Концепция государственного регулирования российской экономики

Радзиевская Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 14 (260), Июль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Радзиевская Т.В. Концепция государственного регулирования российской экономики // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 14. – С. 4-12.

Аннотация:
В статье представлен анализ современной концепции государственного регулирования модернизируемой российской экономики, ориентированной на реализацию стратегии развития страны до 2020 г. Автором выделены задачи, которые необходимо решить, чтобы стратегии развития на национальном и глобальном уровне работали согласованно. Сформулированы проблемы, касающиеся системности государственного регулирования экономики.

Ключевые слова: экономика, государство, система, модернизация, регулирование, институты

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современная концепция государственного регулирования экономики(ГРЭ) является совокупностью взаимосвязанных компонент, характеризующих цели, стратегии, принципы и механизмы целенаправленного воздействия на систему хозяйства. Для эффективной модернизации экономики, провозглашенной в России политическим руководством страны, необходимо детализировать каждую из них, опираясь на определения сущности и содержания регулирования, приведенные в работах [1–3] и уточненные автором в [4].

Цели, стратегия и принципы ГРЭ

Цели ГРЭ включают создание условий для модернизации российской экономики и ее стабильного развития, наведение в стране экономического порядка, способствующего свободе предпринимательства, поощрению конкуренции, ответственности участников экономических отношений, воздействие на структуру экономики и влияние на социальную сферу. В соответствии с системным подходом установка контрольных индикаторов должна быть выполнена таким образом, чтобы поставленные цели в процессе регулирования анализировались на осуществимость, сочетаемость и непротиворечивость, что также предполагает общую оценку результирующей эффективности действий государства по ГРЭ.

Стратегия ГРЭ должна различаться при действиях внутри страны и за ее пределами. При регулировании на национальном уровне применяются механизмы в виде согласованных форм, методов и инструментов, в результате работы которых возникает учитывающая страновую специфику самоорганизация, ориентированная в нужном направлении.

При глобальном регулировании, осуществляемом для снижения государственных издержек, приходится учитывать совокупность новых обстоятельств в виде отсутствия единой координирующей власти, институциональных различий и суверенных прав всех государств-участников. Между ними возникают рыночные отношения, оттесняя или видоизменяя используемые для внутреннего регулирования иерархические структуры «правительство – государственный аппарат – специальные органы».

Для согласования стратегий национального и глобального регулирования необходимо решить, по меньшей мере, три задачи:

– уточнить правила в отношении норм собственности, касающихся глобальных ресурсов, которые могут пересекаться с национальными;

– сформировать эффективный механизм глобального регулирования исходя из минимизации трансакционных издержек и методов управления ими;

– усовершенствовать институты, снижая значение принуждения в виде санкций и вооруженного вмешательства в пользу добровольного принятия взаимовыгодных решений.

При этом экономические потери в краткосрочной перспективе вполне возможны, а порой неизбежны, но ориентация на долгосрочные выгоды может их оправдать. С этих позиций, по-видимому, следует оценивать вступление России в ВТО.

Принципы ГРЭ предполагают ограниченный объем вмешательства государства в экономику при согласовании интересов субъектов и объектов регулирования, обоснованность принятия решений, рассчитанных на перспективу и возможность уточнения при изменении внешних условий. Эти принципы, вытекающие непосредственно из экономического анализа, необходимо дополнить другими, следующими из системного подхода и ориентированными на совершенствование регулирования:

– системность, основанная на применении взаимоувязанных форм, методов, включая: административные, экономические, институциональные; прямые и косвенные; внутри- и внешнеэкономические;

– согласованность, предусматривающая совмещение основных направлений социально-экономической деятельности государства с интересами большинства населения;

– единство, обеспечивающее сходство управляющих действий на всей территории страны при фактическом равенстве прав субъектов экономической деятельности;

– ответственность, определяющая обязательства федеральных, региональных и муниципальных органов власти за свои решения, включая необходимое и своевременное финансирование принятых социально-экономических программ и проектов;

– эффективность, являющаяся мерилом развития экономики, ее стабилизации, отражающая уровень обеспеченности национальной безопасности страны;

– универсализация, предполагающая единообразие требований к эффективности общественного производства независимо от форм собственности, меж- и внутриотраслевой принадлежности;

– социальная направленность, содействующая улучшению социальной инфраструктуры, демографической ситуации, повышению жизненного уровня населения.

