Развитие малого предпринимательства на тамбовщине в постсоветский период

Юрьев В.М., Кожевникова Т.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (252), Март 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Юрьев В.М., Кожевникова Т.М. Развитие малого предпринимательства на тамбовщине в постсоветский период // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 6. – С. 4-19.

Аннотация:
Экономические преобразования в постсоветской России выдвинули ряд сложных теоретических и практических проблем, среди которых особое место занимал процесс становления и развития института предпринимательства. Попытка декалькирования зарубежного опыта без учета национальной специфики привела к крайне негативным последствиям.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, Тамбовская область, постсоветский период



Предпринимательство, являясь сложным экономическим и социальным феноменом, прошло длительный путь развития. Основными направлениями предпринимательской инициативы в древние и средние века являлось купечество и мореплавание, чья деятельность была направлена на извлечение прибыли за счет разницы в цене, обусловленной территориальным перемещением товаров. Самым древним примером предпринимательской деятельности принято считать библейскую историю Иосифа, который спрогнозировал на основе толкования вещих снов фараона изменение спроса и предложения на зерно через семь лет, «и когда вся земля Египетская начала вопиять фараону о хлебе, … отворил Иосиф все житницы и стал продавать хлеб Египтянам» (Бытие, гл. 41). В ходе перехода от натуральной формы хозяйствования к товарной предприниматели начинают все больше отдавать предпочтение материальному производству.

Начало развития предпринимательства в современной России

Современный этап развития предпринимательства в России начинается со второй половины 80-х годов, когда экономика СССР столкнулась с неразрешимыми противоречиями. Большая часть активных производственных средств была сильно изношена, модернизация при этом не производилась. Отсутствие грамотной организации производственных процессов препятствовало достижению плановых показателей как в промышленном секторе, так и в сельском хозяйстве. В государстве росла социальная напряженность, положение усугублялось дефицитом одних товаров и перепроизводством других.

В 1986 г. был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», ставший начальной вехой в истории формирования и развития современного малого и среднего предпринимательства в стране. В соответствии с этим законом разрешалось ведение индивидуальной трудовой деятельности в сфере народно-художественных промыслов, кустарничества, ремесленничества, упрощалась регистрация индивидуалов, увеличивалась ответственность за непредоставление декларации о доходах и т.п.

Поскольку большая часть товаров и услуг производились все-таки в рамках общественного производства, индивидуальная трудовая деятельность помогала лишь более полному удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах. В связи с этим, закон разрешил ее осуществлять либо в свободное от работы время (для лиц, занятых в общественном производстве), либо лицам, не занятым в общественном производстве (домохозяйкам, пенсионерам, инвалидам, студентам и учащимся). Таким образом, следует отметить, что закон, разрешив гражданам ведение индивидуальной трудовой деятельности, увеличил список объектов права личной собственности, включения в него средств производства. При этом индивидуальное производство оставалось вторичным, производным по отношению к общественному.

Принятие закона привело к быстрому росту лиц, задействованных в индивидуальной трудовой деятельности, в результате 1988 г. их количество составило – 429 тыс. чел., а в 1989 г. этот показатель увеличился на 68% и составил 723 тыс. чел. Так, в стране появляется новая группа предпринимателей, к которой относились прирожденные предприниматели, вышедшие из аутсайдеров: представители научно-технической и творческой интеллигенции, инженерные работники, занявшиеся легальным бизнесом с «нуля» за счет собственных средств и кредитов. Данной категории граждан были характерны такие психологические качества, как чувство новизны, стремление обрести свободу и независимость, а также склонность к риску. Несмотря на преобладание консервативного восприятия, отношение к коммерсантам, предпринимателям в обществе постепенно стало изменяться.

Вступление в силу закона «О кооперации в СССР» создало благоприятные условия для малых форм хозяйствования и в первую очередь кооперативов. Закон был ориентирован на раскрытие огромных потенциальных возможностей кооперации, на ее возрастающую роль в ускорении социально-экономического развития нашей страны, усиление процесса демократизации хозяйственной жизни, придание нового импульса колхозному движению, на создание условий для вовлечения в кооперативы широких слоев населения. В соответствии с законом, кооперативные формы должны были активно использоваться для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, в жилище, в товарах народного потребления, в работах и услугах, в разнообразной продукции производственно-технического назначения. Этот закон определял основные принципы развития кооперативной демократии, устанавливал отношения между государством и кооперацией, давал кооперативам гарантии в самостоятельном выборе форм хозяйствования, открывал широкие возможности для инициативы и самоуправления, повышая ответственность каждого члена кооператива за результативность своего труда.

