Детерминанты развития логистики и управления цепями поставок

Мухаметзянова Л.Х.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (261), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мухаметзянова Л.Х. Детерминанты развития логистики и управления цепями поставок // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 15. – С. 114-122.

Аннотация:
Рассмотрены такие детерминанты развития логистики и управления цепями поставок, как глобализация экономической деятельности, рост конкуренции на рынках товаров и услуг, развития аутсорсинга бизнес-процессов и функций управления. Определены этапы эволюции стратегической цели управления цепями поставок и логистические решения по справедливому распределению доходов среди участников цепей поставок.

Ключевые слова: логистика, управленческие решения, управление цепями поставок, эффективность, тенденции, детерминанты, цели

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Исследование современного состояния научного знания и практического использования логистики и управления цепями поставок позволяет сделать некоторые выводы об основных аспектах их содержания и соотношении логистики и управления цепями поставок.

Управление цепями поставок

Прежде всего, управление цепями поставок связано с реализацией возможностей по комплексному управлению товарно-материальным потоком по всем функциям, а также между членами цепи поставок. Хотя эта идея является очевидной и продуктивной, понятие снижения затрат в цепи поставок, включающей более одной системы принятия решений, не является новой. Использование системного подхода и экономико-математических моделей исследования операций позволяло и раньше оптимизировать цепи поставок по критерию минимума затрат [1].

Логистика в настоящее время рассматривается как подсистема в управлении цепочками поставок. Сфера логистики ограничивается функциями внутри организации и, в первую очередь, касается деятельности руководства как интегратора. Межфункциональные и межорганизационные функции управления уже включаются в сферу управления цепочками поставок, а не логистики. Логистика как функциональный вид деятельности в организации заменяет физическое распределение.

Бизнес-процессы закупок и производства в настоящее время включены в сферу управления цепочками поставок. В результате, управление цепями поставок отвечает за 70-80% общих затрат участников цепи.

Многие функциональные области деятельности организации включаются в управление цепями поставок, так что теряют свою идентичность и целевую направленность.

Хотя управление цепочками поставок способствует координации взаимодействия, интеграции принятия управленческих решений, построению отношений и сотрудничеству участников цепи, реальные и эффективные цепи поставок в настоящее время распространены не столь широко. В наибольшей степени реализованы цепи поставок (отдельные звенья), включающие взаимосвязи между организацией и ее поставщиками первого уровня.

В настоящее время управление цепями поставок трактуется как логистика, а не как самостоятельная научная дисциплина и практика. Возможно, управление цепями поставок получит более широкое распространение и развитие, когда их преимущества станут очевидными, вследствие более глубокого научного обоснования и практического использования, разработки методов и инструментов принятия рациональных и оптимальных управленческих решений.

Экономическая эффективность цепи поставок

В основе ускоренного развития логистики и управления цепями поставок лежат такие их детерминанты, как глобализация экономической деятельности, требующая координации международных и региональных товарно-материальных и сервисных потоков, рост конкуренции на рынках товаров и услуг, обусловливающий необходимость снижения совокупных издержек, развитие аутсорсинга бизнес-процессов и функций управления, ведущее к сокращению трансакционных и альтернативных затрат.

Современный взгляд на логистику и управление цепями поставок связан не только с формированием спроса, снижением затрат, ростом качества обслуживания клиентов и повышением на этой основе эффективности деятельности, хотя все это и в дальнейшем будет иметь важное значение для развития логистики и управления цепями поставок. Новый акцент следует сделать на проектирование и эксплуатацию цепочек поставок с целью роста доходов организаций и максимизацию их вклада в увеличение прибыли, а также капитализации.

