Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях

Агаев И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (259), Июль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Агаев И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 13. – С. 114-123.

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы экономической безопасности национальной экономики и страны в целом в современных условиях. Исследованы понятия экономической безопасности, национальной экономики и ее основных элементов, которые подвергаются разным факторам угроз в условиях трансформации экономических механизмов, развития рыночных отношений и расширения интеграционных каналов. Проанализированы важные аспекты экономической безопасности отдельных стран мира, особое место отводится России и Азербайджану. Раскрыты важные направления обеспечения экономической безопасности этих стран. В результате проведенных исследований, внесен ряд выводов и предложений.

Ключевые слова: Россия, государство, глобализация, экономическая безопасность, эффективность, Азербайджан, концепция

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях глобализации национальной экономики имеется необходимость защиты от внешнего влияния, от интернационализации кооперационных и хозяйственных связей. В связи с этим, экономическая безопасность страны выступает в качестве основы национальной безопасности, состоящей из разных сложных элементов [1, 2, 3].

Понятия «безопасность» и «национальная безопасность» в научной среде и в трудах ученых-исследователей имеют особое значение как системы сложных проблем в сфере отношений государств и группы стран друг к другу, транснациональных компаний, субъектов международных экономических отношений, межнациональных конфликтов, очагов международного терроризма и др. В последнее десятилетие одним из основных предметов экономической безопасности страны стало массовое применение компьютерных и высоких технологий, расширение финансовых рынков, увеличение товарно-денежного обращения, ускорение масштабов перелива капитала, появление новых оффшорных зон, повышение вопроса остроты обеспечения энергоносителями, сырьевыми ресурсами, дополнительными источниками для роста экономики страны и т.д.

Общие аспекты национальной экономической безопасности страны

История финансовых и экономических кризисов мира показывает, что в случае финансового и экономического кризиса в одном регионе планеты он быстро перемещается в другие. Так случилось и в конце 1997 г., когда финансовый кризис в Юго-Восточной Азии привел к кризису в России, а затем затронул и экономику развитых стран.

Для повышения иммунитета прочности национальной экономики многие страны стали уделять повышенное внимание разработке стратегии национальной безопасности. Лидер мировой экономики – США – для того, чтобы интенсифицировать адекватные и превентивные меры по защите своих национальных экономических интересов разработали и осуществляли комплексные меры по обеспечению национальной безопасности. В России, принимая меры по обеспечению сохранения динамики роста экономики страны, осуществлялись целые приоритетные стратегические задачи по реализации концепции национальной безопасности страны. В Концепции охвачены важные схемы обеспечения экономической безопасности страны, в которой упор делается на внутренние факторы внешних элементов угрозы. Особое значение придается обеспечению постоянного динамичного развития предпринимательства и улучшения бизнес-среды, макрофинансовой стабильности, повышения экспортного потенциала и, в целом, конкурентоспособности экономики страны.

Исследования показывают, что безопасность одного государства, даже такого могучего, как США, или стабильно развивающейся Китайской Народной Республики, не может исследоваться в отрыве от безопасности других стран мира. Дело в том, что мирохозяйственная система и кооперационные каналы настолько сложны и многообразны, что любая страна-участник в этих процессах может подвергаться экономической угрозе и элементам опасности. Более того, несбалансированная региональная и международная внешнеэкономическая политика отельных стран может создавать реальные угрозы их же собственной безопасности. Прибегая, иной раз, к конъюнктурным внешнеторговым сделкам, ряд стран уклоняется от долгосрочных взаимовыгодных сделок и контрактов, тем самым способствуют зарождению очагов внешних угроз и т.д.

Стоит отметить, что в современном мире нет какого-либо абсолютно и полностью самодостаточного и самообеспеченного государства, которое могло бы обеспечить себя сырьем, энергоносителями и другими важными ресурсами. Например, группы стран мира имеют огромные запасы природных богатств, ресурсов и, несмотря на это, из-за отсутствия инновационных технологий, финансовых ресурсов, не могут эффективно пользоваться ими и создавать сети перерабатывающей промышленности.

Как известно, для каждого государства особое значение имеет его экономическая и национальная безопасности. В основе этих стратегических задач лежат понятия «национальная сила» и «национальная безопасность» государства.

Под понятием «национальная сила» понимается место и мощность какого-либо государства в мирохозяйственной системе, его международные связи, конкурентоспособность национальной экономики, устойчивость в условиях глобализации, проявление иммунитета в период мировых финансовых кризисов и экономической нестабильности.

Под понятием «национальная безопасность» понимается сбалансированная государственная политика, диверсификация внешнеэкономических связей и секторов национальной экономики, экономическая прочность, развитие гражданского строя и демократизация общества, совершенствование законодательства, модернизация различных секторов экономики, повышение экспортного потенциала, ускорение полноценного вхождение в мирохозяйственные системы и прочие.

