики и отдельные фирмы реализуют свои стратегические цели и интересы, выходящие далеко за рамки географических представлений. Результатом этой тенденции явилось создание глобальных и мультилокальных компаний и международных предпринимательских сетей.

Глобальные компании представляют собой компании нового типа, стратегия деятельности которых состоит в создании глобальных рынков определенного продукта. Свой успех эти компании обеспечивают благодаря формированию глобального спроса и установлению глобальных стандартов. Примером таких компаний могут служить Boeing  и Canon.

Появление глобальных компаний характерно для развитых стран, производственные системы которых обладают как преимуществами специализации, так и масштабов производства, значительными нематериальными активами в виде патентов и собственных методов работы.

Мультилокальные компании, или системы, осваивают зарубежные рынки путем создания или приобретения на них полной деловой системы (Nestle, Shell, ABB и др.). В основе их стратегии лежит привилегированный доступ на рынки различных стран за счет значительных инвестиций в экономику последних. Как и глобальные компании, они владеют большей частью своих производственных секретов, что позволяет им в относительно короткие сроки получить доступ к капиталу.

Следует отметить также, что в последнее время все более четко проявляется тенденция сращивания глобальных и мультилокальных компаний в некую транснациональную модель, позволяющую создавать наилучшие условия для использования преимуществ глобального производства и глобальных распределительных сетей.

Международные предпринимательские сети, по сути, представляют собой еще одну форму объединения предпринимательских структур по отраслевому признаку или принципу смежных отраслей и сфер деятельности, позволяющую кардинально изменять подход к обеспечению научно-технического превосходства, способствовать быстрой адаптации к постоянно изменяющимся потребностям рынка, создавать условия для эффективного использования накопленного потенциала и имеющихся компетенций. Это – мощные научные, промышленные и финансовые структуры, которые, в отличие от рассмотренных выше организационных форм ведения глобального бизнеса, позволяют сочетать гибкость, достигаемую за счет независимости партнеров, с прочностью связей через посредство перераспределения ресурсов, ключевых компетенций и совместного использования распределительных сетей.

Наряду с отслеживанием и поглощением компетенций партнеров, в рамках международных предпринимательских сетей создаются условия для получения других важных преимуществ, в числе которых:

‑ разделение затрат и рисков;

‑ повышение минимального объема производства, необходимого для достижения эффекта масштаба;

‑ возрастание уровня консолидации материальных и нематериальных активов;

‑ получение доступа к зарубежным рынкам и каналам распространения продуктов;

‑ создание новых входных барьеров на пути неконсолидированных конкурентов и укрепление собственных конкурентных позиций.

При этом акцент переносится с конкуренции на партнерство. Что касается конкуренции, то она смещается в область борьбы за право воздействовать на развитие как уже существующих, так и новых перспективных рынков.

На сегодняшний день важнейшей компетенцией становится детальное знание интересов потребителей и близость к ним. Формирование такой компетенции предполагает, по нашему мнению, обеспечение постоянной взаимосвязи и взаимодействия участников научно-производственной деятельности с потребителями.  В современных условиях эту функцию в значительной степени реализуют международные логистические центры.

Действительно, задачей современной логистики является формирование комплексных интегрированных и высоко динамичных систем, органически взаимодействующих со всеми видами бизнеса в сфере производства и распределения ценностей. Причем формирование цепочки создания продукта или ценности для конечного потребителя производится в соответствии с критериями оптимальности и получения наибольшего вклада от каждого участника. На практике подобные системы функционируют в виде международных логистических центров, выполняющих организационную и координирующую функции.

Нельзя забывать и о том, что объективный выбор в условиях глобальной экономики можно осуществить только на основе мировых информационных сетей, так как сравнительный анализ конкурентоспособности отдельных предпринимательских единиц, проведенный в рамках одной страны, не даст необходимой точности результата. Роль информационного обмена трудно переоценить также в процессе объединения и согласования усилий всех участников воспроизводственного процесса. Поэтому несомненным преимуществом логистических центров, наряду с эффективным перемещением товаро-материальных ценностей, является оказание услуг информационно-аналитического характера.

Международные логистические центры концентрируют в своих базах данных сведения о состоянии глобального рынка того или иного продукта (услуги), о неудовлетворенных в настоящий момент или на перспективу потребностях и о возможных вариантах предложения, способного покрыть платежеспособный спрос.

Функционирование логистических центров, по нашему мнению,  позволяет объединить территориально разбросанные компоненты в целях создания локальных и глобальных сетей научно-технического и производственного развития, оптимизировать качественные и стоимостные параметры процессов, протекающих внутри воспроизводственного цикла. В рамках логистических центров может быть достигнуто организационно-техническое единство всех звеньев процесса, информационного и инфраструктурного пространства, обеспечена единая форма взаимодействия, координации и кооперации.

Использование электронного логистического сопровождения процессов обеспечит выбор наиболее рационального пути их реализации, контроль за ходом выполнения и предоставлением всем участникам необходимой для эффективной работы информации.

Проблемы, на которых сосредоточили свое внимание авторы, безусловно, не исчерпывают всего круга вопросов, связанных с организационными преобразованиями научно-производственных систем в ответ на изменения, происходящие в современном мировом хозяйстве. Однако, как нам представляется, реализация предложенных в статье мероприятий позволит внести существенный вклад в гармонизацию отношений участников предпринимательской деятельности и обеспечить ее максимальную адаптацию к непрерывно изменяющимся условиям внешней среды.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241