Выбор стратегических направлений холдинга в сфере утилизации отходов муниципального образования

Павленков М.Н., Воронин П.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (258), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Павленков М.Н., Воронин П.М. Выбор стратегических направлений холдинга в сфере утилизации отходов муниципального образования // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 12. – С. 149-158.

Аннотация:
Состояние окружающей среды - важный показатель безопасной жизнедеятельности города, уровня здоровья и качества жизни горожан. Важно создать благоприятную среду жизнедеятельности. В современном мире постоянной борьбы на рынке труда любому предприятию необходимо правильно определить и внедрить стратегический план развития, учитывая сложную экологическую ситуацию. Данная статья представлена как путеводитель к успешному развитию предприятий в условиях конкурентной среды на примере крупного холдинга.

Ключевые слова: стратегия, холдинг, окружающая среда, миссия, стратегический план, муниципальные услуги, видение

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Состояние окружающей среды является важнейшим параметром, определяющим здоровье, продолжительность и качество жизни населения. Целям защиты окружающей среды служит Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды».

Для оценки экологической ситуаций в конкретном городе анализируются структура экономики города, численность населения, застройка города, ресурсоемкость предприятий, объемы поступающих в окружающую среду отходов, размеры территорий, требующих рекультивации, уровень концентрации антропогенных воздействий, основные причины загрязнения.

В связи с этим, основные направления деятельности органов местного самоуправления по улучшению окружающей среды города могут быть следующими [1]:

- использование прогрессивных ресурсосберегающих безопасных технологий в городском хозяйстве;

- стимулирование разработки и реализации природоохранных программ на муниципальных предприятиях;

- перепрофилирование производств опасно загрязняющих окружающую среду;

- развитие мощностей по захоронению, утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов;

- расширение санитарно-защитных зон вокруг вредных производств.

Предпосылки для создания холдинга по переработке и утилизации отходов

В большинстве промышленно развитых стран после Всемирной конференции по окружающей среде разрабатываются «стратегии устойчивого развития», в которых природоохранным вопросам отводится значительная роль, а проблемам утилизации отходов, в том числе и твердых бытовых отходов, отводится центральное место. В большинстве таких программ, в том числе и на муниципальном уровне, выделены следующие приоритетные задачи [2]:

- снижение уровня образования отходов;

- снижение уровня опасных веществ в отходах;

- утилизация, переработка и вторичное использование отходов.

Из официальных документов - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Фонда глобальной окружающей среды (ФГОС), Программа развития Организации Объединенных наций (ПРООН), следует, что за период с 1950 г. объемы валового продукта в мире увеличились более чем в 7 раз и составили более 46 трлн дол. США, а население увеличилось более чем в 2 раза. Личное потребление в мире увеличилось на 68%, 80% приходилось на страны с высоким, а 4% - на страны с низким уровнем дохода [3].

Численность населения земли ежегодно возрастает на 1,5-2%, а объемы мусорных свалок растут на 6% в год. При этом в развитых странах объемы отходов на душу населения растут быстрее, чем в других странах. Темпы роста отходов определяются не столько приростом населения, сколько изменением его доходов и образом жизни. На количественные характеристики отходов городов и их структуру влияют многие факторы, основные из которых: объем промышленного производства, численность населения, географическое положение, сезонность и др.

В настоящее время на территории России накоплено более 85 млрд т твердых промышленных отходов, количество которых увеличивается ежегодно на 2 млрд т. Под эти промышленные отходы занято свыше 300 тыс. га земель [4].

Объемы, структура и тенденции роста свалок ТБГО в разных странах и городах различны. Однако следует отметить, что объемы свалок увеличиваются быстрее в 3-4 раза, чем численность населения. Многие города мира уже сегодня находятся в тяжелом положении, т.к. существующие свалки уже не могут принимать отходы, а открытие новых затруднено в связи с отсутствием земельных площадей и требованиями экологов о защите окружающей среды. Все чаще значительные объемы отходов попадают не на «цивилизованные» свалки.

В настоящее время наблюдается значительное увеличение накопления ТБО в жилом фонде городов РФ, в результате чего годовая норма накопления даже небольших районных городов превышает (вместе с КГО) 2 м3/чел. год, а для отдельных областных центров превышает 2,15 м3/чел. год (без учета КГО) [5].

Исследования показали, что основная часть твердых бытовых отходов в городах просто выбрасывается на свалки. Такой подход к решению этой проблемы заставляет муниципальные власти искать новые пути решения, которые снижали бы загрязнение окружающей среды и вовлекали в оборот значительное количество отходов [1].

Как видно из анализа проблемы утилизации отходов носят мировой характер. Сегодня можно констатировать, что в мире определилась тенденция внедрения новых технологий как для более эффективного коммерческого использования отходов, так и для снижения негативного влияния их на окружающую среду [6].