Важность усиления экономической безопасности России в условиях модернизации национальной экономики

После распада бывшего СССР перед новыми суверенными государствами встала задача самоидентификации и защиты национальных интересов, и проблемы безопасности обрели стратегический характер. Еще в 1992 г. в России был принят закон «О безопасности», а в 1996 г. была утверждена Государственная стратегия экономической безопасности. В 1997 г. Президент РФ утвердил Концепцию национальной безопасности, а в январе 2000 г. Президент России утвердил скорректированную Концепцию национальной безопасности [4].

Группа исследователей-экономистов (Круглов А.А., Фирсов М.Ю., Григорьев Е.В и другие) считают, что в современных условиях в России необходимо интенсифицировать диверсификацию национальной экономики и обеспечить ее конкурентоспособность. Причиной тому можно назвать тот факт, что в структуре экспорта страны доля энергоносителей и сырьевых ресурсов составляет более 65% от общего объема экспорта [5]. Более того, предлагается ускорить процессы инноватизации отдельных секторов экономики России и тем самым создать более сильную опору для ее экономической безопасности в условиях глобализации [6]. С этой целью в число приоритетных мероприятий, которые предлагается осуществить, входят определение стратегического направления развития экономики страны, разработка и осуществление более продуктивных экономических механизмов, повышение конкурентоспособности отдельных секторов экономики страны, рациональное и экономное использование природных ресурсов и богатств, внедрение креативных способов развития предпринимательства и улучшение бизнес среды.

В условиях развития рыночных отношений в такой огромной стране, как Россия, необходимо учитывать также социальные факторы, которые являются одним из главных индикаторов экономической безопасности страны. Предлагается учесть факторы социальной стабильности в контексте динамичного развития национальной экономики, ее роста в условиях влияния внешних индикаторов [7].

Основные аспекты государственной политики Азербайджана по вопросам экономической безопасности страны

В Азербайджанской Республике в целях создания правовых основ политики национальной безопасности и развития ее как независимого, суверенного и демократического государства 29 июня 2004 г. (за № 712-ПГ) был принят закон «О национальной безопасности» [8]. Под понятием «национальной безопасности» понимается обеспечение защиты независимости, суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя государства, национальных интересов народа и страны, прав и интересов личности и общества и государства от внутренних и внешних угроз. В данном законе особо уделено внимание определению объектов национальной безопасности, к которым отнесены, в частности: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его независимость, суверенитет, конституционный строй и территориальная целостность. Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются следующие:

- соблюдение Конституции и законов Азербайджанской Республики;

- базирование национальной безопасности Азербайджанской Республики на единой государственной политике и сбалансированность и координация направлений ее обеспечения;

- контроль за осуществлением деятельности в связи с обеспечением национальной безопасности Азербайджанской Республики;

- интеграция в международную систему безопасности;

- сохранение баланса между интересами личности, общества и государства и их взаимная ответственность и другие.

Стоит отметить, что среди основных национальных интересов Азербайджанской Республики в экономической сфере числятся наращивание экономического потенциала, развитие рыночной экономики, совершенствование ее правовых основ, обеспечение экономической стабильности и безопасности, создание благоприятных условий для внутренних и иностранных инвестиций в целях развития экономики, защита и эффективное использование природных и материальных богатств и др. В этом смысле особое значение для укрепления экономической безопасности Азербайджана имеет принятие в 2007 г. Распоряжение Президента Ильхама Алиева «Об утверждении Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики», которая состоит из введения, четырех объемных разделов и ряда итоговых положений.

В Концепции широко представлены и органично вписаны в систему национальной безопасности Азербайджана все ее важнейшие аспекты, которые относятся к деятельности государства. Структура Концепции включает в себя следующие четыре раздела:

I. Обстановка безопасности.

II. Национальные интересы Азербайджанской Республики.

III. Угрозы национальной безопасности Азербайджанской Республики.

IV. Основные направления политики национальной безопасности Азербайджанской Республики.

Стоит отметить, что в I разделе обстановка безопасности Азербайджанской Республики представляет собой совокупность факторов, оказывающих воздействие на защиту ее суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ, национальных интересов, последовательного развития, благосостояния и ценностей населения. Во II разделе дается понятие национальных интересов Азербайджанской Республики как совокупность политических, экономических, социальных и иных потребностей, обеспечивающих фундаментальные ценности и цели азербайджанского народа, а также процветание личности, общества и государства. Здесь же приводится соответствующий перечень данных интересов. В III разделе определено, что одной из основных задач по обеспечению национальной безопасности Азербайджанской Республики является устранение угроз ее национальной безопасности либо удержание их под контролем. Также приводится печень этих угроз. Весьма важные для проблем экономической безопасности Азербайджана положения содержатся в IV разделе Концепции. Здесь в пункте, посвященном политике энергетической безопасности, в частности, говорится, что разработка и эксплуатация существующих в принадлежащем Азербайджанской Республике секторе Каспийского бассейна нефтяных и газовых месторождений, а также перспективных структур, строительство и установка современных нефтегазовых оснований, выявление, оценка угроз основным экспортным нефтяным и газовым трубопроводам, терминалам и принятие адекватных мер являются одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности Азербайджанской Республики.