Стратегическая цель управления цепями поставок, понимаемая как минимизация совокупных затрат участников цепи (отдельных звеньев) при условии соблюдения стандартов качества обслуживания клиентов, должна трансформироваться в другой целевой ориентир, впрочем тесно связанный с первым, и формулируемый как максимизация отношения прибыли участников цепи поставок к ее активам. Более строго данный целевой показатель результативности и эффективности рассматриваемой цепи поставок может быть рассчитан по следующей формуле [3]:

где R – экономическая эффективность цепи поставок (%), которая, к сожалению, не включает социальную и интеллектуальную эффективности;

D – доход, который относится к вкладу цепочки поставок в продажи товаров и услуг каждого ее участника, млн руб.;

С – текущие затраты, к которым относятся расходы, понесенные в бизнес-процессах цепи поставок, млн руб.;

А – активы, которые относятся к инвестициям в объекты и оборудование для поддержки процессов цепочки поставок, млн руб.

Основным показателем экономической эффективности в настоящее время является отношение прибыли к активам или возврат на инвестиции в качестве меры для оценки стоимости стратегических альтернатив. Когда инвестиции сделаны для улучшения качества обслуживания клиентов, то традиционный возврат на инвестиции преуменьшает преимущества стратегий, не учитывая возможности повышения доходов. В то время как рассмотренный показатель эффективности учитывает многообразные последствия (прежде всего, экономические) единовременных вложений в развитие цепей поставок.

Автором проведено исследование эволюции определения стратегической цели управления цепями поставок от начальной цели формирования стратегических альянсов на основе контрактного соглашения о долгосрочном сотрудничестве в середине ХХ в. до будущей и частично реализуемой в настоящее время цели оптимизации соотношения экономической, социальной и интеллектуальной эффективности цепей поставок в начале и середине XXI-го века (см. рис. 1).

Рис. 1. Эволюция определения стратегической цели управления цепями поставок

Справедливое распределение доходов в цепях поставок

Формирование новых, а также трансформация и реформирование существующих в настоящее время цепей поставок, являются непрерывным процессом, этапы которого и соответствующие им управленческие решения можно представить в следующем виде [4, 5].

1) Разработка общего понимания цепи поставок. Менеджеры участников цепи поставок должны установить ведущие организации и роль своей организации в данной цепи поставок, а также понять ценностное предложение цепи поставок клиентам. Здесь имеет значение составление карт критических процессов, определение основных технологий производства продукции и услуг и установление взаимосвязей с существующими и потенциальными клиентами, что помогает принимать обоснованные управленческие решения.

2) Определение позиции организации в цепи поставок. Менеджеры участников цепей поставок должны критически пересмотреть стоимость предложения продукции и услуг своей организации, а также определить основные компетенции. Затем разрабатываются конкретные процессы и управленческие решения для поддержки установленных ключевых компетенций.

3) Создание инфраструктуры цепей поставок. В понятие инфраструктуры цепей поставок включаются взаимоотношения с заказчиками товаров и услуг, а также поставщиками каждого участника цепи поставок. Это требует классификации и ранжирования партнеров на входе и выходе цепи поставок по степени их важности, а также создания соответствующих отношений с различными классами (группами) клиентов. Некоторые отношения требуют интенсивного развития, а другие – применения эффективных и стандартизованных процессов и процедур принятия управленческих решений. Первоначальная классификация партнеров в цепи поставок должна проводиться по признаку их прибыльности и долгосрочного роста.

4) Выравнивание доходов участников цепи поставок с учетом обеспечения повышенной доходности производственно-коммерческой и сервисной деятельности тех из них, кто проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки для покрытия повышенных расходов на начальном этапе разработки инновационных продуктов и услуг.

5) Развитие интеграционных механизмов в цепях поставок предполагает выявление внутренних и внешних препятствий для сотрудничества, определение возможностей повышения степени взаимодействия и доверия, а также разработку приоритетных программ на основе принятия рациональных и оптимальных управленческих решений.

6) Постоянный пересмотр, реформирование и трансформация цепей поставок для повышения их динамичности, гибкости, оперативности реагирования на изменение внешней среды и таких внутренних факторов развития, как рост ресурсного и инновационного потенциала цепей поставок.