Сложность положения в области утилизации отходов требует, чтобы параллельно с развитием технологий утилизации совершенствовались существующие финансово-экономические механизмы и проводились организационные мероприятия, направленные на покрытие затрат на санитарную очистку городов за счет внебюджетных источников, что полностью соответствует подходам, отраженным в концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Управление процессом оказания муниципальных услуг, выбор способов оплаты и методов финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, сочетание муниципального и частного секторов экономики при оказании муниципальных услуг являются одним из ключевых моментов искусства муниципальной политики [1].

В соответствии с существующим законодательством работы по оказанию услуг в сфере сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов могут выполнять предприятия всех форм собственности. Организация данной сферы оказания услуг в различных городах имеет особенности.

Муниципальные частные услуги полностью финансируют потребители, а местные органы самоуправления создают условия для возможности оказания этих услуг путем правового регулирования [7].

Использование всех форм партнерства с предприятиями и организациями по решению проблем сбора, вывоза и утилизации отходов является важным компонентом муниципального управления.

Достижение успеха в этой сфере предприятиям требуется постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям быстрее своих конкурентов, превосходить их по качеству, скорости и гибкости предоставления услуг, по широте ассортимента или цене. В то же время действия предприятия должны быть скоординированы с муниципальными органами власти и направлены на достижение определенных долгосрочных целей, что требует от них внедрять процесс стратегического управления.

Четко и понятно сформулированная стратегия является для предприятия стержнем, позволяющим в первую очередь оценить приоритеты в распределении ресурсов [8].

Необходимо понимать, что стратегию надо удачно реализовать, т.е. решить большое количество задач. А для того, чтобы реально повысить эффективность своего функционирования, организация нуждается: в значительных инвестициях; в модернизации производства; в повышении профессионального уровня персонала; в создании и внедрении новых систем управления. Стоимость этих проектов высокая и едва ли окупится в краткосрочной перспективе. Поэтому, решая задачи, связанные с инвестициями, формированием структуры организации и прочим, необходимо смотреть далеко вперед, учитывая факторы неопределенности, которые всегда сопровождают проекты по разработке стратегии.

Миссия предприятия по переработке отходов

Главная задача руководства предприятия четко определить миссию предприятия. Все сотрудники должны знать: чем занимается предприятие; какие цели оно преследует; какие пути определены для достижения целей.

В дальнейшем миссия предприятия служит основой для детальной разработки тактических и стратегических планов и целей, а также других документов.

Сформулированная миссия способствует достижению целей предприятия и улучшит его имидж.

Разработка миссии и видения становится важным атрибутом деятельности предприятия. В своих миссиях они заявляют следующие основные цели: достижение лидирующих позиций на рынке; повышение ценности компании для акционеров; получение прибыли; предоставление товаров/услуг высшего качества и др.

Разработка миссии является начальным этапом на пути стратегического планирования деятельности предприятия. Миссия должна быть не только разработана, но и доведена до всех специалистов предприятия, которые должны осознать пути движения предприятия, понимать, что их ждет и обозначить соответствующие цели.

Российский инвестиционный внедренческий холдинг

Российский инвестиционный внедренческий холдинг МАГ Груп функционирует в сфере инновационных ресурсосберегающих технологий в области сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов. Холдинг был создан по инициативе собственников нескольких мусоровывозящих компаний Нижнего Новгорода в 2009 г. Идея технологизации процесса сбора и вывоза мусора, более глубокой мусоропереработки и современной утилизации, а также необходимость постройки нового современного полигона в Нижегородской области получила поддержку областной и городской власти. Это позволило успешно реализовать данные проекты и распространить положительный опыт на другие регионы страны. Холдинг располагает собственными инвестиционными ресурсами для реализации инвестиционных проектов и заинтересован в достижении финансовых результатов. В рамках международного партнерства холдинг осуществляет поиск, адаптацию к российским условиям, эффективное внедрение в регионах РФ и дальнейшую поддержку лучших мировых инновационных технологий в области сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов. Успешность работы и амбициозные планы развития позволили руководству определить миссию холдинга.

«Мы используем инновационные ресурсосберегающие технологии для комплексного решения проблем сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов. Развитие бизнеса путем завоевания доверия со стороны населения города. Качество услуг – качество бизнеса – качество окружающей среды».

Следующим этапом после определения миссии предприятия является выбор стратегического вектора развития. Вектор, который определяет общий стратегический замысел, включает: видение будущего предприятия; генеральную цель стратегии; стратегические намерения предприятия.

Образ будущего предприятия

Видение – это привлекательный образ будущего предприятия, к достижению которого должны стремиться все заинтересованные стороны. Видение направлено на осознание роли стратегий и того, как они будут способствовать развитию предприятия. Видение – это инструмент прорыва в будущее.