Согласно закону «О кооперации в СССР» гражданам предоставлялось право на добровольное вступление в кооператив и свободный выход из него, право на участие в управлении кооперативом; независимость коллективного хозяйствования, а также самостоятельность при принятии решений по выполнению его уставных задач; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, социальную беспристрастность и социальную паритетность в праве на труд и на социальное обеспечение.

Принятие закона в период с 1988 по 1989 г. привело к увеличению числа кооперативов в строительстве, массовом питании, производстве товаров и бытовых услуг – более чем в 10 раз, численности занятых в 10 раз, объема реализуемых товаров и услуг – в 20 раз. С 1988 г. выручки от реализации продукции кооперативов возросли примерно с 1% ВВП до 4,4% в 1989 г. [1].

Столь активное развитие новых кооперативов можно признать как ренессанс предпринимательства в постсоветском пространстве.

Самофинансирование, хозрасчет, коррупция

Изменения затронули и правовое положение государственных предприятий. С 01 января 1988 г. в силу вступил закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», в соответствии с которым, члены трудового коллектива получили доступ к управлению общенародной собственностью. Согласно новому закону предприятие должно было функционировать на основе принципов самофинансирования и полного хозяйственного расчета, т.е. доход после внесения обязательных платежей в бюджет поступал в распоряжение предприятия. Кроме того, в этот период формировалась и другая группа предпринимателей, в состав которой входили чиновники государственного аппарата, партийно-комсомольская номенклатура и руководители государственных предприятий, так называемые «красные директора». Внезапное превращение в собственников и отсутствие опыта делало систему управления крайне неэффективной, а условия неопределенности и угроза смены собственника в результате предстоящей приватизации, заставляли «новоиспеченных собственников» спешить использовать представившуюся возможность в целях перераспределения прибыли. Типичной схемой являлось создание малых предпринимательских структур на базе государственного предприятия (из близких к директору физических лиц), через которое реализовывалась продукция, сырье и другое имущество предприятия, а выручка от этих продаж направлялась на частные зарубежные банковские счета. В итоге, продукция, произведенная с высокими издержками для общества (в лице бывшего государственного предприятия), присваивалась частными лицами.

Осознание того, что эта «благоприятная» ситуация носит преходящий и невозвратный характер, делало для директоров целесообразной продажу продукции по заниженным ценам, что способствовало расхищению государственной собственности. Поскольку «новоиспеченные собственники» не имели права продавать землю и здания, они начали активно сдавать собственность в аренду на весьма продолжительные сроки. Страхуя себя от ответственности за экономические преступления, вся эта деятельность прикрывалась двойной бухгалтерией, а также нерегистрируемыми сделками с наличными деньгами («черным налом»). Все это создавало благодатную почву для криминализации бизнеса, расцвета откровенного цинизма в крупных и средних «предпринимательских» кругах, которые в итоге распространялись на всю систему зарождающегося российского предпринимательства.

Безусловно, это не означало, что весь российский бизнес был коррумпирован и погряз в экономических преступлениях, тем не менее была видна четкая тенденция. Итогом такой хозяйственной деятельности стало резкое неоправданное падение российской экономики.

Начало 90-х годов принято считать периодом радикальных экономических и социальных преобразований, который часто связывают с моментом распада СССР. Политологи предлагают множество креативных названий для «гибридного» состояния постсоветского общества с явной авторитарной составляющей: «демократура», «делегативная демократия», «выборная монархия», «режим – гибрид» и пр. После развала СССР Россия приобрела статус посткоммунистического общества, характеризующегося трансформацией центрально-плановой экономики в рыночную.

