Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2014

Внутренняя структура региона как системы

Невейкина Надежда Васильевна, кандидат экономических наук, Воронежский государственный университет, Россия

Inner structure of a region as a system - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 26

Аннотация:
В статье представлены теоретические предпосылки исследования структуры региона по характеризующим ее признакам. Определены и проанализированы подсистемы, входящие в состав структуры региона.
Цитировать публикацию:
Невейкина Н.В. Внутренняя структура региона как системы // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 11. – С. 22-27.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


К числу ключевых проблем современного развития России относится эффективное социально-экономическое становление каждого из ее регионов на основе последовательного реформирования рыночных институтов и проведения грамотной структурной перестройки региональной экономики. Базой для любого регионального исследования является изучение внутренней структуры региона и системосодержащей среды.

Признаки структуры региона

Одна из важнейших характеристик региона как системы – его структурированность или, как называет Г. Клейнер, «структуризация, т.е. представление системы в виде устойчивой совокупности элементов и связей (отношений) между ними»  [5]. В современной научной литературе пока не сложился единый подход к данному вопросу.

Аналитическим методом как этапом экономических исследований, согласно мнению Ю. Хаустова и П. Канапухина, произведем расчленение экономических систем на подсистемы, а последние, в свою очередь, на элементы  [15].

Различные подходы к структурированию региона представлены в работах Г. Фетисова и В. Орешина  [14], И. Калинниковой  [4], Е. Коваленко  [8], А. Бондаренко и Н. Вакуленко  [3], А. Чистобаева и М. Шарыгина  [16]. По мнению автора, все они имеют общий недостаток, который выражается в том, что авторы структурируют регион только по одному признаку.

Учитывая взгляды вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что регион, являясь многомерной системой, структурирован по ряду признаков:

– по территориально-административному признаку регион представляет собой совокупность элементов – муниципальных образований;

– по отраслевому признаку регион может быть представлен как совокупность подсистем –  отраслей;

с позиции сбалансированности рынков структура региона может быть представлена как баланс спроса и предложения, производственной и непроизводственной сферы и т.д.;

– с позиции потенциала и ресурсов регион как система состоит из трех подсистем: социальной, экономической и экологической, совместное функционирование которых определяет динамику его развития. Элементами или частями этой системы являются ресурсы и потенциал территории, приводимые в действие субъектом управления;

– по организационному признаку. Данный признак требует более подробного рассмотрения.

Тиражируя подход Г. Клейнера  [6] применительно к региону, можно выделить три подсистемы: общество (население), бизнес (предприятия и организации), региональная власть: исполнительная, законодательная и судебная. Каждая из этих подсистем действует в масштабе региона, однако их можно рассматривать и как относительно самостоятельные. В данном подходе раскрывается содержание системы как образования,  соединенного частями – подсистемами. Этот аспект отражен в работе У. Эшби «Введение в кибернетику»  [17].

Между всеми частями – «власть», «общество» и «бизнес»  имеется обратная связь, т.е. все части взаимодействуют друг с другом или, иными словами, действие между частями системы имеет круговой характер  [17].

Транслируя идеи Г. Клейнера к региональной экономике, отметим, что и региональная власть, и бизнес, и общество, в конечном счете, проявляют себя через деятельность одних и тех же индивидов (агентов)  [6]. Однако в каждом конкретном случае действия последних могут быть, как правило, классифицированы и отнесены к процессам функционирования одной или нескольких из указанных структур (населения, региональной власти, бизнеса).

Тот факт, что одни и те же индивиды одновременно выступают представителями различных частей системы, свидетельствует о наличии внутреннего противоречия.

Вопрос выявления характера и динамики внутрисистемных противоречий, а также способов управления ими заслуживает отдельного внимания. Можно считать аксиомой, что противоречия пронизывают все системы, их окружение и, собственно, определяют характер внутрисистемных и межсистемных связей. Разрешение одних противоречий неизбежно приводит к появлению новых  [13].

Наряду с вышеобозначенным, имеется еще одно внутрисистемное противоречие – одни и те же индивиды являются одновременно и объектом, и субъектом регионального управления.