Проблемы, касающиеся системности государственного регулирования экономики

Рассматривая действия в области государственного регулирования экономики как системные, выделим три уровня, которым должны соответствовать применяемые формы и методы. Первый уровень связан с национальными особенностями и опытом, ранее накопленным нашими гражданами. Особенность России определяется ее большим по сравнению с другими странами хозяйственным пространством, неравномерно распределенным по территории. Очевидно, что степень готовности к преобразованиям, связанная с природно-географическими, социально-экономическими факторами различных территориально-административных образований, весьма отличается. Подтверждением этого являются инициативы центра и регионов по объединению, укрупнению экономических потенциалов для выравнивания уровней жизни ряда близлежащих территорий.

Для данного уровня системности при отработке форм и методов, включая налогово-бюджетное, денежно-кредитное регулирование и стимулирование, институциональные преобразования и неприемлемость радикальных изменений складывающегося жизненного уклада населения, не следует предпринимать никаких резких действий в части натурализации хозяйственной деятельности граждан, полной или частичной конфискации их сбережений, включая денежные. Необходимо также методами государственного регулирования, включая административные и экономические, улучшать функционирование государственного аппарата, чтобы так называемый институт «российского бюрократизма» со всеми его отрицательными качествами был максимально подавлен.

Второй уровень системных действий связан с развитием уже существующих рыночных отношений в российском обществе. Можно выделить ряд базовых экономических институтов, которые в различной степени завершенности присутствуют в России. Это частная собственность, крупный, средний и малый бизнес, корпорации, банки, рынки факторов производства, товарный рынок, денежное обращение, налогообложение. Конечно, после семидесятилетнего периода централизованной экономики нельзя рассчитывать на быстрое создание новой совершенной системы хозяйствования, т.к. страна находится в процессе ее формирования.

В отношении прав собственности отметим, что существующая неустойчивая ситуация, когда со стремлением к дальнейшей приватизации в обществе одновременно выдвигаются идеи национализации или деприватизации, наиболее выгодна участникам, ориентированным на реализацию привлекательных для них правомочий из «пучка прав» собственности.

Рассматривая финансовую систему России, приходится констатировать ее несовершенство, проявляющееся, в частности, как в недостатках инвестирования в национальную экономику, так и в слабой привлекательности для зарубежных инвестиций. Прослеживается непоследовательность действий по координации потоков финансовых ресурсов в экономике страны.

Банковская сфера, как важная составляющая более крупной финансовой системы, несмотря на внимание к ней власти, недостаточно адаптирована по своей структуре и размерам активов к масштабному кредитованию реальных секторов экономики – выдаваемые суммы и сроки их погашения, как и проценты по займам в условиях существующей инфляции не в состоянии дать толчок для устойчивого социально-экономического развития. Явно недостаточна капитализация большинства предприятий и фирм, а финансово-промышленные группы формируются медленно и даже образовавшись, из-за борьбы кланов и внутренних противоречий, не всегда становятся устойчивым источником инвестиций и перспективных производств.

Денежное обращение современной России также полностью не устоялось, ибо трудно трактовать иначе закрепившиеся средства платежа и обращения в виде рубля при мерах стоимости и накопления в виде доллара и евро (фонд национального благосостояния, валютные резервы ЦБ).

Отмеченная несбалансированность действий по государственному регулированию экономики, как и ее механизма, свидетельствует о нахождении нашего общества по ряду позиций в фазе переходной экономики. При этом экономические агенты должны действовать в разных направлениях, а характер их поведения вместо предсказуемого регулярного имеет черты стохастического. То есть, трудность прогнозирования действий одного агента порождает непредсказуемость ситуации для других участников хозяйственной жизни.

Таким образом, на втором уровне системных действий, связанных с развитием уже существующих в России рыночных отношений и институтов для проведения модернизации экономики, при государственном регулировании необходимо:

– преобразовать механизмы и соответствующие им формы и методы хозяйствования таким образом, чтобы криминализация общества, проявляющаяся в том числе через коррупцию бюрократии, была существенно снижена;

– произвести согласование основных направлений и способов экономической деятельности ее участников, при этом персонифицировать ответственность как предпринимательского, так политического и чиновничьего классов;

– найти решение по накопившимся противоречиям в области отношений собственности, используя при этом понятные, а значит воспринимаемые обществом критерии возможных дополнительных преобразований, основанных на правовом подходе в сочетании с мерами по ликвидации неэффективных собственников;