Приоритетными направлениями деятельности холдинг выбрал оказание услуг по сбору, утилизации и переработке твердых бытовых отходов, а также адаптация к российским условиям инновационных технологий зарубежных фирм в этой области.

Холдинг ориентируется на оказание услуг по вывозу мусора по заказам муниципальных организаций, домоуправляющих компаний и ТСЖ, торговых и производственных предприятий. Холдингом разработан проект строительства при Новоигумновском полигоне мусороперерабатывающего завода.

За основу проектирования завода выбрано типовое решение, технологии и оборудование мирового лидера и эксперта в отрасли-компании Bollegraaf (Нидерланды). Импортная мусоросортировочная линия настроена на морфологический состав именно российского мусора.

Концепция линии учитывает и такую российскую специфику, как отсутствие в муниципальной практике раздельного сбора мусора. С использованием данной технологии до 80% фракций может быть переработано во вторичное сырье.

Холдинг использует новые технологии и мощную техническую базу, которая не только соответствует современным требованиям, но и постоянно совершенствуется. Использование автоматизированного контейнерного оборудования позволяет уплотнять твердые бытовые отходы по мере их наполнения. Для сбора используются контейнеры в стальном и пластиковом исполнении, являются долговечными, устойчивыми к коррозии, удобны в погрузке и эстетичны на вид.

Уникальная система управления логистикой позволяет круглосуточно отслеживать движение мусоровозов и вывоз контейнеров. Вся техника оборудована системой GPS, а web-камеры позволяют в режиме on-line контролировать исполнение заявок.

Отличительные качества и конкурентные преимущества Холдинга:

- собственные инвестиционные ресурсы для реализации проектов развития;

- успешно реализованные проекты в различных городах Российской Федерации (Нижний Новгород, Владимир и др.);

- налаженные связи с ведущими мировыми производителями оборудования и разработками ресурсосберегающих технологий;

- информационно-логистическая технология собственной разработки, позволяющая гарантировать высокое качество оказания услуг (автоматизированная система мониторинга оказания услуг).

Как было отмечено ранее, видение – это описание желаемого состояния Холдинга в будущем, поэтому необходимо разработать направления и сформулировать стратегические цели.

Прежде чем сформулировать стратегические цели, были выбраны стратегические направления, в рамках которых в настоящее время ведутся исследования по конкретизации целей развития Холдинга.

Холдинг является развивающейся компанией, поэтому стратегические направления должны нести перспективный характер, нацеливать всех сотрудников на активное участие в разработке и реализации направлений.

Выводы

В результате исследования деятельности Холдинга предложены следующие стратегические направления:

- обеспечить высокий уровень услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, чтобы граждане чувствовали себя в экологической безопасности;

- создать современную техническую базу по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, которая обеспечивает бесперебойную работу по очистке города;

- ввести в действие экологически чистый, современный мусороперерабатывающий завод, который позволит повысить эффективность использования ресурсов за счет извлечения и использования вторичного сырья.

Стратегические направления являются основой деятельности любого предприятия. На основе направлений формируются стратегии и стратегические цели, разрабатываются стратегические планы.

Если текущее управление позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество услуг, то стратегическое управление развитием нацелено на повышение этого уровня исходя из генеральной цели деятельности - повышение качества жизни населения.


Источники:

1. Совершенствование механизмов управления социально-экономическим развитием муниципального образования: монография / под общ.ред. д-раэкон. наук, проф. М.Н. Павленкова. – Н. Новгород Дзержинск: НИУ РАНХиГС, 2013. – 306 с.
2. Повестка дня на XXI век. Принята конференцией ООН по окружающей среде и развитию. – Рио-де-Жанейро,1992. – 3–14 июня.
3. Доронина О.Д., Кузнецов О.Л., Рахмании Ю.А. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации / под ред. академика РАМН Н.Ф. Измерова. – М.:PAEН, 2005.
4. Экономика природопользования: учеб. / под ред. К.В. Папенова. – М.: ТЕИС,ТК Велби, 2012. – 928с.
5. Разработка дифференцированных норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г.Тулы: технический отчет. – М.: АКХ им. Панфилова, 2006.
6. Павленков М.Н., Воронин П.М. Организационно-экономические вопросы управления сферой отходов муниципального образования // Российский экономический интернет-журнал. – 2013. – №3.
7. Бабун Р. Организация муниципального управления: Учебное пособие. – СПб: Питер. – 336с.
8. Павленков М.Н., Лабазова Е.В. Методологические основы стратегического планирования городского округа / под общ.ред. М.Н. Павленкова. – Н. Новгород – Дзержинск: НИУ РАНХ и ГС, 2012. – 222 с.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 22:48:44