Формы жизнедеятельности региональных подсистем

Региональные подсистемы, как уже было отмечено, могут являться субъектом регионального управления. Региональная власть обеспечивает достижение своих целей и использует собственные возможности посредством должностных лиц (чиновников), представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Бизнес реализуется, во-первых, в деятельности хозяйствующих субъектов, во-вторых, в создании ими различных институтов – ассоциаций, объединений (Ассоциация сельхозтоваропроизводителей, Ассоциация банкиров и страховщиков, Торгово-промышленная палата области и др.), которые формируют интересы и позиции предприятий, организаций. И здесь уместно вспомнить мнение Г. Клейнера, высказанное им в рамках исследования теории предприятия: «Предприятие выступает либо в виде объекта регулирования (макротеория), либо в роли действующего лица (микротеория), либо в качестве реципиента или донора институтов (институциональная теория)»  [6].

Связь населения с властью и бизнесом осуществляется через формирование действующих институтов гражданского общества: партий, объединений, союзов, общественных организаций, кооперативов и прочих (Общественная палата, общественные организации инвалидов, общественная организация матерей инвалидов-афганцев и пр.), которые обозначают позицию общества по различным вопросам жизни региона. Бизнес и общество, с одной стороны, через сформированные позиции могут оказывать косвенное влияние на региональную власть и, с другой стороны, влиять на потенциал и ресурсы в процессе своей деятельности и выступать, таким образом, в качестве субъекта регионального управления. Подсистемы, представляющие население и бизнес, являются объектами регионального управления.

Резюмируя вышесказанное и приняв за основу подход Г. Клейнера  [5], определим, что взаимное влияние региональной власти, бизнеса и общества реализуется в целом следующим образом: региональная власть регулирует и стимулирует бизнес и способствует организации общества; бизнес определяет возможности и мощь региональной власти и формирует экономические интересы населения; общество «воспитывает» региональную власть, указывает бизнесу цели и ограничения развития.

Структурирование региона по различным признакам наглядно демонстрирует целостность, которая, по мнению Г. Клейнера, «понимается в двух смыслах: во-первых, как полнота состава и теснота внутренних взаимосвязей элементов институциональной системы, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны, и, во-вторых, как соответствие ее общему вектору социально-экономической эволюции, характерной для данной страны»  [5]. В нашем случае это применимо к региону.

Представленное структурирование региона как системы развивает определенную Г. Клейнером сущность системной парадигмы  [7]. При этом регион служит ареной взаимодействия муниципальных образований, отраслей, рынков, институтов, а также социальной, экономической и экологической подсистем.

Вывод

Результаты проведенных исследований позволили автору уточнить и расширить определение экономической сущности дефиниции «регион» с позиции системности. По мнению автора, регион – это кибернетическая многомерная система, которая является, с одной стороны, подсистемой системы более высокого порядка, с другой – самостоятельной системой, деятельность управляющих институтов (субъектов управления) которой направлена на рациональное использование потенциала и ресурсов (объекта управления) и преобразование их в региональный продукт на основе комплексного территориального развития, оптимального отраслевого развития, сбалансированного развития рынков.

Исследование экономической сущности региона как системы является базой для создания грамотного процесса управления и определения основных векторов социально-экономического развития региона.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бир С. Кибернетика и управление производством. – М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1963. – 392 с.
2. Бир С. Наука управления: пер. с англ. / Предисл. С.В. Емельянова. Изд. 3-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 114 с.
3. Бондаренко А.В., Вакуленко Н.В. Региональное развитие экономики и факторы влияния [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/00444.htm.
4. Калиникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: учебное пособие. – СПб: Питер, 2009. – 234 с.
5. Клейнер Г.Б. Институциональные изменения: проектирование, селекция или протезирование? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kleiner.ru/skrepk/institutizmenen.pdf.
6. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. – 2004. – № 4. – С. 25–41.
7. Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. – 2002. – № 10. – С.47–69.
8. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2005. – 288 с.
9. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. – 2002. – № 4. – С. 4–22.
10. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функцицй. – Т.1. – М.: Прогресс, 1981. – 250 с.
11. Рощупкина В.В. Функциональное содержание социально-экономической системы региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 25 (160). – С.41–44.
12. Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 287 с.
13. Трещевский Ю.И., Трещевская Н.Ю. Методология исследования экономики, управления и финансов / под ред. докт. экон. наук, профессора Ю.И. Трещевского. Воронеж: АОНО ВПО «ИММиФ», 2009. – 236 с.
14. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учеб пособие. – М.: ИЦ РИОР, 2009. – 155 с.
15. Хаустов Ю.И., Канапухин П.А. Методология экономических исследований в ретроспективе. – Воронеж: ВГУЦ, 2006. – 206 с.
16. Чистобаев А.И., Шарыгин М.Д. Экономическая и социальная география // География в системе наук. – 1986. – С. 153–158.
17. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. – 432 с.