Бум предпринимательства

Было положено начало нового государства, в котором особое место было предназначено предпринимателям. От них во многом зависело возрождение страны, предприниматели были реальной силой новой постсоветской России и стали все больше определять ее дальнейшую судьбу, в том числе начали активно участвовать в социально-экономической и даже политической жизни общества и принимать решения государственного значения «на свой страх и риск». Все большее число людей были задействованы в предпринимательстве, так, например, число малых предприятий по стране, за 1991-1993 гг. увеличилось с 268 тыс. до 865 тыс. (следует также отметить, что в этот период существовали другие критерии причисления к малым предприятиям), среднесписочное количество занятых с 5,4 млн чел. до 8,6 млн чел., доля малого предпринимательства в ВВП увеличилась в течение этого периода с 11,3% до 15,5%. По данным статистики, в 1993 г. в частном секторе число малых предприятий намного превосходило количественные показатели в государственном. Развитие малого предпринимательства происходило вопреки налоговому прессу, неразвитости правовой среды, ошибкам приватизации и акционирования. Следует отметить, что для предпринимательства данного периода было характерно стремление уйти в теневую экономику, в отрасли с возможностью быстрой окупаемости затрат. Максимальной отметки в 897 тыс. количество малых предприятий достигло в 1995 г. В дальнейшем этот рекорд так и не был превзойден. Однако, если учитывать критерии отнесения к малым предприятиям, существовавшие до 1995 г., то можно предположить, что число предприятий малых форм хозяйствования в настоящее время превысило уровень 1995 г.

Характеризуя показатели предпринимательства в регионах на примере Тамбовской области, следует отметить, что после экономического кризиса 1998 г. количество малых предприятий за год увеличилось с 3 тыс. в 1998 г., до 4,3 тыс.в 1999 г. В последующие годы наблюдалось постепенное снижение, к 2002 г. количество предприятий вернулось к исходным показателям 1998 г. Основной причиной этих изменений является влияние экономического кризиса, когда экономически активная часть населения увидела выход в создании малых предприятий. По мере затухания воздействия кризиса количество малых предприятий стало постепенно снижаться, вплоть до возврата в 2002 г. на уровень 1998 г. Начиная с 2002 г. наметилась положительная тенденция в увеличении числа малых предприятий, со среднегодовым темпом роста 104,4%. Кроме того, постоянно увеличивалось число индивидуальных предпринимателей (см. рис. 1).

Рис.1. Динамика изменения количества малых предприятий за 1998-2006 гг.

На рисунке 2 видно существенное снижение числа работников малых предприятий в 1999 г. относительно показателей 1998 г. и ее стабилизация в 2002-2004 гг., причина, скорее всего, связана не с реальными изменениями списочного состава работников, а с преднамеренным искажением с целью ухода от уплаты налогов. Этот эффект возник в нестабильных условиях сразу после дефолта 1998 г. и сошел на нет в течение двух последующих лет (2000-2001 гг.).

Рис. 2. Динамика среднесписочной численности работающих на малых предприятиях

за 1998-2006 гг. (тыс. чел.)

Все основные отрасли малого предпринимательства претерпели сходные изменения, в результате которых выросла доля малых предприятий и занятых в них работников в торговле и сельском хозяйстве, а снижение произошло в промышленности и строительстве (см. рис. 3).

Рис. 3. Удельный вес малых предприятий в различных сферах деятельности

от общего количества малых предприятий

В ходе этих изменений произошла деиндустриализация малого предпринимательства: отток из производственных отраслей и увеличение в сфере услуг. Как правило, такие тенденции наблюдаются в условиях недостаточной комфортности для развития предпринимательства [2].

Для более объективной оценки уровня развития малого предпринимательства в этот период необходимо также проанализировать информацию, предоставленную налоговыми службами области. По данным статистики, на малых предприятиях в первом полугодии 2004 г. были задействованы 27,9 тыс. человек, а на условиях договоров гражданского характера были заняты еще 1,8 тыс. человек. Таким образом, доля работников малых предприятий составила 8,1% общей численности занятых на предприятиях и в организациях Тамбовской области.

По отчетности управления области по налогам и сборам на начало 2004 г. дополнительно к этому еще 37 тыс. человек занимались индивидуальной деятельностью без образования юридического лица. В общем количестве экономически активного населения области это в сумме составляет 18%. Следует отметить при этом, что численность зарегистрированных в налоговых органах индивидуальных предпринимателей, в отличии от малых предприятий, постоянно росла. При этом в приведенном анализе не учитывались работники по найму у физических лиц. По оценкам А.Н. Шевцова и В.Н. Лексина, их количество составляло около 4% от общей численности занятого населения, или 15% занятых в секторе малого бизнеса.

