Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2014

Проблемы и перспективы развития горизонтального налогового мониторинга: будущее или реальность?

Башарова Ольга Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Ульяновский государственный университет, Россия

Пантелеева Оксана Владимировна, студентка 4 курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Ульяновский государственный университет, Россия

Problems and prospects of horizontal tax monitoring: future or reality? - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 42

Аннотация:
В статье рассматривается опыт применения горизонтального налогового мониторинга в зарубежных странах, а также определяются возможности внедрения данной практики в российских условиях. Разработан порядок организации взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой при горизонтальном мониторинге. Сформулированы преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга.
Цитировать публикацию:
Башарова О.Г., Пантелеева О.В. Проблемы и перспективы развития горизонтального налогового мониторинга: будущее или реальность? // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 12. – С. 41-47.

Налоговые платежи имеют наибольший удельный вес в доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Исполнение его расходной части согласно плану зависит от своевременности и полноты поступления денежных средств в казну, что обуславливает необходимость строгого контроля налоговой службы за правильностью и точностью исчисления налогов. Изучая публикации Федеральной налоговой службы (ФНС) России в области обеспечения государственного налогового контроля, авторы выяснили, что в 2012 г.по результатам налоговых проверок было выявлено 213 511 правонарушений, из которых 99,7% совершено из-за несоблюдения требований законодательства. Как следствие, за 2012 г.сумма доначисленных налоговых платежей составила 373 млрд руб. Эти неутешительные показатели еще раз подчеркивают необходимость разработки инструмента налогового контроля.

Организация взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой

Под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ  [1].

Самыми распространенными формами налогового контроля на современном этапе являются налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки осуществляются на основании предоставляемых налогоплательщиком налоговых деклараций по месту расположения налогового органа, а выездные проверки – по месту расположения налогоплательщика. Главной задачей в данном случае является обнаружение нарушений налогового законодательства РФ и своевременное реагирование налоговых органов. Таким образом, механизм налоговых проверок действует постфактум, т.е. после того, как нарушение уже произошло. В этом и  заключается его главный недостаток.

Сейчас в мировой практике активно применяется такая форма налогового контроля, как горизонтальный мониторинг, который является качественно новым уровнем взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, т.к.  механизм его действия основан на недопущении нарушений налогового законодательства, а не на ликвидации их последствий. При горизонтальном мониторинге происходит постоянный обмен информацией между налогоплательщиком и налоговыми органами.  Налогоплательщик открывает доступ к информации о своей деятельности, сообщает обо всех возможных налоговых рисках, возникающих при принятии тех или иных решений, а налоговый инспектор дает совет как лучше поступить в рамках действующего налогового законодательства. Таким образом, если принятые налогоплательщиком решения согласованы с налоговой службой, то необходимость в проведении регулярных налоговых проверок отпадает. Однако, как подчеркнул в своем докладе начальник Управления налогообложения юридических лиц  ФНС РФ Д.Ю. Григоренко, «наличие соглашения не исключает возможности проведения налоговых проверок налогоплательщиков, но позволяет в рамках партнерских взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками своевременно реагировать на осуществление операций с высокой степенью налоговых рисков».

Наглядно порядок организации взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой представлен на рисунке 1.


Рис. 1. Организация взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой при горизонтальном мониторинге

Подобный механизм построения отношений с клиентами реализуется в настоящее время аудиторскими фирмами. При заключении договора об осуществлении ежегодного аудита ими производится аудиторское консультирование юридических лиц в течение всего года по спорным вопросам бухгалтерского и налогового учета с целью уменьшения количества выявленных нарушений во время проведения последующей проверки. По итогам работы существенно уменьшается объем мероприятий по проведению аудита и количество обнаруженных ошибок, неточностей в бухгалтерской финансовой отчетности. Таким образом, цель осуществления аудиторского консультирования схожа с целью проведения горизонтального мониторинга: уменьшение объема будущей проверки и предотвращение ошибок.

Преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга

Горизонтальный налоговый мониторинг можно считать одним из методов досудебного урегулирования налоговых споров, т.к. все спорные вопросы удается решить еще до представления декларации в налоговую службу. Практика применения процедуры обязательного досудебного регулирования была начата в 2009 г., и уже через два года стала наблюдаться положительная динамика. Помимо уменьшения количества судебных разбирательств, произошло улучшение качества налогового администрирования и уменьшение количества конфликтов, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Преимущества,  получаемые налоговой службой и налогоплательщиками от применения механизма расширенного информационного взаимодействия, рассмотрены на рисунке 2.                                                               Горизонтальный мониторинг       Рис. 2. Преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга

Внедрение горизонтального налогового мониторинга впервые было апробировано в Нидерландах в апреле 2005 г. Эксперимент оказался успешным. Из 20 компаний, подписавших Соглашения о взаимных обязательствах, большинство пожелало продолжить расширенное информационное взаимодействие с налоговыми органами в будущем. Опыт Нидерландов взяли на вооружение такие страны, как Южная Корея, Австралия, Великобритания и Ирландия.