Стоит отметить, что в распоряжении Азербайджана имеются богатые природные ресурсы и запасы углеводородов. Страна является одним из важных партнеров по обеспечению энергетической безопасности, в частности, по обеспечению нефти и газа. Учитывая эти немаловажные факторы, Азербайджан заинтересован в построении взаимовыгодных отношений с другими странами на международной арене в сфере интеграционных процессов и стремления к сотрудничеству. Наряду с этим, попадание страны во внешнеполитическую, экономическую либо военную зависимость в международных отношениях может создать угрозу обеспечения ее национальных интересов, и особенно актуально выглядит вопрос о недопустимости экономической нестабильности и ослаблении ее экономической мощности.

С целью предотвращения угрозы экономической нестабильности, которая может возникнуть в результате чрезмерной зависимости от быстро увеличивающихся нефтяных и газовых доходов, осуществляются комплексные мероприятия по совершенствованию экономической политики и обеспечению безопасности национальных экономических интересов. Реализуются превентивные и последовательные мероприятия по обеспечению безопасности транспортировки нефти по основному экспортному нефтяному трубопроводу «Баку - Тбилиси - Джейхан» и газовому трубопроводу Южного Кавказа между Каспийским, Черным и Средиземным морями.

В Концепциях изложены важнейшие конкретные направления обеспечения экономической безопасности страны. Например, во внешнеэкономической сфере предусмотрено создание необходимых условий для международной интеграции экономических субъектов страны, расширения рынков сбыта национальной продукции, создания единого экономического пространства с государствами СНГ, обеспечения защиты интересов отечественных товаропроизводителей, минимизация использования внешних кредитных заимствований и снижения вывоза капитала за рубеж. Кроме того, предусмотрено усиление государственного регулирования в экономике, повышение научно-технического потенциала, конкурентоспособности промышленного сектора, расширение инновационной деятельности и др.

Выводы

Исследования и опыт мировых стран позволяют внести ряд предложений и сделать соответствующие выводы для обеспечения экономической безопасности страны в современных условиях:

- в условиях глобализации необходимо разработать и осуществить сбалансированную государственную политику для обеспечения национальной безопасности страны;

- необходимо сформировать механизмы для превентивных мер и элементов устойчивости национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности;

- экономика России нуждается в интенсивной диверсификации, которая могла бы обеспечить максимальное снижение ее зависимости от энергоносителей и сырьевых ресурсов;

- необходимо расширить перечень конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции в России, тем самым увеличить ее долю в общем экспорте страны;

- в Азербайджане назрело время формирования более конкурентоспособных секторов ненефтяных отраслей экономики страны, которые, наряду с добывающими отраслями, могли бы обеспечить экономическую безопасность страны;

- в Азербайджане необходимы более устойчивые механизмы и региональные подходы для рационального использования трубопроводных транспортных систем и обеспечение их безопасности;

- в Азербайджане имеется необходимость в более эффективном использовании фактора транзитности страны, которая могла бы обогатиться большими объемами грузопотоков с Востока в Европу и обратно;

- в условиях расширения интеграционных процессов и числа участников внешнеторговой деятельности государству необходимо разработать устойчивые модели обеспечения безопасности отечественных предпринимателей, бизнес-субъектов и субъектов внешнеэкономических связей и других.


Источники:

1. Абурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России. - М.: Друза, 1998.
2. Наука и безопасность России. - М.: Наука, 2000.
3. Богданов И.Я, Экономическая безопасность России. Теория и практика. - М.: ИСПИ РАН, 2001.
4. Экономическая безопасность России. - М.: Дело, 2005.
5. Круглов А.А. Приоритетные сферы и механизмы обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации: автореферат. дис. … канд. экон. наук. - М., 2007.
6. Фирсов В.А. Особенности экономической безопасности России в условиях перехода на инновационный тип развития: автореферат дис. … канд. экон. наук. - М., 2011.
7. Григорьев М.Ю. Теоретико-методологические подходы формирования экономической безопасности в современных условиях: автореферат дис. … канд. экон. наук. - Чебоксары, 2007.
8. Закон Азербайджанской Республики «О национальной безопасности» от 29 июня 2004 г. № 712-ПГ.
9. Закон Азербайджанской Республики от 21 декабря 2010 г. № 38-IVQD.
10. Закон Азербайджанской Республики от 21 декабря 2012 г. № 522-IVQD.
11. Алиев А.Б. Международная экономическая безопасность как важнейшая составляющая внешнеэкономической политики Азербайджанской Республики // Российское предпринимательство. - 2012. - № 16 (214). - c. 123128. - http://www.creativeconomy.ru/articles/24747/.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 13:49:13