На основании приведенных оценок можно предположить, что в малом бизнесе Тамбовской области было задействовано около 22% экономически активного населения (в целом по России аналогичный показатель составлял 20%). Следует отметить, что на этом этапе прослеживается четкая тенденция стабилизации количества малых предприятий и числа занятых в них работников, при стремительном росте предпринимательства без образования юридического лица. Подобные тенденции имеют место и в других областях Центрального федерального округа.

Новые принципы государственной политики содействия развитию предпринимательства

2007 г. и первое полугодие 2008 г. можно с полным правом считать поворотными для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, что обусловлено вступлением в силу базового Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», устанавливающего новые критерии для сектора малых и средних предприятий, а также определяющего новые принципы государственной политики содействия развитию предпринимательства, разграничивающего компетенцию федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, закрепляя основные формы государственной поддержки и др. [3].

В соответствии с законом были определены категории по среднему количеству работников в независимости от вида экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: численность сотрудников микропредприятий не должна была превышать 15 человек, количественный состав малого предприятия был не выше 100 человек (включительно), а численность средних предприятий варьировалась от 101 до 250 человек. Дополнительным критерием стало значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов. Законодательно для каждой категории были определены следующие максимальные значения по показателю «выручка» за предшествующий год:

– для микропредприятий максимальное значение - 60 млн руб.;

– для предприятий малых форм - 400 млн руб.;

– для предприятий средних форм - 1 млн руб.

Таким образом, после вступления в силу закона, все субъекты малого и среднего предпринимательства были разделены на три категории: микропредприятия, малые и средние предприятия (см. рис. 4).

Рис. 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Следует отметить, что в современных условиях в экономике Тамбовской области доля малого предпринимательства очень значительна, при этом ежегодно происходит увеличение количества предприятий, а вместе с тем, и число занятого населения. Вклад малых предприятий в экономику области с каждым годом увеличивается, о чем свидетельствуют данные таблицы.

Таблица

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия)


2007
2008
2009
2010
2011
2012
Количество малых предприятий
(с учетом временно приостановивших деятельность), единиц
4221
6434

8296

8598
Среднесписочная численность работников, человек
37007
57752

62641

62668
Среднемесячная начисленная заработная плата, рублей
6257,3
8648,9

...

13442,8
Оборотмлнрублей
32191,4
60440,3



108384,5
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силамимлн рублей
12850,2
25278,5

...

42403,6
Продано товаров несобственного производства
млн рублей
32126,2
35161,7

...

65980,9
Инвестиции в основной капиталмлн рублей
2564,8
5905,9
7799,9
9039,1
21530,6
9357,8
Без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей

За 2009 и 2011 гг.данные пересчитаны с учетом сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства

Показатель не разрабатывался

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без сумм налогов и аналогичных обязательных платежей [4]

Анализ современного состояния малого предпринимательства

в Тамбовской области

Анализ материалов, предоставленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области показал, что в 2012 г. в области действовало 8,6 тыс. малых предприятий, включая микропредприятия (с учетом временно приостановивших финансово-хозяйственную деятельность), что на 3% больше в сравнении с 2011 г.

В общем числе малых предприятий по итогам 2012 г. преобладали организации и предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (40,6%). На долю предприятий и организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг приходится 15,9%, строительства – 12,1%, обрабатывающих производств – 9,9%, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 8,0%, транспорта и связи – 4,8% общего количества малых предприятий (см. рис.5).

Рис. 5. Распределение малых предприятий Тамбовской области по сферам деятельности

в 2012 году

На малых предприятиях области в 2012 г. было занято 62,67 тыс. человек, среднемесячная начисленная заработная плата составила - 13442,8 руб.при уровне среднемесячной начисляемой заработной плате работников предприятий и организаций - 16861,5 руб.

Анализируя процесс инвестирования малых предприятий в период с 2008 по 2011 г. можно было говорить о ее активизации, в 2008 г. вложения в основной капитал составили 5905,9 млн руб., к 2011 г. сумма увеличилась в 3,6 раза и составила 21530,6 млн руб., а 2012 г. продемонстрировал снижение на 43,46% по отношению к предыдущему периоду. Анализируя показатели по Тамбовской области следует отметить, что произошло увеличение вложений в основной капитал на 20%, в сравнении с предыдущем годом и сумма составила 82570,7 млн руб.