Россия также делает первые шаги по введению в действие механизма горизонтального мониторинга. На сегодняшний день соглашения о применении новой формы налогового администрирования  заключены с ОАО «РусГидро», ОАО «Мобильные телесистемы», ОАО «Интер РАО ЕЭС», международной организацией «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.», ОАО «Северсталь» и уже есть первые результаты. Например, ОАО  «Северсталь» заключила соглашение о горизонтальном мониторинге в марте 2013 г. По итогам взаимодействия можно отметить следующее: во-первых, значительно уменьшилось количество запросов от налоговых органов после получения ими доступа к бухгалтерской информации; во-вторых, что наиболее важно, сумма доначисления после очередной проверки оказалась в несколько десятков раз меньше, чем обычно.

Горизонтальный мониторинг требует предоставления полного доступа налоговых служб к учетной информации налогоплательщика, поэтому решиться на расширенное информационное взаимодействие могут только те компании, которые честно платят налоги и которым нечего бояться. На международном научно-практическом симпозиуме по актуальным проблемам налоговой политики представитель Министерства финансов Королевства Нидерланды Аня Маас по этому поводу сказала следующее: «Горизонтальный мониторинг требует доверия. Доверие обеспечивает сотрудничество. Доверие также является инструментом, который помогает справиться с неопределенностью отношений, как например, между налоговыми службами и предприятиями. По этой причине мы и создали соглашения, основанные на доверии».

Главная проблема российского бизнеса – недоверие к властям. Предприниматели с осторожностью относятся к инициативе, исходящей от государства, в результате чего многие задаются вопросом: кому же на самом деле выгоден механизм горизонтального мониторинга? В  интервью с корреспондентом РБК daily Я. Николаевым  заместитель главы ФНС России С.Аракелов отмечает: «Это взаимовыгодное сотрудничество: налогоплательщик получает определенность по вопросам налогообложения, т.е. минимизирует налоговые риски, а налоговый орган тратит меньше материальных и трудовых затрат на налоговое администрирование. Данные положения закрепляются соглашением сторон». Для успешной реализации расширенного взаимодействия необходимо менять психологию людей, убедить их в том, что власти можно и нужно доверять.

Выводы

1. Налоговая служба на современном этапе активно работает на сближение с налогоплательщиком. На сайте ФНС России создана сеть онлайн-сервисов, разработаны 12 критериев налоговых рисков, используя которые организация может выявить и устранить нарушения, оценить возможность проведения налоговой проверки. Следующий возможный шаг к сближению – закрепление механизма горизонтального мониторинга в НК РФ, в котором должен быть отражен порядок реализации соглашения о горизонтальном мониторинге, прописаны главные принципы взаимодействия, такие как добровольный характер  соглашений и возможность беспрепятственного выхода из него, отражены права и обязанности налогоплательщика и налогового органа, правовые гарантии каждого из них. Отдельно следует прописать необходимость сохранения налоговой тайны, поскольку налоговые органы в рамках соглашения о расширенном информационном взаимодействии получают доступ ко всей бухгалтерской информации и сведениям системы внутреннего контроля.

2. Препятствием на пути к закреплению горизонтального мониторинга в НК РФ является отсутствие у налоговых органов  законодательного права заключать мировые соглашения. Этот факт порождает определенные правовые риски, которые нужно устранить.

Кроме того, необходимо отметить возможность применения горизонтального мониторинга не только по отношению к крупным налогоплательщикам. Например, опыт Голландии показывает пример успешного взаимодействия налоговой службы с малым и средним бизнесом. Для реализации такого масштабного распространения новой формы налогового контроля возможно создание специализированных подразделений ФНС, занимающихся мониторингом своего сегмента рынка. В этом случае будет возможность учесть специфику крупного, среднего и малого бизнеса и разработать подходы, ориентируясь на особенности каждого из них.

Принимая во внимание столь успешный опыт применения горизонтального мониторинга за рубежом и первые положительные результаты российской практики, закрепление механизма расширенного информационного взаимодействия в НК РФ является вполне логичным и необходимым шагом со стороны налоговой службы РФ.


Источники:
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2013) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/popular/nalog1/.
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.
3. Палата налоговых консультантов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog-forum.ru.
4. РБК daily. Ежедневная делова газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rbcdaily.ru.