– осуществить с широким привлечением частного бизнеса приоритетную реализацию программ по ликвидации допущенного технологического отставания в отечественных базовых производствах, определяющих, в том числе, и национальную безопасность страны, включая сферу подготовки трудовых ресурсов (например, инженерно-технических кадров для промышленности);

– нормализовать деятельность финансовой системы, устранив непоследовательность и фрагментарность ее функционирования;

– повысить уровень адаптации банковской системы, сделав кредиты для населения и осуществления хозяйственной деятельности действительно доступными;

– постепенно избавляться от неравномерности регионального развития страны путем рационального распределения административных и материальных ресурсов, поддержки территорий, исключив из нее факторы политического давления в интересах отдельных властных структур.

К третьему уровню системности при государственном регулировании экономики можно отнести действия, трактуемые как глобальные и связанные с устоявшимися процессами в мировой экономике. В силу относительной малости временного интервала экономических преобразований в России эта область деятельности наиболее ограничена, главным образом, финансовыми и внешнеторговыми отношениями. Вместе с тем, в перспективе усилия государства должны все больше направляться на создание транснациональных корпораций с заметным и выгодным для страны российским участием, которое заменит порой не институциональное и слабо предсказуемое поведение отдельных отечественных фирм на мировом рынке.

Другое направление усилий, способствующих включению России в мировую экономическую систему – активное участие в деятельности международных экономических организаций (таких, как мировой банк, всемирная торговая организация и др.) и межгосударственные экономические соглашения. Примеры наиболее результативных действий руководства страны в этих направлениях уже присутствуют.

Задачи, на решение которых направлено ГРЭ

Содержание механизма ГРЭ формируется на основе использования функционального и структурного подходов [1–3]. В первом случае механизм представляется в функциональной связи определяющих его явлений и используется для реализации основных функций ГРЭ, во втором – интерпретируется как совокупность составляющих, включающих взаимозависимые формы, методы и инструменты, соответствующие выбранным функциям. Отличительной особенностью условий, в которых функционирует механизм ГРЭ, является наличие противодействия, которое возникает по различным причинам и способно затруднить или даже сорвать его работу. Причинами противодействия регулированию с названными выше целями могут быть антагонизм, соперничество, коррупционные интересы и т.п. Поэтому при обосновании рациональных способов работы механизма ГРЭ необходимо учитывать эти факторы, определяющие результирующую эффективность.

В стратегии развития страны до 2020 г. особо выделены проблемы создания инновационной экономики и человеческого капитала. Если рассматривать выдвинутую стратегию как крупнейший системный проект, то основные его составляющие, реализуемые лишь при активной роли государства, должны обеспечить решение трех важнейших взаимосвязанных задач, а именно:

– преодоление невиданной по масштабам криминализации страны, многократно возросшей со времен СССР;

– устойчивый рост уровня и качества национального человеческого капитала, включающего науку, образование, ментальность как основные компоненты. Понимание того, что человеческий капитал первичен и является основой национального богатства, должно стать государственной позицией, последовательно утверждаемой конкретными действиями во всех региональных и муниципальных образованиях. Лишь при наличии такого понимания можно всерьез рассчитывать на рост прибыли и совершенствование средств производства, тем более что данный России свыше природный капитал этому способствует в полной мере;

– создание новой системы, основанной на инновационной экономике и передовой науке. Несмотря на многочисленные инновационные программы, о которых на разных уровнях многократно заявлялось в течение последних десяти лет, реальные результаты в плане создания условий для расширенного воспроизводства инноваций, развития институтов по защите интеллектуальной собственности, модернизации экономики на базе совершенных технологий и, главное, улучшения жизни населения оставляют желать большего.

Выводы

Концепция государственного регулирования экономики, системно обоснованная автором, является совокупностью взаимоувязанных компонент и представляет собой общий замысел государственного регулирования модернизируемой российской экономики на современном этапе.


Источники:

1. Национальная экономика: под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд РАГС, 2010. – 512 с.
2. Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещев-ский, С.М. Сотников. – Воронеж.: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 240 с.
3. Радзиевская Т.В. Механизм государственного регулирования российской экономики: сущность, формы, эффективность / Под ред. В.В. Гаврилова. – М.: Экономика, 2013. – 285 с.
4. Радзиевская Т.В. Сущность и содержание государственного регулирования развитых и переходных экономик // Российское предпринимательство. – 2014. – № 12 (258). – С. 103–111.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 14:39:24