Считается, что сотрудничество и координация будут основой достижения преимуществ эффективного использования ресурсов в цепях поставок. Когда участники цепей поставок удовлетворены состоянием взаимодействия и имеют высокие показатели результативности и эффективности своих бизнесов, их отношения остаются позитивно неизменными. Однако во многих случаях подобного не происходит, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Следует признать, что необходим надежный механизм, использование которого в цепях поставок обеспечит их общесистемные преимущества и сохранение стимулов для продолжения сотрудничества.

На практике существуют как формальные, так и неформальные способы и соответствующие им логистические решения, обеспечивающие справедливое распределение доходов среди участников цепей поставок. К формальным способам справедливого распределения доходов относится регулирование цен на продукцию и услуги в цепях поставок, обеспечивающее разумную рентабельность производства товаров и услуг (установление так называемых «справедливых» цен»), и применение более дифференцированных скидок (надбавок) с цен в зависимости от объемов единовременных партий поставок. В цепях поставок следует поощрять также рост качества продукции и поставку ее инновационных видов, что требует значительных расходов производящих их предприятий. Это поощрение заключается в установлении специальных на определенный период цен, обеспечивающих частичное возмещение производителям их более высоких расходов. К неформальным способам распределения доходов среди участников цепи поставок относятся предлагаемые стимулы принуждения (оказания давления ключевых участников цепи поставок на ее рядовых участников в интересах всей цепи поставок) и поощрения сотрудничества (инвестиционное и инновационное сотрудничество, обучение персонала).

Формальные и неформальные управленческие решения по справедливому распределению доходов среди участников цепей поставок представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Формальные и неформальные решения по справедливому распределению доходов в цепях поставок

В основе экономической, социальной и интеллектуальной эффективности цепей поставок и благосостояния их участников лежат два базовых принципа: сотрудничество и доверие. Использование этих принципов управления цепями поставок требует учета особенностей распределения собственности в цепях поставок, стратегического планирования, формирования доходов участников цепи и признания общей ответственности за ее эффективное функционирование и развитие.

Выводы

1. Методами поддержки сотрудничества и доверия в цепях поставок являются мониторинг и оценка потенциальных выгод от реализации базовых принципов, применение формальных и неформальных способов распределения доходов, информационный и коммуникационный обмен между участниками цепей поставок.

2. Значение логистики и управления цепями поставок в национальной и региональных экономиках, а также предприятиях всех секторов будет расти, вследствие расширения международных и региональных экономических, образовательных и гуманитарных связей, роста конкуренции на рынках товаров и услуг в глобальной экономической среде, использования эффективного аутсорсинга и современных форм управления и ведения бизнеса.

3. Основные тенденции развития логистики и управления цепями поставок в укрупненном виде заключаются в применении системного, процессного и логистического подходов к проектированию и трансформации цепей поставок, использовании функций стратегического управления, более полной реализации таких принципов, как координация деятельности, интеграция управления и оптимизация принимаемых решений, разработке методов справедливого распределения доходов и выгод, изменении соотношения функций логистики и управления цепями поставок, широком применении, в том числе, и на оперативном уровне экономико-математических методов принятия логистических решений и стандартных программных бизнес-приложений [2].


Источники:

1. Гордеева С.Е. Логистическое моделирование планирования экономичного размера партии товаров для сети магазинов «Пятерочка» в Самаре / С.Е. Гордеева, А.Ф. Крячков // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: Н.А. Чечин, С.А. Ерошевский (отв. ред.) и др. - Вып.1, ч.1. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2008. – 308 с.
2. Современное состояние и тенденции развития логистики и управления цепями поставок в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/7064/.
3. Статистика эффективности функционирования экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy-web.org/?p=565.
4. Управление цепочками поставок (SCM) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hetnet.ru/business/solutions/20/.
5. Яхнеева И.В. Управление эффективностью цепей поставок с учетом профиля рисков // Российское предпринимательство. — 2013. — № 6 (228). — c. 100-106. — http://www.creativeconomy.ru/articles/28543/

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:57:52