В целом по стране темпы роста инвестиций малых компаний составляют 30-40% в год и в 2-3 раза превышают темпы прироста инвестиций по всей экономике в целом в основной капитал. Однако инвестиции малых компаний составляют лишь 5% от общего прироста инвестиций в основные средства по всем компаниям в России.

Поэтому одна из основных задач Правительства Российской Федерации – создать условия, обеспечивающие в среднесрочной перспективе ежегодный темп прироста малых компаний в 10-15% (общемировой показатель – 20%).

Правительство Российской Федерации проводит активную политику, направленную на повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства по основным факторам: финансовым ресурсам, инфраструктуре, человеческим ресурсам, знаниям и технологиям, государственному регулированию предпринимательской деятельности.

К приоритетам в деятельности Минэкономразвития России по развитию малого предпринимательства относятся:

- работа по снижению уровня административных барьеров (по экспертным оценкам, в ходе административной реформы возможно снизить бремя малого бизнеса по преодолению административных барьеров с 10% до 3% от оборота компаний. Для сравнения, уровень издержек малого бизнеса от избыточных административных барьеров в Германии составляет 3,5% от прибыли малых компании);

- приведение законодательства в соответствии с новым Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в том числе принятие нового закона, регулирующего контрольные мероприятия; изменение законодательства, связанного с социальной защитой малых предпринимателей);

- разработка плана мероприятий по поддержке предприятий неторговой сферы (в том числе продолжение работы по снижению затрат на подключение к объектам инфраструктуры);

- расширение инструментов поддержки малых и средних компаний в рамках финансовой программы поддержки (в том числе создание гарантийных фондов в каждом субъекте Российской Федерации, формирование фондов прямых инвестиций).

Основой государственной региональной политики развития малого и среднего предпринимательства в регионе служит Постановление администрации Тамбовской области от 26.09.2011 № 1298 (ред. от 15.03.2013) «О программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2012-2014 годы». Приоритетной целью данной программы стало создание комфортных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, что способствовало бы формированию конкурентной среды в экономике области. Комплекс программных мероприятий в соответствии с вышеизложенной программой предусматривает 4 основных направления:

- финансовая помощь малым и средним предприятиям;

- имущественная поддержка малых и средних предприятий;

- совершенствование системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства;

- пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, совершенствование системы консультационной, учебно-методологической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предполагаемый объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования (с учетом остатков средств, не использованных в 2012 г.) за весь период реализации Программы - 463,637 млн руб.

Вывод

Реализация комплекса мер государственной поддержки в 2012-2014 гг. должна привести к увеличению числа малых предприятий в 1,5 раза. Среднесписочное число работников должна вырасти приблизительно на 10% и составить в конечном итоге более 30% общей численности занятых в экономике региона. Благодаря увеличению оборота малых предприятий сумма налоговых поступлений должна вырасти в 5 раз.

Таким образом, разработка комплекса мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса позволит ему не только удержаться на плаву, но и стать динамично развивающимся явлением социально-экономической жизни области.

Начиная с 2014 г. вступила в действие подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2014-2020 годы». Данная подпрограмма включает в себя большое количество мероприятий, таких как: организация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредитными учреждениями; предоставление грантовой поддержки как начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, так и уже действующим; субсидирование части затрат предприятий малых и средних форм хозяйствования, проводящих инновационную деятельность; поддержка социального предпринимательства и т.д.


Источники:

1. Бетин О.И., Бетин В.И. Малое предпринимательство: региональный аспект: Монография. - М., 2004.
2. Юрьев В.М., Бетин О.И., Бетин В.О., Смагина В.В. Региональный кластер: теория и практика строительства: монография. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.
3. Мамонтов В.Д. Российское предпринимательство: тенденции движения к новой экономике / В.Д. Мамонтов, Т.Г. Осадчая // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 9. - С. 107-112.
4. Ксанаева М.Б., Аликаева М.В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2013. - № 4 (226). - С. 26-32.
Рекомендуемая литература
5. Черникова С.А., Исаков Ю.А. Трудовые ресурсы как фактор производства // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5 (251). - С. 55-62. - http://www.creativeconomy.ru/articles/31917/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 21:47:36